Философия атеистического материализма



Одни из её ключевых представителей является Клод Анри Гельвеций (1715-1771). Свои основные мысли он изложил в таких трудах, как «Об уме» и «О человеке». По своим философским предпочтениям он являлся материалистом, понимал природу как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения атомов. Большую роль в развитии ума человека Гельвеций придавал чувствам. Он считал, что именно чувства побуждают человека совершенствовать свои познавательные способности, развивать науку и двигать прогресс. Одним из главных чувств человека является корысть - стремление к получению выгоды для себя в любой жизненной ситуации. Именно это качество, по мнению Гельвеция, помогает человеку выжить и преуспеть в мире. Кроме того, мыслитель считал, что чувства образуют основу темперамента человека, а именно он выступает главной причиной того, что умственные способности людей различаются между собой.

Поль Анри Гольбах (1723-1789)

 Являлся одним из соавторов знаменитой «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. В своей книге «Философия природы» выдвигал идею о том, что в основе развития природы и общества лежат одни и те же биологические законы. Он считал, что если человек может объяснить мир с позиции биологии, то необходимость в религии отпадает сама собой. Религию, по его мнению, создают страх, невежество и самообман человека, от которых тот может избавиться с помощью науки.

Ядром его философии является «система фатализма», в соответствии с которой Гольбах считал, что развитие мира заранее предопределено и случайностей в нём в принципе быть не может. Это упрощает человеку познание мира, которое необходимо, как считал философ, основывать на сенсуализме. Выступал с критикой теории врождённых идей Декарта.

Главным мотивом проступков человека Гольбах считал стремление к личному счастью. Однако. личное счастье недостижимо без общественного блага, поэтому, помогая другим, человек тем самым помогает себе. Именно поэтому французский философ был активным сторонником теории общественного договора и критиком деспотизма и абсолютизма.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)

В философии придерживался материалистических взглядов на развитие мира и место в нём человека. Его основными произведениями были «Естественная история души» и «Человек-машина». Он считал ,что душа - это лишь одно из проявлений материи.

Материя самодостаточна, значит человек может творить её и видоизменять, а следовательно не испытывает нужды в Боге. Мир, по мнению философа, полностью познаваем как разумом, так и органами чувств. В свою очередь, все психические переживания человека являются лишь продолжением процессов физической жизнедеятельности. В книге «Человек-машина» Ламетри развивал идею машинообразности телесных функций человека, считал, что люди - это живые автоматы, чувствующие, мыслящие , стремящиеся к наслаждениям.

Этика Ламетри стояла на позициях утилитаризма (философское направление, признающее смыслом жизни человека обретение личного счастья; всё, что для этого делается, является правильным и оправданным). Он ввёл в научный оборот понятие «потребности», в качестве основных из них считал биологические, то есть потребность в пище и наслаждении. Именно в удовлетворении этих потребностей, по мнению философа, и состоит счастье человека.

Так же Ламетри впервые заявил о существовании зоофитов - организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. Позднее это было доказано и признано многими учёными.

Выводы:

1) в философии этого периода произошло окончательное отделение науки от влияния церкви и религии;

2) это стало возможным благодаря формированию такого философского направления как научный атеизм;

3) одним из главных предметов философии Нового времени является проблема социально-политического устройства государства.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!