Вывеска авторства Теодора Жерико                           Вывеска магазина «У золотого солнца»



Реклама во Франции

 

— Точить ножи, ножницы!

— Канареечное семя певчим птичкам!

— Вот сладкие трубочки, трубочки!

— Чиню фаянс!

— Устрицы, свежие устрицы!

— Старого платья, старых шляп, старых галунов продавать нет ли?

— Вишенья, сладкого вишенья!

— Зонтики, кому зонтики!

(Оноре де Бальзак «Отец Горио»)  (иллюстрация 1)

Птичий рынок на площади Шатле

 

«Крики Парижа»

Такие выкрики торговцев как речевой жанр существовал со Средневековья до начала XX века. Со временем рекламные тексты французских торговцев и зазывал были собраны в одну книгу «Крики Парижа», которые впервые были зафиксированы поэтом Гийомом де Вильневом в сборнике «Крики Парижа.

Роль зазывалы постепенно отделялась от ведущих продавцов в солидных торговых точках, от тех, кто непосредственно осуществлял предлагаемую услугу. Театральные зазывалы-декламаторы получат наименование театральных герольдов. Они – с разрешения городских властей – устраивали шумные, красочные шествия по центральным улицам, уснащая свои призывные выкрики звуками рожков и барабанов, пением, декламацией. (иллюстрация 2)

Странствующие музыканты

 

Словесный и музыкальный компоненты образа товара или услуги дополнялись внешним декором продавцов: характерной одеждой и предметами, обычно находившимися в руках, корзинах или на лотках, повешенных через плечо. (иллюстрации 3 и 4)

 

                             

Карточная колода «Крики Парижа»                              Карточная колода «Крики Парижа

«— Хорошие дыни! Хорошие дыни!»                                        «— Сладкие вишни! Сладкие!»

К концу XVI изобразительные средства рекламной деятельности в этот период не только не ослабевают, но наращивают свои возможности воздействия на публику. Известный историк и культуролог И. Хейзинга подчеркивает: «Основная особенность культуры позднего Средневековья – ее чрезмерно визуальный характер».

Вывески

Одной из форм проявления такой «чрезмерной визуальности» стали красочные живописные enseignes, которое переводится как «вывески», но в то время подразумевало любое, сколько угодно сложное изображение, являющееся символом магазина. (иллюстрация 5)

Гравюры с изображением скульптурных вывесок из книги Эдуарда Фурнье «История парижских вывесок»

 

Каменные таблички с выгравированными на них названиями лавок и фигурными барельефами, подвешенные на прутьях железные фигурки и стеклянные витражи с незамысловатыми сюжетами стали появляться в Париже примерно в конце XIII века. Но чаще всего вывески делали из дерева: дешевле и безопаснее. Запоминающиеся вывески не только зазывали в магазины, но и помогали горожанам ориентироваться в городе; такая функция сохранялась, пока в XVIII веке в Париже не появилась нумерация домов.

Известные граверы Кошен, Сент-Обен, Эйзен принимают за­казы на оформление проспектов, прейскурантов, этикеток для торго­вых заведений. Под их резцом по заказу солидных предпринимателей создается прообраз будущих визитных карточек. Первоначально их формат приближался к размеру почтовой открытки и основное про­странство занимало изображение, по большей части геральдическое, но не только. Указывались и основные реквизиты владельца. Это имено­валось «carte d'adresse».

В конце XVI века городские власти впервые зафиксировали допустимые размеры вывесок — те, что превосходили норму, стали облагаться специальным налогом. Это ни на что не повлияло: торговцы отказывались менять свои пышные скульптурные вывески на более скромные, предпочитая платить, несмотря на то, что налог постоянно рос. Фискальная война между парижскими лавочниками и городскими властями продолжалась до середины XVIII века. В 1761 году на вывески были наложены новые налоги и установлены новые, еще более строгие стандарты. Недовольные торговцы инициировали сотни судебных процессов, но ничего не добились.

В 1789 году, то есть с началом революции, вывески приобрели еще одну функцию: теперь они сообщали прохожим не только о специализации рекламируемого заведения, но и о политических взглядах его владельца. Особенно характерно это было для постоялых дворов и гостиниц.

