Философия всеединства В.Соловьева.



Тема Особенности русской философии. Русская идея.

План.

1.Обзор русской философии до начала 19 века.

2. Век 19 – время философской классики.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Особенность русской философии.

5. Русская философия после 1917 года.

Обзор русской философии до начала 19 века.

Философия есть явление мировой культуры. Однако всякая философия несет на себе печать национально – культурного своеобразия. Философия – душа нации. Существует феномен национальной философии. Немецкая, русская, индийская философия – хорошо известные реальности культуры, в чем-то сопоставимые, а чем-то и существенно различающиеся друг от друга. Национальная философия – неразрывная часть национальной культуры. Специфика национальной философии напрямую связана с историей страны и ее народа, с вопросами, важными для их существования. Рассмотрим своеобразие русской философии.

Становление русской философии начинается сравнительно поздно в 10-11 веках, когда Русь принимает христианство. Рациональная культура, зачатки наук, в то время отсутствовали. Огромную роль играла мифология и богословие. К числу первых русских мыслителей можно отнести князя В. Мономаха (11-12) и философа-книжника Кирилла Туровского (12). Ранняя русская философия представляла философствующие богословие. Итогом духовно – интеллектуальных усилий первых русских мыслителей явилось формирование новых представлений о мире и человеке как творении Бога, о бессмертии души, о нравственных заповедях, приближающих человека к Богу.

В 14 веке на Руси распространяется идеология и практика исихазма (от греч. Безмолвие – исихия). Это христианско – религиозное мистическое течение, возникшее в Византии. Исихасты использовали безмолвную молитву («умную» - в уме) молитву, вели строгую аскетическую жизнь, что во многом напоминало практику йоги. В целом, Восточную философию Россия открывает для себя достаточно поздно – в19-20 веках.

В 15 веке начинается активное развитие русской политической философии. В обществе укрепилась идея политической централизации. Она обосновывается в теории «Москва – третий Рим» (Зосима и Филофей). Эти философские идеи способствовали становлению Московского централизованного государства.

Реформы Петра разительно изменяют политический и культурный облик России. Усиливается секуляризация – освобождение от господства религии и церкви. Россия изучает достижения Европы. Появляется философия светского типа. В 17 веке существовала два центра образования – Киево – Могилянская духовная академия и Славянско – Греко – латинская академия в Москве. В 1755 году основан Московский университет.

В 18 веке интересы российских мыслителей сместились в сторону социально – политических проблем. Наиболее видная фигура здесь – А.Н.Радищев. Он выдвигает идею народной революции и республиканской власти. Деятельность декабристов – попытка практического воплощения идей Радищева.

Век 19 – время философской классики.

Веком философской классики для России стал 19 век.

В начале 19 века русская философия находилась под большим влиянием французского Просвещения, немецкого идеализма и учения Платона.

Развитие философии после восстания декабристов происходит на фоне царской реакции на революционные выступления дворянства. Власть пытается опереться на православие, идею самодержавия, идеологию «народности». Параллельно формируется и революционно – демократическая идеология.

В 30-40 годы 19 века обостряется проблема исторического пути России. Какие ориентиры она должна брать в своем дальнейшем развитии? Оформилось две позиции: западничество и славянофильство. Их противостояние продолжалось в течение всего19 и 20 веков.

Западникам (Грановский, Герцен, Огарев, Белинский) буржуазная Европа виделась идеалом, к которому должна стремиться застойная Россия.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы) делали ставку на русскую самобытную культуру. Считали западную модель разрушительной для России.

В 60-70 годы 19 века появилась новая волна славянофильства, именуемая почвенничеством (Григорьев, Страхов, Данилевский, Леонтьев, Достоевский). Философия почвенников отличалась идеализмом и консерватизмом.

Идейные оппоненты почвенников – революционеры-демократы. Философия революционного демократизма (Чернышевский и Добролюбов) отличалась материализмом и индивидуалистическим подходом к пониманию человека.

После крестьянской реформы из среды революционных демократов выделилось социально-политическое движение народников (Ткачев, Кропоткин, Бакунин и их последователи). В 60-80 годы 19 века народники стали основными борцами за реформирование общества.

В 80-е годы 19 века в России распространяется марксизм. Его главные российские теоретики – Г.В. Плеханов и В.И.Ленин.

Большое влияние в России 19-начале 20века имела религиозная философия.

