Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.



Массовое общество– модель, разработанная в середине XX века, которая описывает социальные преобразования, вызванные урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики.В результате происходитразрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, ослабление устойчивых, общезначимых нравственных ценностей.

Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, одевающихся в тех же универсальных магазинах, ездящих в тех же поездах и трамваях, читающих те же газеты, и так же, как он, одиноких.

Поэтому потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер. Такое обостренное личное восприятие национальных, государственных потребностей делает любой конфликт как в государстве, так и в международных отношениях личным делом миллионов людей и придает ему особо острый, болезненный характер.

 Это создает для элит неограниченные возможности манипулирования атомизированными массами. Теория массового общества объясняет причины массовых выступлений протеста или всеобщим одобрением и хвалой властвующей элите.

Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» (1930 г.). Он писал, что в отличие от прежних времен, когда массы находились у «задников общественной сцены», сейчас они на авансцене истории, что и вызвало тяжелейший кризис в Западной Европе. Ортега-и-Гассет напоминал, что небывалое увеличение спектра человеческих возможностей, расширение пространственных и временных границ его мира произошло внезапно, за одно поколение. Средний человек, который чувствует себя «как все» и зная, что он посредственность, «имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать своё право на посредственность». Приобщаясь к благам цивилизации очень быстро, он не только не усваивает культуры прошлого, но и отрицает её.

«В двадцатом веке хамство стало очень острой проблемой, и этим оно обязано прогрессу. Массы крестьян были вырваны из патриархальных условий, в которых держались патриархальные табу, и оказались урбанизированными.

Теория элитконцепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам – сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство.

Развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные. В странах современной западной цивилизации важен механизм выборов, конкуренция личностей и партий в политической борьбе в результате которой происходит обновление и смена элит.

С точки зрения этой теории, в демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право. Сторонники теории заговора полагают, что этим правом манипулируют.

Современные концепции элит. В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит.

 Суть меритократических теорий можно свести к следующим положениям: элита – наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами, высокими способностями и показателями в наиболее важных сферах деятельности; элита занимает господствующее положение в обществе, поскольку она является наиболее продуктивной и инициативной частью населения.

Представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1858–1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху - вниз, а при втором – делегируется снизу-вверх.

Вильфредо Парето (1848–1923) скептически относился к демократическим режимам, называя их демагогической плутократией, полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором меньшинство (элита) всегда обманывает массы. Говоря о круговороте элит, их постоянной смене, он называл историю «кладбищем аристократии», то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами.

В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы».

Мирная ротация элит считается необходимой для здоровья общества. Однако, как правило, политическая власть сосредоточена в очень узком круге избранных лиц, а пробиться во влиятельные олигархи с нижних этажей общества весьма непросто. Крайним случаем предельно низкой ротации элит является кастовое общество, где открыто декларируется, что человек не может изменить своё социальное положение, доставшееся ему по праву рождения. При такой закрытости элит часто возникают и религиозные догмы, призванные закрепить покорность угнетаемых масс. В противоположность этому считается, что демократическое общество основано на открытости правящей элиты, чему способствуют социальная мобильность трудовых резервов и избирательные технологии, направленные на повышение уровня лояльности самых широких слоёв населения.

В начале XX века социолог Питирим Сорокин исследовал, как в США функционируют эти механизмы обновления национальной элиты. В условиях экономической конкуренции на первые роли в общественной жизни выдвигались наиболее успешные в профессии люди. Личный успех сограждан становится ключом для роста благосостояния новой нации, превращаясь в главный локомотив на пути общего успеха и процветания всей страны. В свою очередь, эффективное развитие человеческой цивилизации возможно лишь при своевременном обновлении элиты.

Радикальным вариантом теории элит являются теории заговора. В этом случае сторонниками конспирологии объявляется, что правят не явные элиты (официальные правительства, ООН, МВФ), а некие скрытые элиты, тайно властвующие над явными (Тайное мировое правительство, «Бильдербергский клуб», Богемский клуб).

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!