Тестовое задание по теме «Виды музыкальных занятий»



МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Преп. Брюжецова Юлия Юрьевна

 

3 ДО группа (заочная форма обучения)

 

Выполненные задания присылаются до 30 ноября любым удобным для вас способом:

а/ Вконтакте – Юлия Брюжецова

б/ или на эл. почту: kevrel@mail.ru

в/ Большая просьба, писать от кого задание - ФИ, группа, заочное отделение!

 

Выкладываю задания сразу на 22.11.21 и 29.11.21.

Задание 1. (на 22.11.21)

а/ Внимательно прочитать теоретический материал по теме  3.1. Музыкальное занятие, виды музыкальных занятий.

б/ Выполнить тестовое задание.

Музыкальные занятия – основная форма работы с дошкольниками, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Существует две классификации видов музыкальных занятий по двум основным признакам:

1. По количеству детей, принимающих участие в занятии;

2. По содержанию.

 

По количеству детей занятия делятся на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по 5 – 10 минут во всех возрастных группах ДОУ. С детьми раннего и младшего возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. В старших группах, чтобы уделять внимание развитию каждого ребенка.

Подгрупповые занятия проводятся два раза в неделю по 10 – 15 минут в младших группах, и до трех раз в неделю по 10 – 20 минут в старших группах, обычно в вечернее время, без воспитателя. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), занимаются с одаренными детьми или отстающими и т.д.

Фронтальные занятия (со всей группой) проводятся два раза в неделю во всех возрастных группах.

1 младшая группа – 10 – 12 минут;                   

2 младшая группа – 15 -17 минут;                9.20. – 9.35.

средняя группа до 20 минут;                        9.00. – 9.20.

старшая группа до 25 минут;                       9.35. – 10. 00.

подготовительная группа - 30 – 35 минут. 10.00. – 10. 35.

По содержанию занятия делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном занятии какой-либо вид деятельности преобладает.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды деятельности.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства и художественной деятельности.

 

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:

1. Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку на детей. Учебный материал различен по степени трудности. Отдельные задания требуют от детей умственных усилий. Естественно, что их надо давать в тот момент, когда ребята внимательны и активны, т.е. в начале занятия. Также перед пением не следует давать физически трудные упражнения, т.к. нарушается ритм дыхания, что сказывается на качестве пения. Характер деятельности вызывает различные эмоции у детей. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести в конце занятия.

2. Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения знаний, умений и навыков. На занятиях должна быть обеспечена преемственность в усвоении материалов и программных навыков и умений. Каждое занятие – это определенное звено в ряду других, предыдущих и будущих. Поэтому важна системность постановки новых заданий при разучивании песни, пляски, танца.

3. Обеспечить связь и последовательное распределение видов музыкальной деятельности и разучиваемого материала. Планируя занятие, педагог должен учитывать степень усвоения песен, танцев, игр и т.д. Также он должен четко знать, над чем будет работать в следующий раз.

4. Содержание занятие должно соответствовать возрастным возможностям детей.

Традиционно музыкальные занятия проводятся в утреннее время, начиная с девяти часов утра. Также они могут проводиться во второй половине дня, после дневного отдыха детей.

 

Типовое занятие.

Типовое фронтальное занятие включает все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения. Традиционно типовое занятие состоит из следующих разделов:

1. Вход в зал -  может быть под марш, танец, без музыки, а также под любую спокойную музыку дети могут войти свободно. Характер движений при входе может меняться. Чтобы поддержать интерес к обучению, музыку, звучащую в начале занятия, нужно через некоторое время менять, т.к. постоянное звучание одной и той же музыки притупляет эмоциональные реакции детей и музыка начинает восприниматься ими как фон.

2. Музыкально-ритмические упражнения. Чаще всего это небольшие упражнения тренировочного характера. Это могут быть элементы танца, музыкально-ритмические задания, построения, необходимые для будущей пляски или хоровода. Такие движения хорошо организуют детей, собирают внимание, подготавливают к более сложным заданиям. Кроме того, они дают разрядку после других занятий. При отборе музыкального материала для упражнений необходимо, чтобы любое, даже самое небольшое и простое произведение обладало художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и музыкальный вкус ребенка.

