Понятие цивилизация означает уровень развития культуры и её своеобразие.



Существует 3 цивилизационных модели развития общества:

·  цивилизационно-стадиальная (линейная)

·  цивилизационно-региональная (циклическая, нелинейная)

·  цивилизационно-локальная (циклическая, нелинейная)

 В цивилизационно-стадиальной модели цивилизация рассматривается как длительная стадия развития общества, основанная на определенном типе технико-технологических факторов. В рамках данного подхода возникает концепция постиндустриального общества (Д. Белла) и информационного общества (Масуда, Тоффлера).

Д. Белл выделяет 3 периода развития общества:

·  «доиндустриальный» – мускульная сила (трудоемкая технология);

·  «индустриальный» – машинные технологии, капитал, труд,фирма, корпорация;

·  «постиндустриальный» – наукоемкие, интеллектуальные технологии, наука как производительная сила.

В 60-70-е гг. XX в, западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики, выдвинувшей на лидирующие позиции новые, гибкие, наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной ролью теоретического знания в развитии экономики, политических решениях, бурным развитием индустрии знаний, компьютеризацией и появлением широких информационных систем.

Сторонники концепции информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер) рассматривают в качестве доминирующего «четвертичный», информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и считают, что информация и знание, а не капитал и труд являются основой постиндустриального общества. «Компьютерная революция» постепенно приведет к замене традиционной печати «электронными книгами», громоздких корпораций - «малыми» экономическими формами для индивидуальной деятельности на дому, превращая безработицу в «обеспеченный досуг».

Немецкий философ и историк О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделяет восемь типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко – римская, западно – европейская, культура майя. Каждый культурный «организм» проживает заранее отмеренный определённый (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию в позднюю, массовую культуру, где осуществляется переход к бездушному «интеллекту» и отрицанию самой жизни.

Уникальность и неповторимость каждой цивилизации отстаивает английский историк, дипломат и философ А. Тойнби. В труде «Исследование истории: в 12 т.» он исследует смысл и закономерности исторического процесса. Всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

Перед лицом глобальных проблем современности человечество все более и более осознает единство мировой истории. Интеграционный подход к пониманию истории человеческого общества некоторые исследователи называют всемирно-историческим, имея в виду, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации.

На современном этапе выделяются следующие типы цивилизации: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, африканская, китайская, японская, латиноамериканская.

Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный). Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации.

Черты цивилизации Востока: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство, а зачастую деспотическое государство.

Быстро развивающаяся, динамичная западная (техногенная) цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру оказала мощнейшее влияние на все мировые цивилизации.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!