Окт. революция повлекла за собой радикальные перемены в организации и постановке М. о.



Руководство и материальную заботу о муз. уч. заведениях взяло на себя гос-во (Декрет Совета Нар. Комиссаров о передаче всех уч. заведений в ведепие Нар. комиссариата просвещения от 5 июля 1918), открыв путь широкому распространению общего М. о., предоставив учащимся проф. уч. заведений бесплатное обучение и стипендии. Благодаря этому открылся доступ к образованию трудящейся молодёжи, в т.ч. и представителям отсталых в культурном отношении национальностей. Среди правительств. мероприятий, способствовавших привлечению в высшую муз. школу рабочих и крестьян, были организация т.н. Единого художеств. рабфака, передача его муз. отдела (учреждён в 1923) в ведение Моск. консерватории (1927) и открытие затем рабфаков в Моск. (1929) и Ленингр. (1931) консерваториях. В первые же послереволюц. годы определились общие принципы, лёгшие в основу перестройки М. о. Наиболее существенные из них: 1) провозглашение обязательности всеобщего муз. обучения (постановление Муз. отдела Наркомироса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе, не позже 19 окт. 1918) и признание огромного значения общего М. о. как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкально способных людей, пригодных к проф. занятию музыкой; 2) понимание необходимости подготовить музыкантов, к-рые обладали бы точно очерченной специализацией (исполнительской, композиторской, педагогич., просветит., музыковедч.) и в то же время владели широким кругом знаний по своей специальности, по смежным предметам и обществ. дисциплинам; 3) осознание огромной роли производств. практики в самом уч. заведении и за его пределами (это привело к организации оперных студий при консерваториях; первая из них открыта в 1923 при Петрогр. консерватории); 4) установление требования, чтобы музыкант любой профессии мог сочетать свою проф. деятельность с просветительской. Для становления системы сов. М. о. особо важную роль сыграли организационные и методич. поиски в период 1917-27. Решающее значение для дальнейшего развития проф. М. о. имели подписанный В. И. Лениным Декрет Совета Нар. Комиссаров от 12 июля 1918 о переходе Петрогр. и Моск. консерваторий "в ведение Народного Комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах с уничтожением зависимости от Русского музыкального общества", а также последующие постановления того же года, к-рые объявляли губернские и гор. уч. заведения Рус. муз. об-ва государственными.

В конце первого и в самом начале второго десятилетия 20 в. в центре внимания муз. общественности - вопросы общего М. о. и в связи с этим работа массово-просветит. школ, открывавшихся в Петрограде, Москве и др. городах. Школы носили разные наименования: нар. муз. школы, школы муз. просвещения, нар. консерватории, нар. курсы общего муз. образования и др. В работе этих уч. заведений, заложивших методич. основы сов. общего М. о., принимали участие видные музыканты: в Петрограде - Б. В. Асафьев, M. H. Баринова, С. Л. Гинзбург, Н. Л. Гродзенская, В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий и др.; в Москве - А. В. Александров, Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский, В. Н. Шацкая и др.

На начальном этапе развития сов. М. о. его организаторы столкнулись с рядом трудностей. Корни одних уходили в дореволюц. практику муз. обучения, когда не была дифференцирована подготовка будущих профессионалов и любителей, М. о. не было разделено на ступени в зависимости от возраста учащихся.

Др. трудности были вызваны возникновением, нередко стихийным, (особенно в 1918-20), множества разноликих муз. уч. заведений спец. и общего типа. Они именовались школами, курсами, студиями, кружками, техникумами и даже консерваториями и ин-тами, не имеличёткого профиля и не могли быть с достаточной определённостью отнесены к начальным, средним или высшим уч. заведениям. Параллелизм в работе этих уч. учреждений стал тормозить развитие М. о. Первая и ещё весьма несовершенная попытка создать стройную систему М. о. была предпринята в 1919 в "Основных положениях о Государственном музыкальном университете" (под этим названием подразумевалась вся сеть школ спец. и общего М. о. - от начальных до высших).

