КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА
(1902-1987)
Клиент-центрированный подход Роджерса основывается на том, что не содержание проблемы, а глубокие переживания клиента являются областью психотерапии. Роджерс подчёркивал, что психотерапия не ориентирована ни на теорию, ни на проблему, а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он ключевая фигура в коррекции изменений. Ввёл термин «клиент». Термин «клиент» в большей степени, чем пациент отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответственен за своё изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения.
Одна из гипотез: человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент.
Акцент делается на факторах, определяющих рост клиента.
Суть психотерапевтического контакта К.Роджерс описывает метафорой «садовника»: Хороший психотерапевт, словно садовник, бережно, терпеливо с любовью и вниманием лишь создаёт условия для акцентуации внутренних механизмов роста личности клиента.
В 60-70-х годах подход значительно расширился и стал именоваться «человекоцентрированным» подходом к терапии или «человекоориентированным».
Основные понятия клиент-центрированного подхода:
«Поле опыта» —Человек через свой внутренний мир воспринимает внешнюю реальность, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).Система внутренних отношений человека, составляющая его «Я» представляет его самость.
|
|
Самость включает реальное и идеальное «Я».
«Я»-реальное — система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.
«Я»-идеалъное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.
К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное. Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост.
Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности — признак душевного здоровья.
Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.
По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я».
|
|
Результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны является возникновение тревоги и нарушение психологической адаптации. Возникает необходимость психологического роста и тенденция к самоактуализщии — один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционирований.
Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания и являются своеобразными фильтрами, порождающими неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт (сталкивание, контакт) неконгруэнтности (несоответствия) между «самостью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.
|
|
Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.
Цель коррекции: формирование у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями.
К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:
1. Безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам
Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного позитивного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента. Это предполагает избегание открытой или скрытой оценки, одобрения или неодобрения, интерпретаций, доверие к ресурсам клиента, имеющим глубокую тенденцию к самоактуализации. Но терапевт не должен создавать для каждого «дорожную карту», каждый человек должен идти своим путём самоактуализации, клиент сам себя по избранному им направлению. Одна из метафор клиент-центрированнной психотерапии – метафора парного танца, в котором клиент ведёт, а сопровождает психотерапевт. Для иллюстрации этого приводят причту: Мальчик пришёл на школьный двор и увидел там лошадь. Он влез на неё. Лошадь вышла со школьного двора и пошла по дороге, постоянно сбиваясь с пути пощипывая травку. Ребёнок сдерживал её, не давая уйти ей в сторону. Через некоторое время лошадь вошла во двор фермы, хозяин которой удивлённо спросил мальчика: «Откуда ты знаешь, что это моя лошадь?». «А я и не знал, - ответил мальчик. – Я просто не давал ей сбиться с пути».
|
|
Восприятие проблем клиента вне призмы греха, эффективно способствует личностному росту самого клиента. Например, к психотерапевту обратилась женщина со следующей проблемой: «У неё есть 14-летний сын, мужа нет. Есть любимый человек, но он не хочет приходить к ней домой, т.к. пока не может найти контакт с сыном. Несколько раз в неделю женщина оставляет сына одного на ночь и уходит к любимому человеку. При этом считает себя ужасной матерью. И не знает, как ей быть дальше» Столкнулись две ценности: любви к мужчине (которая переживается как грех и имеет негативную оценку) и материнства (позитивная оценка). Задача психотерапевта освободить клиента от рассмотрения каких-либо своих желаний через призму греха.
2. Эмпатия (войти в кожу клиента или войти в ботинки клиента)— понимание мира клиента таким, каким клиент видит его сам. А также поощрение клиента на дальнейшее исследование своего внутреннего мира. Эмпатически отреагировать – это дать понять клиенту, что действительно понят (Не «Я Вас хорошо понимаю», А «Вы чувствуете обиду», «Вы словно раздваиваетесь», «На Вас много навалилось», «Да, это очень тяжело, учиться на своих ошибках»).
3. Аутентичность или Конгруэнтность – (равенство) чувств и высказываний, иначе не будет доверия у клиента отражает следующие существенные признаки поведения психолога:
- соответствие между чувствами и содержанием высказываний;
- непосредственность поведения;
- неотгороженность;
- инструментальность концепций;
- искренность и пребывание таким, какой психолог есть.
Конгруэнтность рассматривается как базовое условие, способствующее росту клиента.
Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.
4. Воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции
клиента в новом, более реалистичном видении. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.
Специфика данной терапии в том, что она рассматривает эти условия не как желательные (психоанализ), а как обязательные.
Позиция психолога.
К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента — это так называемая «триада К. Роджерса»:
- конгруэнтность в отношениях с клиентом;
- безусловная положительная оценка по отношению к
клиенту;
- эмпатическое восприятие клиента.
Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.
Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности (рассматривали выше), вербализация, отражение эмоций.
Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат,
Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:
Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о с ноем детстве, вы испытывали грусть?
Клиент: Да, но еще и досаду.
Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?
Клиент: Совершенно верно.
