Антропологическое направление



Проблема человека всегда волновала философию. Однако решительный поворот в сторону антропологической проблематики произошел в ХХ в. К числу первых вариантов, обращенных к «философии существования», относится учение С.Кьеркегора (1813-1855). Главным пунктом своей философии Кьеркегор сделал проблему человеческой субъективности, существование человека. Понять и познать человека, по Кьеркегору, можно путем погружения внутрь самого себя. Таким образом, человек и его существование становится предметом вненаучного, иррационального типа познания.

Нередко антропологизм преувеличивал значение нерациональных форм постижения человека. Истоки иррационализма (от лат., означающего неразумный) восходят к А.Шопенгауэру (1788-1900), прямому предшественнику «философии жизни». В работе «Мир как воля и представление» отстаивал примат (приоритет) воли по отношению к разуму. Воля – слепая, бессознательная жизненная сила, ненасытная, вечно неудовлетворенная достигнутым. Таким образом, природа человека есть источник страданий. Познание открывает человеку 2 выхода: 1) путем искусства (поэзии, музыки, живописи) человек получает временное частичное избавление; 2) путем отрицания самой воли к жизни человек получает окончательное избавление. Жизнь есть постоянное страдание, но воспроизведение ее в искусстве доставляет хотя бы временное удовлетворение и радость. Окончательное избавление связано с отречением от мирских забот, умерщвлением желаний. Образцом может служить христианский аскетизм и достижение нирваны как цели, выдвинутой восточной мудростью. Человек остается жить, но жизнь для него ничто. Существующий мир Шопенгауэр назвал «наихудшим из возможных», а свое учение – «пессимизмом».

Ф.Ницше (1844-1900) в основных сочинениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» показал, что мир не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к трагическим для человечества последствиям.

Согласно Ницше, мир можно обозначить словом «жизнь». Основные признаки мира: 1) образ мира как «огня», потока становления; 2) «воля к власти», активное взаимодействие сил. Познание истины должно быть соединено с волей действовать, властью верой, без которых не существует даже поиска истины.

Смысл человеческого бытия – приход «сверхчеловека» как следующего за человеком этапа биологической эволюции (сверхчеловек относится к человеку, как человек к обезьяне). Сверхчеловек есть альтернатива «последнему человеку», ему абсолютно чужды религиозные обязательства перед богом и социальные обязательства перед людьми. Сверхчеловек-творец, он не оглядывается на оставленное позади. Средством возникновения сверхчеловека, по Ницше, является воспитание человека (диета, физиология, физкультура, подбор брачных пар, предупреждение размножения больных и неполноценных путем стерилизации). Идеи теории «сверхчеловека» Ницше, стоящего «по ту сторону добра и зла», отрицающего мораль, утверждающего культ сильной личности, волю к власти были восприняты идеологией фашизма, объявившего Ницше своим идейным и духовным вождем.

Европейская культура движется к краху. Нужны новые люди, которые взяли бы на себя смелость «переоценки всех ценностей», у которых была бы воля к творчеству нового.

К антропологическому направлению принадлежит психоаналитическая школа. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его изучение и философское толкование. З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, ощущаются бессознательно (в снах, гипнотических состояниях, оговорках, описках и т.д.). Это «низшее» бессознательное – процесс творчества, где интуиция, воображение скрыты от сознания. В человеческой психике Фрейд выделил 3 взаимодействующие стороны: Оно (Id), Я (ego), Сверх-Я (super-ego).

 Оно (бессознательное) состоит из инстинктов: сексуальных (либидо), агрессивных, жизни и смерти. Инстинкты определяют характер деятельности человека, удовлетворение его потребностей.

Я – это сознание индивида. Сверх-Я – совокупность установок общества, перенесенных вовнутрь психики индивида (проявляется в виде совести).

Фрейд пытался найти баланс между Сверх-Я и Оно и тем самым дать возможность Я свободно и разумно конструировать себя. Исходя из того, что в любом обществе человека можно превратить в самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.

Итак, бессознательное. Его основу составляют инстинкты, прежде всего сексуальные. С инстинктами связаны 2 понятия: комплекс и сублимация.

Комплекс – это устойчивый механизм, существующий у всех людей и объясняющий все виды нарушений психики. Таков «комплекс Эдипа» и «комплекс Элентуры» (влечение к родителю противоположного пола и агрессивные побуждения к родителю своего пола).

