Позитивизм («философия науки»)



Лекция Современная западная философия

В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия. Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. С ним было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику философии Просвещения.

Основная проблема, вокруг которой развивается философская мысль в конце XIX-ХХ веков, - отношение к рациональному знанию. На место рационального познания («абсолютные идеи» Гегеля, «чистого разума» Канта) ставятся нерациональные элементы человеческой психики, духовного опыта: бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты, которые абсолютизируются.

Для зарубежной философии в целом характерна попытка переосмыслить классику, переоценить ценности, необходимость которой выводилась из глубокого духовного кризиса западной цивилизации (О.Шпенглер, «Закат Европы» 1918 г.).

Неклассическая философия осуществляет «новый поворот» к человеку: либо обосновывая нерелигиозное понимание мира, либо модернизируя религиозную философию. В западноевропейской философии ХХ в. находит отражение проблема отчуждения человека от общества (войны, милитаризация, катастрофы, стихийные бедствия, болезни), когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человека и человечества.

В целом зарубежная философия характеризуется плюрализмом, большим разнообразием направлений, школ и концепций. Основным ее направлением является: сциентистское (выдвигающее науку в качестве абсолютного эталона всей культуры) и антисциентистское (подчеркивающее ограниченность возможностей науки).

В результате в современной культуре формируются две социокультурные ориентации: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма (что выражено и в этимологии данного слова) выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки.

Этой позиции противостоит антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия.

Особенности современной западной философии:

– практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;

– широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;

– релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

– сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания (одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности);

– усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.

Практицизм. Во второй половине XIX – начале XX в. весьма популярными были абстрактные, оторванные от практической жизни и от естественных наук схоластические учения. Новые направления философской мысли (позитивизм, марксизм, философия жизни, экзистенциализм) – попытались - каждое по-своему - изменить данную ситуацию, обратиться к реальной человеческой жизни. Опыт и практика провозглашались основной и целью познания позитивистами и марксистами; Сциентистская убежденность в могуществе человеческого разума, гносеологический оптимизм способствовали тому, что основной задачей стала выработка новой методологии научного познания.

Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появилась мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.

Именно в XIX веке широко распространилось идея эволюции. Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).

В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.

Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин).

Рационализм и иррационализм. Многочисленные технические открытия и изобретения (железные дороги, автомобили, пароходы, телефон, радио и т.д.) повлияли на становление сциентистских настроений в культуре Европы, способствовали появлению современной естественнонаучной методологии, укрепили рационалистические настроения, повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, общей теории систем, структурализма.

Однако, уже в начале ХХ века произошло противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» и их методологий (рационалистической и иррационалистической). Оказалось, что разум отнюдь не всемогущ и попытки переустроить мир исходя из разумных оснований приводят к краху. Использование научных открытий в военных целях, экологический кризис, ставший результатом усиленного промышленного развития, подорвали доверие к завоеваниям науки и достижениям интеллекта, способствовали подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике, нашли свое отражение в философии жизни, психоанализе, экзистенциализме и т.д.

Позитивизм («философия науки»)

Общие характеристики «позитивной философии»

Бурное развитие научного знания привело в первой половине XIX века к созданию теорий, в которых это развитие подвергалось философской рефлексии. Они опиралась на представление о возможности получения «позитивного» знания о мире, используя экспериментально-математические методы и средства языка науки. Общим обозначением для этих теорий выбран термин «позитивизм». Характерной чертой «позитивизма» стал отказ от создания собственной онтологии, отличной от научной картины мира. Основные задачи, которые решала «позитивная философия», можно обозначить следующим образом:

· Сужение сферы применения методологии критической аналитики, свойственной философским теориям Нового времени, немецкой классической и марксистской философии.

· Распространение методологии естественнонаучных исследований на области социального и гуманитарного знания.

· Выделение эпистемологии как особой части гносеологии, связанной с изучением эмпирического познания, условий его истинности.

· Решение проблемы существования внешнего мира. На основе данных современной науки создание научной картины мира как онтологического завершения эпистемологической доктрины.

· Развитие математических, логических и лингвистических методов исследования процессов познания.

· Выделение особой части философской концепции, посвященной основам деятельности человека как реализации его целевых и ценностных установок («моральная философия», «социальная философия», «философская антропология»).