 Следуя мысли А. В. Луначарского о том, что вся система общего образования, от детского сада до ун-та, должна представлять собой "одну школу, одну непрерывную лестницу", составители "Основных положений..." подразделили спец. муз. уч. заведения на три ступени в соответствии с уровнем муз. знаний и умений учащихся. Однако они не смогли ни расчленить задачи образования, воспитания и просвещения, ни установить возрастные рамки обучения на трёх ступенях "музыкального университета".

 Дальнейшая работа по типизации муз. уч. заведений и обновлению их программ, в к-рой принимали участие виднейшие сов. музыканты, связана с деятельностью Б. Л. Яворского, с 1921 возглавившего Муз. отдел Главного управления профессионального образования.

 На последующую перестройку М. о. серьёзное воздействие оказал его доклад "О принципах построения учебных планов и программ в профессиональной музыкальной школе" (прочитан 2 мая 1921), в к-ром, в частности, впервые в муз. педагогике 20 в. был с такой настойчивостью выдвинут тезис: "элемент творчества должен войти в программы всех курсов", проходимых в уч. заведениях разных ступеней. Примерно в 1922 наметилась характерная тенденция, продолжавшая сказываться и в последующие годы, - всё большее внимание уделяется вопросам проф. М. о. и спец. дисциплинам (игре на инструментах, пению). К этому же времени относится и организация первых специализированных средних муз. школ - муз. техникумов, в 30-е гг. переименованных в уч-ща.

Ко 2-й пол. 20-х гг. сложилась определённая структура М. о., сохранявшаяся ряд лет:

1) начальное М. о. в виде двух типов школ - 4-летние 1-й ступени (для детей), работавшие параллельно с трудовой школой и являвшиеся либо самостоят. уч. заведениями, либо первыми звеньями муз. техникумов, и курсы общего М. о. для взрослых, имевшие только муз.-просветит. задачи;

2) среднее проф. М. о. - техникумы (исполнительские и инструкторско-педагогич.);

3) высшее - консерватории. В связи с реформой М. о. в 1926 в Ленинграде был организован Центр. муз. техникум, в работе к-рого отразились новые творч. веяния и поиски в муз. педагогике, оказавшие серьёзное воздействие на дальнейшее развитие сов. М. о.

Среди педагогов техникума были выдающиеся ленингр. музыканты. В истории высшего М. о. важной вехой явился документ Нар. комиссариата просвещения, подготовленный на основе докладов виднейших деятелей советской музыкальной культуры А. Б. Гольденвейзера, М. Ф. Гнесина, М. В. Иванова-Борецкого, Л. В. Николаева, А. В. Оссовского и др., - "Положения о Московской и Ленинградской консерваториях" (1925). В этом документе окончательно узаконивалась принадлежность консерваторий к высшей ступени М. о., устанавливалась их структура (науч.-композиторский, исполнительский и инструкторско-педагогич. ф-ты), определялся профиль выпускаемых специалистов и сроки обучения, учреждался институт аспирантов.

С сер. 20-х гг. в консерваториях стали обучать и музыковедов (ранее, до революции, не было учреждения, к-рое готовило бы таких специалистов). Однако начало высшего музыковедч. образования в Сов. стране - 1920, когда в Петрограде при Ин-те истории иск-в открылся ф-т истории музыки (просуществовал до 1929 в виде Курсов для подготовки специалистов по истории иск-в).

К 1927 упорядочение общей структуры сов. М. о. было в основном завершено, хотя в дальнейшем она подвергалась изменениям. Так, 4-летние муз. школы были преобразованы в 7-летние (в 1933), при ряде консерваторий учреждены муз. школы-десятилетки, расширена факультетская система консерваторий ( с сер. 30-х гг.), организованы муз.-педагогич. ин-ты (первым был открыт в 1944 Муз.-педагогич. ин-т им. Гне-синых) и заочное обучение.

К сер. 70-х гг. система организации M. о. в СССР складывается след. образом.