Сублимация ( от лат. – возвышаю) – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые, нравственно одобряемые (религия искусство, спорт, политика, наука и т.д.). Фрейд сделал вывод о том, что всякая цивилизация и культура враждебна человеку, ибо подавляет его влечения и является результатом превращения психической энергии в различные виды культурной деятельности. Не поддавшиеся сублимации влечения проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье и усиливает чувство вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Поэтому психоанализ предназначен для того, чтобы перевести бессознательное в сознание. Его техническими средствами служат: гипноз, методика расшифровки «свободных ассоциаций», толкование сновидений, трансфер (эмоционально позитивная установка пациента по отношению к врачу); а также изучение некоторых обычных проявлений психической жизни – шуток, оговорок, обмолвок, описок, провалов в памяти и др. Познание бессознательного в психоанализе является припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существующего знания (анамнесис).

Наиболее влиятельным антропологическим направлением ХХ века является экзистенциализм . Его главные представители – М.Хайдеггер (1889-1976) и К.Ясперс (1883-1969) в Германии, Ж.-П.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973) и А.Камю  (1913-1960) во Франции, Ортега-и-Гассет в Испании. Основная тема философии экзистенциализма – человеческое существование, духовный мир человека, судьба личности в современном мире.

Экзистенциализм возник и распространялся в периоды социального дискомфорта – после 1-й и 2-й мировых войн, когда возникла угроза существованию человечества, свободе и достоинству личности. Ныне идеи экзистенциализма оживляет обострение глобальных проблем. В целом социальным источником экзистенциальной философии выступают различные социальные процессы, воплотившиеся в различных формах отчуждения человека.

Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопросе «Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?» В категориальном аппарате экзистенциализма основными являются понятия: «существование», «экзистенция», «бытие», «ничто», «сущность», «пограничная ситуация».

Ж.-П.Сартр следующим образом поясняет специфику человеческого существования. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Основной принцип экзистенциализма – человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Он несет ответственность, если его превращение в человека не состоится.

Есть один способ постигнуть существование – пережить его. Различают два вида существования: неподлинное и подлинное бытие. Неподлинное бытие  пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Подлинное бытие (экзистенция) характеризует более глубокий смысл человеческого существования, его сущность, неповторимость, уникальность. Первое представляет человека таким, каков он есть, а второе – указывает на заключающиеся в нем возможности. Экзистенция есть то, что трудно обрести, но легко потерять.

В повседневной жизни и общении людей происходит растворение индивидуальности и неповторимости конкретного человека, вырабатываются общие стереотипы поведения, общий стиль жизни. Возникает как бы власть других, что-то «безличное», стандартное, усредненное (мы восхищаемся тем, чем восхищаются другие, отдыхаем так, как отдыхают другие).

Человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Путь к подлинному человеку лежит через пробуждение в нем до известной поры дремлющих возможностей. Различные трагические ситуации (моральные конфликты, смерть кого-либо из близких) могут пробудить человека от сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации называются пограничными.

В пограничных ситуациях человек находится в состоянии тревоги, может осознавать свою историчность, конечность и свободу. Он «брошен» и обречен на «трагическое одиночество» среди других людей. Постоянным внутренним признаком подлинного существования является забота, волнение. Единственным, чем может руководствоваться индивид, является голос его собственной совести. Таким образом, программа экзистенциальной философии обращена к индивиду: необходимо опасаться, страшиться всего того, что есть мир вне человека (не-Я), противостоять ему, бунтовать против него.

Экзистенциалисты обратили внимание современной культуры к проблеме смерти. Жизнь всегда «погранична» со смертью, жизнь есть «бытие к смерти». Едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Путь к подлинному человеку может пройти не каждый, ибо для этого необходимы устремленность, энергия и настойчивость.

Экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и тревогами, размышляющего о смысле жизни, человеческой судьбе, выборе жизненного пути, личной ответственности.

Религиозная форма экзистенциализма представлена К.Ясперсом и Г.Марселем. Человек стремится обрести свободу через общение, коммуникацию с другими людьми и, в конечном счете, с Богом. Религиозные экзистенциалисты утверждают, что сущность человека покрыта тайной.

В целом, экзистенциализм примыкает к субъективному идеализму с присущими ему недостатками.

В русле гуманистического осовременивания томизма находится персонализм, возникший на рубеже XIX – XX вв. в США (Э.Брайтмэн, Р.Флюэллинг) и во Франции (Э.Мунье, Ж.Лакруа). Его мировоззренческая установка – примирить религию с некоторыми гуманистическими ценностями.

Исходный пункт философии персонализма – самосознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя в свободе, иррациональной творческой самодеятельности личности.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!