 

Этапы развития позитивистских концепций

В современной литературе принято выделять следующие этапы развития «позитивистских концепций»:

· Первый позитивизм или «индуктивизм» (О.Конт, Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер

· Второй позитивизм или «эмпириокритицизм» (Э.Мах, Р.Авенариус)

· Неопозитивизм или «логический позитивизм» (Венский кружок, Л.Витгенштейн, К.Поппер)

Во второй половине XX века философские концепции, рассматривающие процесс научного познания, были объединены общими наименованиями «постпозитивизм» или «философия науки». Все эти обозначения носят условный характер, и включение философской концепции в рамки того или иного «позитивизма» часто зависит от собственной позиции историка философии, а не от содержания концепции.

 

(Первый позитивизм («индуктивизм»)

Огюст Конт (1798-1857) признается основателем «позитивной» философской доктрины («Курс позитивной философии» в 6 т.). Явился основоположником социологии.

В раках методологии научного познания сформулированы следующие положения:

1. «Закон трех стадий» развития познания: теологическая, в которой основой познания является божественное откровение, метафизическая, основанная на спекулятивной критике абстрактных положений, и позитивная, обобщающая данные частных наук.

2. «Закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Декларирует описательный характер оснований научного знания в противовес метафизическим положениям о сущности мироздания.

3. «Феноменализм». В познании мы имеем дело лишь с «явлениями», независимое от нас существование вещей остается за пределами познания.

4. «Футурология». Важнейшая функция «позитивной науки» состоит в предвидении. Социальная роль науки раскрывается в возможности на ее основе формулировать достижимые и желаемые цели развития общества, познания и человека.

5. «Закон структурирования науки». Введение новой классификации наук по предмету их исследования, в противовес классификации по методу (Ф.Бекон). Энциклопедическая структура включает: математику как всеобщее основание наук, астрономию, физику, химию, биологию, а также социологию как «социальную статику» (структура общества) и «социальную динамику» (концепция морального прогресса).

Джон Стюарт Милль (1806-1873) в рамках «позитивной философии» развил принципы индуктивного метода (эмпиризм), сформулировав основные положения индуктивного логического доказательства. Распространил методы «социальной физики» на экономику и психологию. Развивал лингвистический анализ языка науки.

Ввел в научный обиход следующие методологические положения:

1. «Четыре метода опытного исследования»: метод «единственного сходства» (критерия), «единственного различия», «сопутствующих изменений» и «остатков».

2. Логические схемы доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений.

3. Проведение социального эксперимента, основанного на сравнительном наблюдении за процессами в двух или более группах.

4. Принципы «этического утилитаризма» с позиций разумного эгоизма в интересах малой социальной общности.

5. Ввел в обход политической экономии мальтузианские концепции роста населения как определяющего фактора экономического развития. В связи с этим разрабатывал концепцию «добровольного ограничения потребностей».

Герберт Спенсер (1820-1903) разработал концепцию научной картины мира, которая эволюционирует по мере роста научного знания. Ввел в научных обиход представление об обществе как «социальном организме», основанном на дифференциации и интеграции его «органов» в три системы: «производящей», «распределяющей» и «регулятивной».

Им сформулированы следующие положения методологии научного познания:

1. «Структурно-функциональный анализ» дополняет «социальную статику» положением об органическом единстве и функциональной связи социальных структур.

2. Разграничение методов историзма, эволюционизма и органицизма. Развитие методологии антропологических и этнографических исследований, в которых современное общество сравнивается с «примитивными» историческими сообществами.

3. Разработка концепции нелинейного прогресса, ведущего одновременно к «идеальному состоянию» и вызывающего усиливающуюся социальную дифференциацию.

 

Второй позитивизм («эмпириокритицизм» и «махизм»)

Эрнст Мах (1838-1915) и Рихард Авенариус (1843-1896) разработали концепцию психологии научного познания и его физических основ. Концепция получила название эмпириокритицизм или «махизм». Ввели представление о динамике научной картины мира на основе сохранения «позитивного» содержания научного знания в процессе его развития.

Сформулировали следующие методологические принципы познания:

1. «Очищение опытом» как программа, формирующая критерий «научности» знания, исходя из тождественности научности и истинности.

2. «Принципиальная координация» субъекта и объекта познания в точке «Я». Объективное и смысловое совпадение исследуемого и исследователя в процессе познания. «Без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта».

