Проблема неравенства в философии Жан-Жака Руссо



Деизм Франсуа Вольтера

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) является одной из ключевых фигур французского Просвещения. Так именно он выступил основоположником деизма - философской теории, которая признавала создание мира Богом, но отрицала его определяющую роль в дальнейшем развитии мира и жизни человека. Сам Вольтер был непримиримым критиком католической церкви, за что был отлучён от неё и большую часть жизни подвергался гонениям. Именно это побудило философа взять псевдоним «Вольтер», что означало стойкий, прямой, несгибаемый.

В гносеологии Вольтер разделял взгляды Декарта, считая, что именно разумное сомнение, свободное от религиозных предрассудков, является основой познания мира. Бог и религия не отрицались Вольтером полностью; он признавал их в качестве источником нравственных идеалов и моральных норм, но отрицал роль церкви в управлении государством. Главным изъяном католичества философ считал нетерпимость к другим конфессиям. В его преодолении Вольтер видел ключ к изменению восприятия церкви обществом. Эти мысли он изложил в книге «Трактат о веротерпимости».

Подобно другим просветителям, Вольтер, кроме философских книг, излагал свои мысли в форме художественных произведений. Так, например, он был автором романа «Кандид, или оптимизм». В этой книге рассказывается история приключений молодого человека по имени Кандид и его учителя Панглоса. Они олицетворяли собой два разных взгляда на мир: Кандид был оптимистом и верил в Бога, Панглос был пессимистом и отвергал религию вообще. Книга представляла собой сатиру не только на современный Вольтеру нравы, в ней также высмеивалась католическая церковь. Книга пользовалась огромной популярностью, но была запрещена на территории Франции, а её автор был пожизненно отлучён от церкви.

Вольтер был автором понятия «просвещённый абсолютизм». Под ним он понимал тип власти, при котором правитель государства уделяет особое внимание развитию наук и искусств, подаёт личный пример просвещённости подданным и даже не ущемляет некоторые их права и свободы.

Теория «власти климата» Шарля Монтескье

Шарль Луи Секонда де Алабрэ барон де Монтескье (1689-1755) являлся автором одной из наиболее влиятельных научных теорий в истории не только философии, но и геополитики. Именно им была сформирована теория «географического детерминизма». Её суть заключалась в том, что политическое, культурное и экономическое развитие государства определялось прежде всего его географическим положением и типом климата. Так Монтескье считал, что в странах с жарким и влажным климатом чаще образуются деспотии, а в странах с умеренным или холодным климатом - географии и республики. Эти мысли были изложены философом в книге «Власть климата».

Для справки. Теория географического детерминизма получила развитие в трудах многих геополитиков конца 19 - начала 20 вв. Среди них можно выделить Альферда Мэхена и его работу «Влияние морской силы на историю», Фридирха Ратцеля и его работу «Антропогеография». Отечественным представителем географического детерминизма является Л.И. Мечников и его труд «Цивилизации и великие реки». Среди современных исследователей, развивающих теорию Монтескье, следует отметить Роберта Каплана и его книгу «Месть географии».

Монтескье был активным сторонником принципа разделения властей в государстве на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Он считал, что таким образом в государстве будет создана система сдержек и противовесов, что не позволит возникнуть ситуации захвата власти и сосредоточения её в руках одного человека. Данную мысль он развил в книге «О духе законов». Свои философские искания он также выразил в форме литературного произведения «Персидские письма». Его главные герои - двое молодых персидских аристократов по имени Узбек и Рик, - по достижению совершеннолетия отправляются в Европу. Их цель - увидеть своими глазами жизнь европейцев, понять особенности функционирования европейских общества и государства. О своих впечатлениях они должны писать на родину. По ходу своего путешествия персы убеждаются в том, как много отличает европейцев от их родного народа, а также то, что при всех отличиях у них существуют одни и те же проблемы: бедность, коррупция, неэффективная работа органов власти и т.д.

Проблема неравенства в философии Жан-Жака Руссо

Главный вклад Руссо (1712-1778) в философию эпохи просвещения является создание им теории общественного договора. Согласно ей, создание государства являлось результатом соглашения между разными членами общества. Цель соглашения заключалась в том, чтобы создать механизм управления обществом, который обеспечивал бы его безопасность и процветание. Взамен граждане должны добровольно отказаться от некоторых прав и свобод. Но, в отличие от Т.Гоббса, Руссо считал, что при одном условии общество может отказаться выполнять договор: если государство будет недостаточно хорошо выполнять свои обязанности. В этой ситуации граждане, по мнению Руссо, имеют право свергнуть правителя и назначить на его место нового. Данную теорию мыслитель изложил в книге «Трактат об общественном договоре».

Кроме того, общественный договор, как считал Руссо, должен решить одну из ключевых проблем современного общества - проблему неравенства. В книге «Трактат о неравенстве» он выделял два его вида: 1) врождённое, или биологическое; 2) приобретённое, или политическое. Если от первого, по мнению автора, невозможно избавиться, то второе преодолимо в процессе общественного развития индивида. Один из способов его преодоления - отказ общества от благ цивилизации и возврат к жизни на лоне природы (теория «естественного человека»).

Ключевую роль в жизни людей, по мнению Руссо, играет воспитание. Именно от него зависит то, сможет ли индивид стать достойным членом общества. Воспитывать детей должно государство в специально созданных для этого учреждениях. Более подробно эти до взгляды Руссо изложил в автобиографическом романе «Исповедь»: «…всё то, что не дано нам при рождении, мы получаем при воспитании».

Деизм в философии Дени Дидро

Д. Дидро (1713-1784) развивал идеи деизма Вольтера, однако стремился придать им более естественно-научный характер. Он был убеждён, что некоторые явления мира можно объяснить с позиции религии; но вместе с тем это не отменяет необходимости объяснять другие законами физики и изучать их средствами естественных наук.

Дидро считал, что научное знание должно носить энциклопедический характер, а потому необходимо обобщить все основные результаты современных наук в рамках одного произведения. Такой книгой стала «Энциклопедия…», насчитывавшая несколько томов. Её соавторами вместе с Дидро выступили все представители французского Просвещения, и им удалось собрать информацию о последних результатах и тенденциях развития самых разных гуманитарных и естественных наук.

Свои критические аргументы в адрес католической церкви Дидро обобщил в романе «Монахиня». В этой книге рассказывается о трагической судьбе молодой девушки. Приняв сан монахини, она столкнулась с произволом, тяготами и жестоким обращением в стенах монастыря. Книга имела большой общественный резонанс, по распоряжению короля Франции была создана специальная комиссия по проверки нескольких женских монастырей. Некоторые из них был закрыты по её результатам.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!