В силу практич. необходимости во многих из этих уч. заведений нередко проходила подготовка и музыкантов-профессионалов.



История Музыкального образования в России

Дж. К. Михайлов.

Музыкальное образование в дореволюц. России и в СССР. О М. о. в Др. Руси сохранилось мало сведений. В педагогике, складывавшейся в народе, наряду с пословицами, поговорками, сказками и песнями важную роль играли и синкретич. (включавшие и музыку) художеств. действа, в к-рых отражалось смешение др.-языч. и христианских обрядовых мотивов.

В нар. среде родился тип скомороха - профессионального многостороннего "лицедея", умения и навыки к-рого приобретались в процессе семейного или цехового обучения. Из поколения в поколение передавались и поэтическо-муз. традиции слагателей героико-славильных песнопений. Систе- матическое же обучение музыке (точнее - церковному пению) проходило как в учреждаемых при церквах и монастырях школах, где шла подготовка духовенства и нужных государству грамотных людей, так и непосредственно в храмовых хорах, которые были не только исполнительскими коллективами, но и певческими школами. В таких школах воспитывались церковные певцы и распевщики (см. Знаменный распев).

В период феодального обособления русских земель стольные города удельных княжеств - Владимир, Новгород, Суздаль, Псков, Полоцк и др.- становились центрами церк. хор. культуры и здесь складывались свои местные певч. школы, опиравшиеся на общие принципы знаменного пения, но вносившие в него те или иные своеобразные черты.

 Сохранились сведения об одной из старейших и лучших певч. школ 12 в., учреждённой Андреем Боголюбским во Владимире. Несколько позже первенствующую роль в церк. пении и в обучении этому иск-ву стал играть Новгород, на долгие годы сохранивший за собой ведущее положение. Новгородская певч. школа подготовила выдающихся деятелей муз. культуры того времени - исполнителей, сочинителей музыки, теоретиков и педагогов. В период организации централизованного Рус. гос-ва во главе с Москвой нац. певч. школа впитала достижения мн. местных школ и более всего новгородской. Двух новгородцев - братьев С. и В. Роговых, деятельность к-рых относится к сер. 16 в., считают основоположниками моск. школы церк. пения. Как педагог особой славой пользовался Савва Рогов. Его знаменитые ученики - Фёдор Крестьянин (позже известный педагог) и Иван Нос были взяты Иваном Грозным в качестве придв. мастеров пения в Москву. Традиции новгородской школы развивал и третий прославленный ученик Рогова - Стефан Голыш, муз.-педагогич. деятельность к-рого проходила в Приуралье во владениях купцов Строгановых.

Распространению и развитию певч. культуры способствовало постановление "Стоглавого собора" (Москва, 1551), вменившее в обязанность священникам и дьяконам создавать у себя на дому во всех городах Моск. Руси школы для обучения детей не только грамоте, но и "церковному пению псалтырному".

Учреждение этих школ было призвано заменить обучение у т.н. мастеров грамоты (дьячков и "мирских людей", занимавшихся с отд. детьми чтением, письмом, молитвами и пением) и расширить сеть уч. заведений, существовавших в 14-15 вв. в нек-рых городах Др. Руси.

Мастера церк. пения, входившие в состав придв. хора (создан в кон. 15 в.), нередко направлялись в др. города, монастыри и церкви для поднятия уровня хор. исполнительства. Простейшими муз.-теоретич. пособиями служили певч. азбуки (входили в разл. сб-ки 15-17 вв., см. Азбука музыкальная), в к-рых давался краткий свод и начертания знаков крюкового письма.  Утверждение нового, много гол. стиля хор. пения (см. Партесное пение) и связанная с этим замена знаменного письма 5-линейной нотацией во 2-й пол. 17 в. внесли коренные изменения в методы обучения музыке.

Систематич. свод правил партесного пения дан в трактате Н. П. Дилецкого "Мусикийская грамматика", предназначавшемся для обучения певцов и композиторов. В отличие от знаменных "азбук", основанных на чисто эмпирич. принципе, труд Дилецкого характерен рационалистич. направленностью, стремлением не только излагать правила, но и объяснять их.