Сначала на идеях русского православия и монархизма появились славянофилы. Их сменили почвенники, которые обусловили появление религиозного реформаторства 19 века (Достоевский, Толстой). Его закономерным следствием явилась волна богоискательства – течения в религиозной философии, которое было направлено на переосмысление важнейших религиозных истин. Наиболее значительные религиозные философы этого периода: Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.О. Лосский.

Философия всеединства В.Соловьева.

Особенно рельефно основные черты русской религиозной философии представлены в творчестве В.С.Соловьева (1853-1900) Сын крупнейшего русского историка С.М.Соловьева, автора «Истории России с древнейших времен». Дед Соловьева был священником, глубоко верующим человеком. Он оказал влияние на формирование религиозного чувства внука. В юности Соловьев пережил религиозный кризис. Стал страстным последователем материализма. Но увлечение было не долгим. Изучение работ Спинозы, Шеллинга, Гегеля позволило в дальнейшем создать В. Соловьеву свою философскую систему. Учился в Московском университете, затем в Московской духовной академии. В 1874 г. Защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». В 1880 г. Защитил докторскую диссертацию. Но преподавательская деятельность закончилась в марте 1881 г. После того, как он в лекции призвал помиловать убийц Александра 2. Известные философские труды: «Оправдание добра», «Три разговора», «Чтение о богочеловечестве».

Центральное место в учении Соловьева занимает идея всеединства. Это идея многогранна. Прежде всего, под всеединством Соловьев понимает единство и согласованность всех частей Вселенной. Мир – это всеединство в состоянии становления, содержащий компонент божественного всеединства. Соловьев выделяет высший и низший уровень бытия, указывает на их взаимосвязь. Низшее тяготеет к высшему, а высшее вбирает низшее. Мировой процесс – это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной. Основные ступени восхождения: минеральное, растительное, животное царства, потом царство природно-человеческое и, в конце концов, царство духовно-человеческое, являющееся царством Божьим. Оно представляет собой единения человека с Богом. Совершает единение сам человек. Человеческая жизнь представляет собой творчество, неуклонное движение к добру (эволюционный процесс – Е.В.С.) Все человечество движется творческими усилиями своих отдельных представителей, переходит в новое, высшее состояние, становясь богочеловечеством. Смыкается божественное и человеческое. Сочетается идеальное и материальное.

Человек, по Соловьеву, не ничтожная песчинка, теряющаяся в мире, а необходимая частица мировой гармонии. Мир, соединенный с Богом находится в бесконечном процессе самосовершенствования. Человек активный участник этого процесса. Но для этого человек должен быть свободным и духовно активным.

Символом связи между Богом, миром и человеком выступает София. София – это душа мира.

Философия всеединства объединяет три знания – философское, научное и религиозное. Соловьев считает, что философия всеединства не должна быть созерцательной. Она призвана стать активным средством воздействия на окружающую действительность. Однако, Соловьев был противником любого насилия. Только через сознательное убеждение каждого человека можно обратить его к добрым делам. Гарантом спасения человечества является любовь. Соловьев считал христианство религией любви. Смысл любви – быть антиподом эгоизму, а следовательно и тому обществу, которое зиждется на выгоде и расчете. К таким же гарантам спасения человечества относится выстроенная им триада: «Истина – Добро – Красота».

В своих философских исканиях Соловьев приходит к концепции «русской идеи». В чем смысл существования России во всемирной истории? Какова миссия России? Мыслитель приходит к выводу, что ее роль должна заключаться в превращении в инициатора и мощную опору духовного объединения христианских стран. Осуществление единства социальной троицы – церкви, государства и общества. Соловьев ратует за восстановление вселенской теократии (боговластия), позволяющей, как он полагал, объединить духовно все христианские народы. Будущее России он связывает со слиянием с сообществом христианских стран, с участием в развитии единой христианской цивилизации.

Свои отправные идеи в творчестве Соловьева черпали мыслители «серебрянного века». Реализуя учение Соловьева о всеединстве философы стремились синтезировать искусство (прежде всего художественную литературу), религию и философию. Центрами духовной жизни той поры (конец 19 – начало 20 века) стали философско – художественные и литературно – философские салоны. У Мережковского, В. Иванова, З.Гиппиус.

Крупнейший представитель русской философии первой половины 20 столетия Н.А.Бердяев (1874-1948). Своеобразие русской философии Бердяев характеризовал так: «Русские не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни».


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!