3. Слушание музыки - на одном занятии могут звучать одно, два или даже три произведения по слушанию данные в сопоставлении. Слушание предваряет певческую деятельность в том случае, если исполняется новое произведение. Если новых произведений несколько (по пению или ритмике), то прослушивание можно проводить в иной форме – как первоначальное ознакомление с этими произведениями.

4. Пение – включает распевание (с элементами творческих заданий), логоритмику, артикуляционную гимнастику, творческие задания на развитие певческих навыков, а также исполнение 2 – 3 песен, из которых некоторые знакомы детям, другие еще только разучиваются.

5. Музыкально-ритмические движения - состоит из движений под марш, игр, танцев, хороводов. В этом разделе дети разучивают новые и повторяют старые танцы, игры и т.д. Также детям предлагаются творческие задания.

В конце занятия педагог обсудить с детьми, что им понравилось и запомнилось на занятии, спросить названия произведений, которые звучали, спросить, кто приходил в гости и т.д.

Несмотря на то, что типовое занятие имеет традиционно сложившуюся в практике структуру, необходимо постоянно варьировать ее, т.к. любое однообразие притупляет интерес. Вариативность структуры музыкального занятия может проявляться в произвольном чередовании разных видов деятельности. Например, занятие можно начать с пения или слушания. Структура будет зависеть от задач, которые ставит музыкальный руководитель, от материала, используемого на занятии и т.д. Вариативность структуры может проявляться и в объединении двух видов музыкальной деятельности. Например, «Пение» объединяют с «Музыкально-ритмическими движениями», если песня имеет сюжет и ее можно инсценировать: одни дети поют, другие инсценируют. «Пение» и игра на «ДМИ»: кто-то поет песню, кто-то ее оркеструет. «Слушание» и «МРД», если движения используются для передачи характера музыки. «Слушание» и игра на «ДМИ», если предложить детям оркестровать произведение. «МРД» и игра на «ДМИ». Такие варианты позволяют уйти от стереотипной структуры и повышают интерес детей к занятию. Если по ходу занятия педагог видит, что дети устали или угас интерес, то он должен по ходу занятия изменить его структуру.

Типовые занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах.

 

Доминантное занятие.

Это занятие, на котором преобладает какой-то один вид музыкальной деятельности и дети целенаправленно овладевают навыками именно этого вида деятельности. Данное занятие используется для того, чтобы развить какую-либо, способность или ликвидировать отставание.

Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью исполнительских и творческих умений. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями, выбором выразительного тембра инструментов для оркестровки пьесы и т.д., т.е. с помощью других видов деятельности. Т.о., все занятие будет подчинено единой цели – привлечь внимание детей к звучанию музыки, чтобы они могли выразить ее характер различными способами.

Если в занятии доминирует пение, педагог может поработать над вокально-хоровыми навыками: звукообразованием, дыханием, дикцией, ансамблем и т.д. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Например, чтобы исполнение песни было выразительным, можно провести беседу о характере музыки, можно сравнить песню с другими произведениями, т.о. слушание музыки будет чередоваться с пением. При распевании и пении, для того чтобы ребята осознали характер звуковедения, дикции и т.д., можно предложить детям творческие задания, можно использовать игру на ДМИ, пластическое интонирование. Можно включить в ход занятия хороводы или игры с пением, т.о. пение будет сочетаться с МРД. Так слушание музыки, игра на ДМИ и МРД помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, можно послушать музыку, побеседовать о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать и оркестровать хороводы или игры с пением, которые предполагают развитие действия. На таких занятиях можно использовать и творческие задания, пантомиму, образные движения. Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

При доминировании игры на ДМИ помимо обучения необходимым навыкам, можно расширить представление детей о различных музыкальных инструментах, с помощью записей познакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента. Можно провести игры по угадыванию тембров инструментов или оркестровать какое-либо музыкальное произведение.