   Особый тип уч. пособий, пользовавшийся известным распространением в кон. 17 в., представляют т.н. двоезнаменники, содержавшие параллельное изложение напевов в знаменной и 5-линейной нотации. К этому типу принадлежит "Ключ разумения" Тихона Макарьевского. С кон. 15 в., когда в Моск. Русь стали приглашать иноземных музыкантов, началось вовлечение рус. знати в инстр. и вок. светское музицирование и обучение игре на зарубежных инструментах.

В юго-зап. Руси, входившей в 16-17 вв. в состав Польско-Литовского гос-ва, известное значение в распространении М. о. имели т.н. братские школы, учреждавшиеся религиозно-просветит. организациями и служившие оплотом рус., укр. и белорус., населения против нац. угнетения и обращения в католичество. Вслед за Львовской школой (осн. в 1586) в др. крупных городах было открыто ок. 20 братских школ.

В этих передовых для своего времени уч. заведениях (многие педагогич. принципы этих школ получили позднее отражение в "Великой дидактике" Я. А. Коменского) обучали пению и предметам квадривиума, куда входила и музыка.

На базе слившихся в 1632 Киевской братской школы (осн. в 1615) и школы Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) было учреждено первое укр. высшее уч. заведение - Киево-Могилянская коллегия (с 1701 - академия), в к-рой наряду с др. предметами изучалась и музыка.

В Москве по образцу Киевской коллегии в 1687 открылась Славяно-греко-лат. академия, где также обучали церк. пению и "семи свободным искусствам".

В 18 в. под воздействием реформ Петра I, к-рые способствовали включению страны в общий ход развития европ. цивилизации, содержание и организация М. о. претерпели существ. перемены. Освобождение муз. культуры от церковной опеки, сужение роли культовой музыки, всё расширявшееся светское музицирование (воен. оркестры и хоры на улицах и площадях, танц. и застольная музыка на "ассамблеях", муз.-театр. представления, возникновение конц. жизни) и, наконец, усиливавшаяся тяга к любительскому музицированию в дворянском обществе - всё это сказалось на характере М. о. В нём выявляются неск. тенденций: важнейшее значение начинает приобретать муз. обучение в светских, а не только в духовных образоват. ин-тах; в жизнь разл. духовных уч. заведений проникает светская инстр. музыка; М. о., особенно во 2-й пол. 18 в., направлено не только на нужды придв. и, частично, церк. обихода, но и на удовлетворение запросов значительно более широких обществ. кругов. Нужда в музыкантах-практиках и потребность в общем М.о. на протяжении 18 в. всё более возрастали.

 Муз. обучение знати осуществлялось гл. обр. приезжими придв. капельмейстерами, концертмейстерами оркестров и клавиристами, среди к-рых были крупные мастера. Подготовка музыкантов-профессионалов проводилась чаще всего в учебных учреждениях, которые условно могут быть разделены на два типа. Одни - ставили задачей подготовку музыкантов-профессионалов, гл. обр. оркестрантов и певцов.

Ещё в нач. 18 в. в Москве, а затем в Петербурге выписанные из-за границы и служившие при дворе музыканты воен. оркестров обучали игре на духовых (медных и деревянных) и удар. инструментах молодых людей, подбиравшихся из состава придв. певчих.

В 1740 при Придв. капелле (переведена в Петербург в 1713), к-рая в течение двух с лишним столетий воспитывала квалифицированных хористов, хор. дирижёров, а в отд. случаях и композиторов (Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский), были учреждены под рук. дирижёра придв. оркестра И. Гюбнера классы обучения игре на орк. инструментах

 Ранее, в 1738, на Украине в г. Глухове была открыта школа пения и инстр. музыки (игра на скрипке, гуслях и бандуре); здесь под рук. особого регента давалось начальное М. о. в основном будущим придв. певчим.

Среди др. уч. заведений - Петерб. театр. школа (осн. в 1738, но окончательно сформировалась к 1783), в к-рой обучали не только сценич., но и муз. иск-ву, и муз. классы Академии художеств. открытые в 1760-х гг. и просуществовавшие неск. десятилетий (среди воспитанников - комп. Б. И. Фомин). О внимании, к-рое уделялось в 18 в. организации проф. М. о., свидетельствуют правительств. указы (неосуществлённые) об учреждении Екатеринославской муз. академии.

В уч. заведениях иного типа важной стороной воспитания дворянской, а частично и разночинной, молодёжи становится общее М. о. Первой светской школой, в программу к-рой с 1730-х гг. входили систематич. занятия музыкой, был Кадетский корпус (затем Сухопутный шляхетский).