Рисовать вывески не считали зазорным даже крупные художники: так, карикатурист и график Поль Гаварни в 1836 году сделал вывеску магазина «Два Пьеро» на улице Сен-Жак и сказал про нее, что вывески могут быть ничуть не хуже картин. А Теодор Жерико нарисовал вывеску для военного кузнеца из города Сен-Жермен-ан-Лэ под Парижем. (иллюстрация 6) (иллюстрация 7)

                  

Вывеска авторства Теодора Жерико                           Вывеска магазина «У золотого солнца»

 

Успех вывесок Парижа был так высок, что про них был написан «Малый критический и анекдотический словарь вывесок Парижа», написанный «любителем прогулок»  Оноре де Бальзак, где он описал самые примечательные вывески эпохи Реставрации.

Во второй половине XIX века культура вывесок начала угасать. Во-первых, на узких парижских улицах появились высокие омнибусы, которые закрывали вывески от прохожих. Кроме того, получавшая все большее распространение газетная реклама оказалась гораздо более эффективной , чем привлекающие внимание вывески, особенно после того, как в 1845 году открылось Генеральное общество объявлений, которое размещало рекламу в крупнейших газетах города. Большинство торговцев отказались от сложных фигур и барельефов, оставив только названия магазинов. Многие еще сохранявшиеся вывески были разрушены во время революции 1848 года и Парижской коммуны.

Афиши, листовки и реклама в прессе

В предреволлюционный период общее направление рекламной культуры во Франции выражалось обилием афиш и «летучих листков». Назойливость расклейщиков и разносчиков была такова, что в 1734 году появляется полицейское распоряжение, запре­щающее эту деятельность под угрозой штрафа за нарушение указа.

Параллельно правительство стремится ввести стихийный рекламный бум в цивилизованные рамки. С этой целью, по усмотрению двора, в середине XVIII века создается специальное рекламное издание «Affiches, Annonces et Avis divers» («Афиши, анонсы и разнообразные сообщения»). Главные темы объявлений: новые образцы мебели, сдача в наем квартир, театральные премьеры и лотереи.

Разноликость рекламных обращений была столь велика, что к концу века зрелищная тематика обрела специализированные выпуски «Affich» («Афиши») и «Аппопсе» («Сообщения»). Значительное число объявлений публиковала и популярная в дореволюционные годы «Парижская газета» («Le journal Parisen»), имевшая тираж около 10 тысяч.

В 1789-1799 годы коммерче­скую рекламу оттеснила реклама политическая. Правда, даже в газетах революционной эпохи: «Парижском патриоте» («Le patriot de Paris») Бриссо, «Революциях Франции и Брабанта» («La revalution de France et Brabant»), К. Демулена, «Парижской хронике» («La chronique Parisienne») появлялись частные объявления и анонсы театральных поста­новок.

Любопытный штрих: далеко не все зрелищные заведения продолжали печатать программы спектаклей для продажи зрителям. Большинство публиковались в специализированных газетах «Orchestra» («Оркестр») и «Entracte» («Антракт»).

Новое слово во французской рекламе сказала наиболее массовая га­зета второй половины XIX века «Petit Journal» («Маленькая газета»).  В газете публиковались внутрипо­литические и зарубежные новости, а блок рекламы постоянно расши­рялся.

Плакат

В XIX веке популярным рекламным жанром являлся плакат. Стремясь к упоря­дочению уличной стихии рекламы, французское правительство нашло применение афишным тумбам. Во Франции появляются настоящие мастера этого жанра: Жюль Шере, Анри Тулуз-Лотреком, Стейнленом, Эжен Грассе, Пьер Боннар, Альфонс Муха и другие.

Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лако­низма изображения, к «ударности» цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного пред­приятия. Дополнительную эффектность этим произведениям давали и сами объекты рекламирования. Чаще всего это были зрелища, гуляния, маскарады, катки, кафе-шантаны, художественные выставки. Всего Жюлем Шере создано около тысячи подписных плакатов. Из них лучшие были представлены на его персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 годах. (иллюстрация 7 и 8)

 

                              


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!