Т.о., составляя доминантное занятие необходимо учитывать ряд моментов: необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а выбирать лишь те, которые помогают выполнению поставленных задач; доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет.

Проводятся доминантные занятия от 3 до 12 раз в квартал, начиная со второй младшей группы.

 

Тематическое занятие.

Выделяют три разновидности тематического занятия:

1. собственно тематические;

2. музыкально-тематические;

3. сюжетные.

Тематические – тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например: «Осень», «Любимые игрушки», «Проводы в школу», «Природа и музыка» и т.д. Главное – с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Детям раскрывают выразительные и изобразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отобразить различные жизненные или природные явления, передать настроение и т.д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Его тема связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представление о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке», «Регистр», «Динамика», «Русская народная песня», «Инструменты оркестра» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но и имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы.

Комплексное занятие.

Цель – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из:

1. Жизни или сказки («Собираем урожай», «Елочные игрушки», «Баба Яга»);

2. Связана с определенным сюжетом («В гостях у Колобка»; «Прогулка по зимнему лесу»);

3. Тема – само искусство («Форма в музыке», «Торжественное настроение»).

Проводятся комплексные занятия примерно 1 раз в месяц.

Тестовое задание по теме «Виды музыкальных занятий»

1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное определение:

«Музыкальное занятие – это ………………………. работы с дошкольниками, в ходе которой осуществляется ………………… воспитание дошкольников».

 

2.Сколько раз в неделю проводятся индивидуальные занятия:

а/ 1 раз в неделю;        б/ 2 раза в неделю;                 в/ 3 раза в неделю.

 

3. Что такое фронтальное занятие

а/ занятие с одним ребенком;

б/ занятие с несколькими детьми;

в/ занятие со всей группой детей.

 

4. Сколько времени длится занятие в средней группе

а/ 10-12 минут;      б/ 20 минут;      в/ 25 минут.

 

5. Какое занятие включает все виды музыкальной деятельности

а/ доминантное;              б/ типовое;                в/ комплексное.

 

6. Какое занятие дает детям представление о специфике разных видов искусства

а/ типовое;             б/ комплексное;                        в/ доминантное.

 

7. Какое занятие проводится от 3 до 12 раз в квартал

а/ тематическое;                     б/ комплексное;                     в/ доминантное.

 

8. Какой тип занятий проводится 2 раза в неделю во всех возрастных группах

а/ комплексное;                 б/ типовое;                      в/ тематическое.

 

Верен ли следующий тезис (Да, нет).

9. Содержание занятия должно соответствовать возрастным возможностям детей. (Да, нет).

10. Планируя занятие, педагог может не учитывать степень усвоения музыкального материала. (Да, нет).

11. На занятиях должна быть обеспечена преемственность в усвоении музыкального материала. (Да, нет).

12. Учебный материал на занятии должен быть различным по степени трудности. (Да, нет).

13. Педагог может не учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку на детей на занятии. (Да, нет).

 

Самостоятельно ответьте на следующие вопросы.

14. В чем проявляется вариативность структуры типового занятия?

15. Сколько песен может звучать на одном музыкальном занятии?

16. Определите назначение музыкально-ритмических упражнений в начале занятия?

17. Могут ли проводиться музыкальные занятия во второй половине дня?

18. К какой разновидности тематического занятия относятся следующие темы: «Природа и музыка», «Темп в музыке», «Музыкальные инструменты».

Задание 2. (на 29.11.21)

1. Внимательно прочитать лекционный материал по теме 3.2. Музыка в повседневной жизни дошкольного учреждения.

2. Выполнить тестовые задания.

Роль и место музыки в быту детского сада.

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников и развлечений, но и в часы досуга, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Включение музыки в повседневную жизнь детей определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя, подбирает музыкальный материал и включает его в разные моменты жизни ребенка. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы знания, полученные детьми на музыкальных занятиях, могли быть самостоятельно ими применены.

Традиционно в детском саду принято различать 4 формы организации музыкальной деятельности:

1. Музыкальные занятия.

2. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

3. Музыка в повседневной жизни.

4. Праздники и развлечения.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!