В силу практич. необходимости во многих из этих уч. заведений нередко проходила подготовка и музыкантов-профессионалов.

К таким уч. заведениям должны быть отнесены муз. классы, учреждённые в 1-й пол. 18 в. в гимназии при Академии наук, во 2-й пол. 18 в. - в Моск. ун-те (дворянской и разночинной гимназиях и Благородном пансионе при ун-те), в Смольном ин-те благородных девиц и "мещанском отделении" при нём, в Моск. и Петерб. воспитат. домах, в Казанской гимназии, подведомственной Моск. ун-ту, и в ряде гимназий др. губерний. Занятия музыкой во многих из этих уч. заведений стояли на большой высоте (ими руководили видные музыканты, часто иностранцы).

Так, воспитанницы Смольного ин-та (сложившаяся в нём система М. о. была перенесена затем и в др. сословно-дворянские уч. заведения аналогич. типа) обучались не только исполнительству (игре на арфе, фп., пению), но и теории музыки, а в ряде случаев - композиции. В дальнейшем некоторых воспитанниц из обедневших дворян стали готовить и к муз.-педагогич. деятельности. В связи с тем, что во мн. помещичьих усадьбах и гор. вельможных домах организовывались крепостные хоры, инстр. (в т.ч. и роговые) ансамбли и оркестры, а также т-ры, возникла необходимость в подготовке музыкантов из крепостных. Она осуществлялась как в домашних условиях (иностр. музыкантами, к-рых приглашали в поместья), так и в спец. муз. школах для крепостных, создававшихся в городах. По-видимому, первые такие школы начали функционировать с 1770-х гг. Здесь обучали пению, игре на орк. и клавишных инструментах, а также генерал-басу и сочинению музыки. Иногда для того чтобы подготовить нужный репертуар, крепостные музыканты направлялись в такие школы целыми коллективами.

В педагогич. занятиях в последней четверти 18 в. (особенно после выхода из печати сб-ков нар. песен В. Трутовского, 1776-95, и И. Прача, 1790) всё большую роль начинают играть рус. нар. песня и танец (в оригинале, обработках и транскрипциях). Распространение М. о. в разл. слоях рус. общества создало необходимость публикации практич. уч. пособий (сначала переводных). Одним из первых руководств, сыгравших важную роль в истории рус. М. о., была "Клавирная школа, или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии" Г. С. Лелейна (1773-74), к-рая опиралась на клавирную практику, содержала общие положения теории композиции и отличалась известной просветит. широтой. В нач. 19 в. вышли переводы нек-рых др. муз. учебников (напр., Л. Моцарта - "Основательное скрыпичное училище", 1804; В. Манфредини - "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке", перевод С. А. Дегтярева, 1805), а также отечественная школа для фп. И. Прача (1815).

До 60-х гг. 19 в. в системе рус. проф. М. о. не произошло никаких принципиальных изменений, хотя нужда в музыкантах разных специальностей возрастала и всё более высокие требования предъявлялись к качеству их подготовки. В театральных уч-щах Петербурга и Москвы обучались не только драматические актёры, но и певцы и оркестранты для оперных т-ров, а в нач. 19 в. были учреждены "высшие" музыкальные классы для особенно успевавших. Эти уч. заведения, а также Придв. певч. капелла были единственными правительств. ин-тами, ставившими задачей подготовку музыкантов-профессионалов. М. о. при капелле расширилось: в кон. 1830-х гг. были открыты классы игры на орк. инструментах, несколько позже - классы фп. и сочинения. В нач. 2-й четверти 19 в. муз. школы для крепостных утратили прежнее значение и постепенно прекратили существование. Большую роль в распространении муз. культуры (частично и в подготовке музыкантов-профессионалов) по-прежнему играли средние и высшие уч. заведения, в к-рых существовали муз. классы, - гимназии, ун-ты (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский), Горный ин-т, Уч-ще правоведения, женские закрытые ин-ты. В этих женских институтах, несмотря на ряд недостатков в организации М.о., сложилась система обучения (включавшая игру на инструменте, ансамблевое музицирование, сольфеджио, гармонию, педагогич. практику), положенная впоследствии в основу уч. плана консерваторий, а педагоги женских ин-тов подготовили серьёзные труды по вопросам муз. (гл. обр. фп.) педагогики. Спец. частных муз. школ было очень мало (одну из них открыл Д. Н. Кашин в 1840 в Москве), и домашнее муз. обучение продолжало оставаться весьма эффективным. Частные уроки давали иностранцы, связавшие свою судьбу с рус. муз. культурой (И. Геслер, Дж. Филд, А. Гензельт, Л. Маурер, К. Шуберт, А. Виллуан), рус. композиторы (А. Л. Гурилёв, А. Е. Варламов и др.), инструменталисты и композиторы (А. О. Сихра, Д. Н. Кашин, Н. Я. Афанасьев и др.), а в 50-е гг. молодые А. Г. и Н. Г. Рубинштейны и М. А. Балакирев. Занятия в домашних условиях обычно ограничивались практикой игры на каком-либо инструменте или пением; муз.-теоретич. и муз.-историч. образования учащиеся, как правило, не получали. Восполнить этот существ. пробел лишь в весьма небольшой степени могли публич. лекции, к-рые устраивались с кон. 1830-х гг. гл. обр. в Петербурге. Возникшие в эти годы планы организации спец. муз. уч. заведений свидетельствовали об острой потребности в более широком, глубоком и разностороннем М. о. Один из таких планов принадлежал дирижёру моск. Большого т-ра     