3. «Опыт как интроекция». Представление о мире как комплексе ощущений познающего субъекта, выделение «элементов опыта» и их тождественность «элементам мира». Классификация элементов опыта и координация элементов мира. Интроекция как «вкладывание» «элементов мира» в сознание и их превращение в «элементы опыта».

4. Методология постановки «мысленного эксперимента»: принципы «экономии мышления» и «все зависит от задач». Критерий «полезности опыта» в противовес объективности истины познания.

 

Неопозитивизм («логический позитивизм»)

Концепции, объединяемые названием «неопозитивизм», возникают из усиления внимания к логико-математическим и лингвистическим методам научного анализа. В них проводится рассмотрение языка науки с позиций доказательности и непротиворечивости знания. В структуре «неопозитивистского» знания выделяются три части:

· Эпистемология – методология эмпирического познания, определяющая условия его истинности и отношения к внешнему миру;

· Логика – методологические и лингвистические процедуры, лежащие в основании познавательных процессов;

· Моральная философия – методология постановки целей практической деятельности на основе ценностей научного познания.

Философия логического анализа Людвига Витгенштейна (1889-1951) фактически выступила как основание логического позитивизма. Научная картина мира рассматривалась как моделирование действительности в логических формах. Целью концепции является создание универсального языка науки, в котором объекты познания замещены «атомарными» знаками. На основании «идеального языка» формулируется возможность и необходимость формирования искусственных языков с упрощенными правилами использования в отдельных областях познания. В концепции выдвигается методологический принцип, согласно которому «границы языка есть границы мира».

Логический позитивизм Венского кружка. (1910-1930-ые гг.) М.Шлик, Р.Капнап, О.Нейрат и др. Концепции были связаны с выработкой универсального логического языка науки как критерия демаркации научного познания от ненаучного. В рамках научной картины мира предприняты попытки создания философских концепций частных наук («философия математики», «философия физики») и универсальной «научной космогонии», описывающей все научные факты.

Сформулированы следующие методологические положения научного познания:

1. «Протокольные предложения». Научные теории представляют собой достоверные высказывания о фактах. Наука утверждает истинность предложений, а не фактов.

2. «Теория верификации» как проверки истинности суждений частных наук при помощи логико-математических и лингвистических методов.

3. Предсказание в науке строится на построении гипотез средствами универсального языка и проверки их опытным путем. Опыт не опровергает выдвинутую гипотезу, но является основанием построения новой гипотезы.

 

Формирование «постпозитивистских» концепций)

Философская концепция К.Поппера (1902-1994) фактически обусловила переход от неопозитивистских теорий к наиболее сложному этапу развития «позитивной философии», который получил название «постпозитивизм».

В области методологии научного познания К.Поппер обосновал принцип фальсифицируемости научного знания, на основании которого критерий истинности познания заменяется критерием его научности. Научное знание представляет собой некую точку возможного на векторе познавательного процесса, которая в процессе познания будет пройдена и опровергнута. Задача научного исследования состоит в опровержении гипотезы, а не в ее подтверждении. Следовательно «научность» предполагает опровергаемость, а не «истинность».

Особое внимание в философской концепции К.Поппера было уделено информационной составляющей научного знания, что нашло свое отражение в концепции «третьего мира». Объективная реальность отражается в психике человека, создавая в ней мир ее непосредственного восприятия. Однако в процессе познания создается особый мир информации, которая существует без субъекта и вне объектов. Она может накапливаться и перерабатываться без проверки ее истинности опытным путем.

В области моральной философии К.Поппер разрабатывал концепцию «открытого общества», в котором цели и принципы социального развития согласуются с результатами научного познания. Фактически «открытое общество» есть практическая реализация информационной структуры «третьего мира». Его концепция послужила основой теории «информационного общества».

 

Прагматизм

 

Общие характеристики прагматизма

Прагматизм рассматривается в истории философии как «сугубо американская форма позитивизма». Он стал методологической базой «прорыва» науки «Нового света» и ее доминирования в современном обществе. Нормативную основу прагматизма составляет «максима логики» или «прагматическая максима». Основными концепциями прагматизма признаются теории фаллибилизма, инструментализма и операционализма.

 

Этапы развития прагматизма

Чарльз Пирс (1839-1914) рассматривает развитие научного знания с позиций фаллибилизма. Каждый вывод научной теории представляет собой лишь допущение, которое будет дополнено или опровергнуто последующим развитием науки. На этом основании им выдвигается «прагматическая максима», в которой «истинность» знания заменяется его «полезностью». Критерием научного познания является успешность действий на основе полученных знаний. «Прагматизм есть критическое здравомыслие, создающее убежденность в успешности будущих действий».