Низшая ступень - 7-летние детские муз. школы (дополнительный 8-й класс - для готовящихся к поступлению в муз. уч-ще), цель к-рых дать общее М. о. и выявить наиболее способных учащихся, желающих получить спец. М. о. В число изучаемых здесь дисциплин входят: игра на инструменте (фп., смычковые, духовые, нар.), сольфеджио, муз. грамота и теория, хор. пение и ансамбли.

 К низшей ступени общего М. о. принадлежат и вечерние школы для подростков и юношества.

 К средней ступени М. о. относятся 4-летние уч. заведения: муз. уч-ща, в к-рых готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров, теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских муз. школах (наиболее одарённые после окончания уч-ща поступают по конкурсу в высшие уч. заведения); муз.-педагогич. уч-ща, выпускающие учителей музыки для общеобразоват. школ и муз. руководителей детских садов.

При нек-рых консерваториях и ин-тах имеются 11-летние спец. муз. школы, где учащиеся, готовясь к поступлению в муз. вузы, получают низшее и среднее М. о. и одноврем. проходят курс общеобразоват. средней школы.

 Высшая ступень М. о. включает: консерватории, муз.-педагогич. ин-ты и ин-ты иск-в (с ф-том музыки); обучение в них рассчитано на 5 лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации - композиторов, инструменталистов, певцов, симф., оперных и хор. дирижёров, музыковедов и режиссёров муз. т-ров. Высшей ступенью являются также муз.-педагогич. ф-ты в педагогич. ин-тах; здесь обучаются будущие учителя музыки высшей квалификации (методисты) для общеобразоват. школ и преподаватели муз.-педагогич. дисциплин для педагогич. уч-щ. В большинстве муз. уч-щ и вузов имеются вечерние и заочные отделения, где учащиеся получают образование, не прекращая трудовой деятельности. При многих муз. вузах и н.-и. ин-тах организована аспирантура (с 3-летним обучением на очном и 4-летним на заочном отделениях), предназначенная для подготовки науч. работников и педагогов вузов по истории и теории музыки и исполнит. иск-ва, муз. эстетике, методике преподавания муз. дисциплин. Подготовка педагогов-композиторов и педагогов-исполнителей для муз. вузов проводится в организованной при ведущих консерваториях и ин-тах ассистентуре- стажировке (очный курс обучения 2, заочный - 3 года). Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов муз. школ, уч-щ и вузов при авторитетных средних и высших муз. уч. заведениях. Много внимания уделяется учреждению разного типа муз. школ в нац. республиках. В РСФСР, Белоруссии и на Украине, в республиках Прибалтики и Закавказья, а также в Казахской, Киргизской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР, представлявших собой в дореволюц. время отсталые районы, создана большая сеть муз. уч. учреждений. По данным на 1975, в СССР 5234 детские муз. школы, 231 муз. уч-ще, 10 уч-щ иск-в, 12 муз.-педагогич. уч-щ, 2 муз. хореографич. уч-ща, 20 консерваторий, 8 ин-тов иск-в, 3 муз.-педагогич. ин-та, 48 муз. ф-тов при педагогич. ин-тах. Достижения М. о. в СССР обусловлены и тем, что педагогич. работу в муз. вузах вели и ведут виднейшие композиторы, исполнители, музыковеды и методисты. С 1920-х гг. в сов. муз. вузах началась серьёзная н.-и. и методич. работа, к-рая привела к пересмотру на основе положений марксизма-ленинизма содержания и методов преподавания традиционных для дореволюц. консерваторий муз.-теоретич. и муз.-историч. предметов, а также к созданию новых уч. дисциплин. В частности, были разработаны спец. курсы истории и теории исполнительства, а также методики обучения игре на разных инструментах. Тесная связь педагогики и науч. исследований способствовала созданию значит. числа учебников и уч. пособий по осн. дисциплинам, включённым в уч. планы сов. муз. школ, уч-щ и вузов.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!