Ф. Шольцу, представившему в 1819 проект учреждения в Москве Муз. консерватории. Проект не был осуществлён, Шольцу удалось лишь добиться в 1830, незадолго до смерти, разрешения организовать у себя на дому бесплатное преподавание генерал-баса и композиции

. Автором другого неосуществлённого проекта был А. Г. Рубинштейн, предложивший в 1852 открыть в Петербурге при Академии художеств Муз. ин-т и разработавший структуру этого учреждения.

К нач. 1860-х гг. рус. муз. культуре "грозил разрыв между устремившейся к завоеванию вершин искусства композиторской интеллигенцией и весьма пестрыми, по своим вкусам, слушателями из среды русской демократии" (Б. В. Асафьев, "Их было трое...", сб. "Советская музыка", вып. 2, 1944, с. 5-6). Помочь делу могла лишь широкая подготовка отечеств. исполнителей, педагогов и композиторов, к-рые были бы способны поднять в дальнейшем уровень рус. муз. жизни не только в Москве и Петербурге, но и во всей стране.

В этот период начинается деятельность А. Г. Рубинштейна и его сподвижников, поставивших целью организовать под эгидой Рус. муз. об-ва (открыто в 1859) первую рус. консерваторию. Деятельность эта протекала в трудных условиях: в столкновениях с придв. реакц. кругами и в атмосфере острых споров с теми, кто опасался "безнационального академизма" создаваемого проф. уч. заведения.

Учреждённые при Рус. муз. об-ве в 1860 муз. классы (пение, фп., скрипка, виолончель, элементарная теория, хор. пение и практич. сочинение) послужили основой для открытия в 1862 Петерб. консерватории (до 1866 называлась Муз. уч-щем) во главе с А. Г. Рубинштейном.

В том же году в противовес консерватории М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин основали в Петербурге Бесплатную муз. школу, одной из гл. задач к-рой было дать общее М. о. (элементарные муз.-теоретич. сведения, умение петь в хоре и играть в оркестре и др.) любителям музыки.

 В 1866, также на базе организованных ранее (в 1860) муз. классов, была учреждена Моск. консерватория, директором к-рой стал инициатор её создания Н. Г. Рубинштейн.

Обе консерватории сыграли огромную роль в становлении рус. проф. М. о. и завоевали мировое признание прежде всего потому, что обучение в них вели выдающиеся музыканты: в Петербурге - А. Г. Рубинштейн (среди его учеников первого выпуска был П. И. Чайковский), Ф. О. Лешетицкий (с 1862), Л. С. Ауэр (с 1868), Н. А. Римский-Корсаков (с 1871), А. К. Лядов (с 1878), Ф. М. Блуменфельд (с 1885), А. Н. Есипова (с 1893), А. К. Глазунов (с 1899), Л. В. Николаев (с 1909) и др.; в Москве - Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский (с 1866), С. И. Танеев (с 1878), В. И. Сафонов (с 1885), А. Н. Скрябин (с 1898), К. Н. Игумнов (с 1899), А. Б. Гольденвейзер (с 1906), Н. К. Метнер (с 1909) и др.