Признаки эффективности коррекционной работы:
- клиент становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого болеереалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;
- эффективнее решает свои проблемы;
- улучшается психологическая приспосабливаемость,
приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;
- восприятие своего «Я»-идеального становится более
доступным и реалистичным;
- вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается
тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;
— повышается степень положительной самооценки;
— оценку и выбор воспринимает локализованными внутри
себя, доверяет себе;
- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;
- происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое
может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;
— поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме.
Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.
ЛОГОТЕРАПИЯ
Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам:
1. достижения максимальной любви и власти
2. к поиску смысла жизни и самоактуализации.
Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией.
Основателем логотерапии (от греческого «logos» — слово и therapeia — забота, уход, лечение) является В. Франкл.
Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его»,
Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума и экзестенциальной фрустрации, выступающей причиной неврозов, связанных с апатией, депрессией, утраты смысла жизни, а также к минимизации внутреннего напряжения (м.б. привести пример из Камю «Посторонний»)
В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:
Способствующие созиданию духовной личности.
Разрушающие духовность.
Безразличные по отношению к духовности.
Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого человека эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность.
Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни.
Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в котором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах — смысл жизни всегда может быть найден.
В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». Но В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.
Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как правило, потеря смысла жизни происходит при сильных пси-хотравмирующих событиях: гибели близких людей, участи в военных действиях и т.д.
Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни.
Одним из главных источников смысла жизни является религиозная вера. Вместе с тем религия не является единственным источником обретения смысла жизни. В рамках логотерапии эта проблема может одинаково решаться и верующими и неверующими людьми.
Уникальный смысл лизни или выполняющие туже функцию обобщенные ценности, могут быть найдены каждым человеком в одной из тpёx сфер:
- творчестве;
- эмоциональных переживаниях;
- сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.
Ценности— это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества. Из трех групп ценностей — творчество, переживания и отношения — приоритет принадлежит ценностям творчества. В ценностях переживания Франкл особенно выделяет любовь как переживание, имеющее наибольший смысловой потенциал.
Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла.
Отсюда вытекают основные положения логотерапии:
1. Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.
2. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.
Техники
Основным в практике логотерапии является метод «Сократовский диалог». Задача данного приема — вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» — своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.
Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом, клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.
Метод дерефлексии. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях — то,
что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.
2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что
психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать (мысли о смерти при онкозаболеваниях, страхи возможных сердечных приступов). При этом активно используются различные проявления юмора. Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляются страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожидания — страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).
В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией.
Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). В концентрационном лагере и большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни».
Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.
В логотерапии также используется персональное осмысление жизни. Прием заключается в тoм, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать,показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
От латинского Exsistentia – существование.
К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.
Основные положения:
- человек есть целое, несводимое к сумме его частей;
- человек существует в контексте собственных человеческих проблем;
- человек способен к осознанию и способен действовать
рационально;
- человек всегда имеет выбор;
- поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.
«Диалог» — понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Например: «Я— ты».
«Опыт». Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца. Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».
«Переживание» — понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Переживание — это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание — максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.
«Аутентичность» (подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно — проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, — бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это бытие при котором индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
«Самоактуализация». По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра («самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В основе понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.
«Ценность» — понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность – условие приобретения смысла. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные «Я».
А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:
В-ценности— бытовые ценности, ценности полноты бытия.
D-ценности — депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.
Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности — порождения индивида и его, направленные на мир, переживания, в то время как D-ценности — требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.
«Бытие в мире». Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного «Я» как пребывающего в мире:
во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;
во-вторых, это подлинное существование «самости»;
в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;
в-четвертых, бытие — это «modus vivendi» в отличие от «modus operandi»;
в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.
Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления» а сама категория бытия соизмерима с категорией мир».
«Жизненный мир» — понятие, введенное и разработанное Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир» — понятие, фиксирующее самовстраинание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие «жизненный мир» не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.
«Событие» — скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.
Цели коррекции.
Основная цель экзистенциальной коррекции — помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении.
Задача экзистенциального взаимодействия - безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
Позиция психолога - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.
Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции
- Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
- Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
- Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить,
- Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
- Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования и ожидания от клиента. В экзистенциальной психокоррекции, основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.
Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности. Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе. Иногда этот интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции.
Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и ожидание открытия.
Техники
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и нынешний мир».
На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир».
В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.
Первый подход — упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. В контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и жизни в настоящем — таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.
Второй подход — культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации — таковы основные предпосылки реализации данной установки.
Третий подход— помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.
Психолог создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне.
Четвертый подход — уникальность и идентичность. Происходит поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании диффереицировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки — открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где «Я», «Мое», а где «Не я», «Не мое», и переживание своей идентичности, своего «Я» как уникального неповторимого жизненного мира — таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
Пятый подход — работа с тревогой, В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила — снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.
Отношение со временем. Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) — важный момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: «Как вы представляете себе нашу с вами встречу через 10 лет?» — может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением
собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления может повысить степень личностной реализации в настоящем времени.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!