Уильям Джеймс (1842-1910) ввел в научный анализ «прагматический метод» как положение о перспективной практической значимости научной теории. Конструирование научной картины мира должно включать любые положения, которые «подходят» с точки зрения практического применения. Место в картине мира обусловлено эффективностью практики, построенной на основании этих положений.

С позиций «прагматического метода» в научную картину мира включаются религиозные установки. Они содержат такие положения, которые еще не получили признания в науке, но уже стали основанием успешных практических действий. Особое значение приобретают психологические установки практического плана, созданные в различных религиозных традициях. Смена религии трактуется как смена этих установок, дающая максимальный практический эффект.

Джон Дьюи (1859-1952) дополнил и развил «прагматический метод», придав ему характер инструментализма, основания которого формулируются следующими положениями:

· Не существует идеальных научных теорий, любая из них может быть дополнена или отброшена развитием научного знания.

· Для решения практических задач необходимо использовать различные научные концепции в качестве необходимых «инструментов» исследования.

· Успешность использования различных «инструментов» не требует единой методологии и зависит от уровня «профессионализма» исследователя.

Особое значение в развитии «прагматического метода» уделяется социальным последствиям практических действий, как для индивида, так и для общества в целом. С этих позиций осознается важность искусства и поэзии, создающих в воображении представление о возможных последствиях наличного успеха.

Перси Уильямс Бриджмен (1882-1961), лауреат Нобелевской премии (1946), считается основателем концепции операционализма. В этой теории научное познание фиксируется в возможности осуществления определенной последовательности действий, ведущих к желаемому результату. Поэтому категории науки должны содержать «операциональные определения» по принципу: «знать означает уметь». На этом основании постулируется необходимость очищения науки от абстрактных определений и переход к категориальному аппарату, сформированному на основании «позитивного» практического опыта исследования. «Операциональные определения» получили широкое распространение в современной науке.

Неопрагматизм является собирательным наименованием концепций, сочетающих «прагматический метод» с положениями лингвистической философии (постмодернизм). В качестве примера такого симбиоза приводится концепция У-О. Куайна (1908-1996). Эти концепции считают основной проблемой перевод категорий научной картины мира на естественные и искуственные языки, приспособленные для «операциональных» действий в рамках повседневной жизни обычных людей. Таким образом обоснование необходимости получения научных знаний связывается с потребностями обыденной жизни.

С начала 70-х гг. ХХ в. складывается постпозитивизм (четвертая форма позитивизма). Виднейшие его представители – Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд, Дж.Агацци. Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, противопоставление эмпирического знания теоретическому, придерживался линейного подхода к развитию науки (постепенное накопление знаний), отграничивал науку от метафизики (ненауки), то главными проблемами постпозитивизма стали динамика, развитие научного знания, его социокультурная детерминация (обусловленность внешними факторами), взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революции, отказ от проведения жестких границ между научным знанием и философией, включение в н.к. программы философских обоснований.

Положительное влияние позитивизма состоит в том, что философия подключается к процессам развития точного знания, оказывается воздействие на развитие логики и методологии науки, укрепляется «дисциплина» мысли, конкретнее разрабатываются философские проблемы естествознания, математики, технических наук. К достижениям позитивизма относятся результаты изучения границ и возможных видов формализации знания, создание семиотики – науки о знаковых системах. Результаты исследований в области семиотики легли в основу современных искусственных кибернетических языков.

Негативное влияние позитивизма состоит в том, что происходит сужение поля философии, исключение из анализа деятельности человека, определяется разрыв между эмпирическим и теоретическим знанием.

Формы «кибернетического» сциентизма и техницизма легли в основания концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества 50-90 гг. ХХ в. (У.Ростоу, Д.Белл, Й.Масуда, О.Тоффлер и др.).

Классический технократизм, построенный на методологии технологического детерминизма, во второй половине ХХ в. под влиянием экологизации и глобализации общественного сознания, осмысления противоречивых последствий НТР, эволюционировал, впитал в себя гуманистические ценности. Реакцией на преувеличение роли науки и техники, особенно на их негативные последствия, стали антитехницистские, антисциентистские направления, в которых даются образы «машинизированного» будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где подавлены свобода и индивидуальность.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!