Причинно-следственное мышление.



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Юность» г. Перми

 

Методические рекомендации для педагогов по развитию творческого мышления учащихся на занятиях в учреждении дополнительного образования детей.

Составитель: Носенкова Т.В.

                       педагог-психолог

Пермь 2021г.

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, преимущественно ведущих занятия художественно-эстетического направления. Для детей, занимающихся рисованием, декоративно-прикладным творчеством, для того, чтобы быть успешными в этой деятельности, необходимо обладать развитым богатым воображением, уметь фантазировать, синтезировать креативные идеи. Далеко не все дети от природы обладают такими способностями. И задача педагога, ведущего занятия по ИЗО или ДПТ, помочь детям развить творческие способности.

В первой части методических рекомендаций даётся теоретический материал о творческих способностях. Он пригодится педагогам для расширения своих знаний о природе детского творчества.

Во второй части описаны практические задания и упражнения для развития творческих способностей. Их можно применять на каждом занятии ИЗО или ДПТ, выделяя для этого 15-20 минут. Или периодически (1-2 раза в месяц) посвящать этой теме целое занятие.

Хочется обратить внимание педагогов на то, что неизменным может оставаться форма упражнения, а его содержание, «наполнение» может видоизменяться педагогом каждый раз, чтобы у детей не терялся интерес к выполнению задания.

Оптимальная наполняемость группы – 10-15 человек. Возраст детей – 9-14 лет.Необходимые материалы – бумага, карандаши, краски, т.е. всё, что обычно есть у ребёнка на занятии.

Творческих Вам успехов!

Творческое мышление.

Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами ещё не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрёшек, ребёнок практически, методом проб и ошибок, ищет принципы их разборки и сборки, учится соотносить величину и форму деталей. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление дошкольника называют наглядно-действенным.

Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребёнок может представить себе животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

- чёткое и ясное представление образов предметов

- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление.

- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету. форме, количеству деталей и т.д.

- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для развития фантазии являются неоконченные рисунки, неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия ребёнка на первой стадии развития творческого мышления ещё очень ограниченна. Ребёнок мыслит ещё очень реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек развития событий. Поэтому одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далёкие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинно-следственное мышление.

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, функциональных, пространственных, и т.д. Проще понять пространственные и временные отношения, сложнее – причинно-следственные. Например, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий, а школьники уже могут объяснить смену дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели солнечной системы.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 9 годам дети, наблюдая за различными жизненными явлениями, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности, ребёнок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей. Эти способности являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. Критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены.

    Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приёмы.

- приём образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот приём используется при составлении загадок, поговорок, пословиц.

 - метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Автор (А.Осборн) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. На этапе выдвижения гипотез критика запрещена, принимаются все, даже самые бредовые, идеи.

Эвристическое мышление.

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Исход события определяется сочетанием нескольких факторов и носит вероятностный характер. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределённые, проблемные ситуации, называют эвристическим. Формируется ориентировочно к 12-14 годам.

 

Практическая часть.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!