 На протяжении десятилетий структура консерваторий, готовивших музыкантов по всем специальностям, изменялась, но постоянными оставались следующие их особенности: разграничение на два отделения - низшее (принимались учащиеся и в детском возрасте) и высшее; "научные классы" (служили для повышения общеобразоват. уровня учащихся); присуждение учащимся, к-рые прошли полный курс консерватории и сдали спец. выпускные экзамены, диплома "свободного художника" (до 1860-х гг. это звание получали только выпускники Академии художеств). Консерватории способствовали формированию рус. исполнит. и композиторских школ. Правда, отечеств. вок. школа сложилась значительно раньше под непосредств. воздействием М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, обучавших отд. воспитанников не только общим принципам муз. исполнения, но и певч. мастерству; одним из тех, кто выпестовал композиторов новой русской школы был М. А. Балакирев, наставлявший молодых музыкантов в духе заветов Глинки. Несравнимо более широкий размах приобретает деятельность создателей тех школ, к-рые сложились в консерваториях. Основоположниками двух крупнейших рус. композиторских школ стали: в Петербурге - Н. А. Римский-Корсаков, в Москве - П. И. Чайковский. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. количество рус. муз. уч. заведений постепенно увеличивалось. Местные отделения Рус. муз. об-ва открыли муз. уч-ща в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове (1865), а позднее и в др. городах страны. Впоследствии уч-ща в Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913) были реорганизованы в консерватории. В 1865 учреждена гл. дирекция Рус. муз. об-ва, к к-рой перешли "все обязанности и заботы о развитии М.о. в России". Смысл организации этой дирекции, к-рую возглавлял кто-либо из членов царской семьи, заключался в том, чтобы правительство, официально не руководя муз. уч. заведениями, имело возможность контролировать их дела и вмешиваться в их работу с сословно-кастовых позиций. В 1883 на npiB-ax консерватории было открыто Муз.-драм. уч-ще при Моск. филармонич. об-ве. В 1887 выступил А. Г. Рубинштейн с проектом всеобщего детского муз. обучения, предложив ввести в младших классах всех ремесленных и нар. школ, классич. и реальных гимназий, кадетских корпусов обязательные хор. пение, сольфеджио и элементарную теорию музыки. Этот утопический для тех лет проект был осуществлен лишь в нек-рых привилегированных уч. заведениях.

Значит. роль в развитии рус. М. о. сыграли многие частные муз. школы, открытые в кон. 19 - нач. 20 вв. в Петербурге (Муз.-драм. курсы Е. П. Рапгофа, 1882; Муз. классы И. А. Глиссера, 1886; Спец. школа фп. игры и курсы пианистов-методологов С. Ф. Шлезингера, 1887), Москве (муз. школы В. Ю. Зограф-Плаксиной, 1891; сестёр Евг. Ф., Елены Ф. Гнесиных, 1895; В. А. Селиванова, 1903), Киеве, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Тбилиси и др. городах.

Консерватории, уч-ща и муз. школы дореволюц. России существовали в основном за счёт относительно высокой платы за обучение, и поэтому М. о. могли получать лишь дети обеспеченных родителей либо отдельные даровитые учащиеся, поддерживаемые меценатами или, в виде исключения, освобождавшиеся от оплаты за обучение.

Для того чтобы приобщить к муз. культуре более широкие слои населения, прогрессивные музыканты кон. 19 - нач. 20 вв., в известном смысле продолжая традиции Бесплатной муз. школы, начали создавать уч. заведения (нек-рые назывались Нар. консерваториями), где можно было получать М. о. бесплатно или за небольшую плату.

 В Петербурге к числу таких школ принадлежали: Общедоступные муз. классы Педагогич. музея (осн. в 1881), служившие базой для проведения исследований в области детской муз. педагогики; Бесплатная детская муз. школа им. Глинки, организованная в 1906 по инициативе М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова; Нар. консерватория, открытию к-рой в 1906 способствовали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. В. Вержбилович и Л. С. Ауэр (оканчивающим присваивалась квалификация нар. учителей музыки и пения). Одним из наиболее действенных и авторитетных учреждений такого типа была Нар. консерватория в Москве (осн. в 1906), в учреждении и деятельности к-рой принимали участие виднейшие музыканты - С. И. Танеев, Е. Э. Линёва, Б. Л. Яворский, Н. Я. Брюсова и др.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!