О Джаганнатх, о Господь Вселенной. Милостиво предстань пред моими очами. 31 страница



 

харер нама, харер нама, харер намаива кевалам

калау настйева, настйева настйева гатир анйатха

 

В эту эпоху ссор и лицемерия, чтобы освободиться от тисков Кали, нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме воспевания Имён Бога...

 

Не стоит думать, что для выполнения киртан-йоги нужно летать по комнате или раскачиваться на люстре. Не всегда киртан исполняется так, как в выше приведённом описании. Многие преданные предпочитают более непринуждённый и мелодичный вариант. Если есть возможность, очень рекомендую отправиться в ближайший храм и испытать всё на собственном опыте. Прочувствуйте на себе, каким прекрасным он может быть. Киртан —  это самая сильная и эффективная йога для жаждущего Кришна-премы, любви к Богу. В наше время, милость, как из ведра проливается на достойные и недостойные головы. Она, как дождь, не делает различий. Харе Кришна!

Итак, самым бесстрашным из вас вызов брошен. В любом городе, где есть храм, преданные проводят харинамы. Испытывая желание дать милость киртан-йоги всем и каждому, преданные регулярно выходят на улицы петь киртан для всех. Идите же и вкусите вместе с ними этот нектар. Или, как я уже говорил, купите какие-нибудь красивые записи в разных стилях, которые в больших количествах выпускаются Международным обществом сознания Кришны, и пойте в любом месте и в любое время, когда вашей душе угодно.

 

Бхаджан-йога  

 

«Бхаджан» переводится как «поклоняться». В бхаджан-йоге ведущий певец, задаёт тему поклонения остальным участникам, которые, в свою очередь, энергично отвечают ему. В целом, бхаджаны описывают качества, игры и деяния Господа или Святых преданных Господа. Иногда они состоят из красивых стихов, содержащих богатые духовные наставления садхакам, (практикам), как в бхаджанах Бхактивиноды Тхакура.

Есть бхаджаны , где автор открывает свою душевную тоску по Кришне. Один из таких бхаджанов — «Радха Кришна Прана Мора», Нароттамы Даса Тхакура. Они описывают каждую эмоцию или настроение, сопутствующее безграничной любви к Богу, иными словами бхакти.  Песни по исполнению напоминают гимны, но не такие как в церквях, которые с первого до последнего стиха поют прихожане. В бхаджане,  как и в киртане, остаётся система «призыв-ответ». Это необыкновенно красиво, когда прихожане слушают и впитывают строфу ведущего певца, а затем, усвоив её, повторяют (шраванам-киртанам ).

С музыкальной точки зрения, такой стиль, к тому же, помогает опытному исполнителю бхаджанов придать определённые чувства и эмоции во время развития мелодии бхаджана, а у аудитории появляется возможность подпевать ему вслед.

Хотя, по сути, бхаджан-йога очень похожа на киртан, всё же этот процесс больше напоминает гимны в виде историй и описаний.

И снова, что типично, музыкальный ансамбль использует разнообразные традиционные музыкальные инструменты, вроде фисгармонии, каратал и мриданги. Можно так же, как и я, использовать современные музыкальные инструменты. Главное, чтобы тема бхаджана не была замысловатой или неверно истолкованной сквозь призму неправильного отношения или измышлений. В отличие от киртана, бхаджан поют, рассаживаясь вокруг певца-лидера. Иногда бхаджан «подают» в качестве духовного аперитива к «основному блюду», киртану. По мере того, как профессиональные музыканты и певцы наращивают темп, прихожане поднимаются и начинают танцевать. Так бхаджан превращается в киртан Святых Имён. И хотя эти благословенные песнопения начинаются в определённых рамках, есть большая вероятность, что они расширятся и примут форму другой духовной экспрессии.

Бхаджаху ре мана и Шри Гуру чарана падма, как раз, исполняются в стиле бхаджан-йоги.

Так же как и киртан, бхаджан исполняется наряду с другими системами. Но каждый, даже пребывая в одиночестве, может просто подпевать какой-нибудь записи, и окунуться в волшебную магию процесса под названием бхаджан-йога. Имейте в виду, что бхаджаны — это песни о любви к нашему Господу, исходящие прямо из глубины души. Нам, к тому же, следует знать, что мы никогда не остаёмся в одиночестве. Хотя мы не можем видеть Бога собственными глазами, как говорят Великие ачарйи, да и Сам Кришна, Он никогда не покидает нас. И когда с помощью пути бхакти мы снова обретём возможность лицезреть Его, мы получим самый бесценный дар, утоляющий горячую тоску души по Божественной поддержке.

 

Йога танца

 

Тем же, кому идея киртан-йоги покажется несколько пугающей, хочу прояснить, что вовсе необязательно танцевать, хотя для души, находящейся в потоке океана милости, льющейся во время песнопения, это совершенно нормальная реакция.

Не могу забыть, как сам не хотел танцевать. Я всегда был барабанщиком, и одна из причин, по которой захотел стать именно барабанщиком, заключалась в том, что ему не нужно вытанцовывать на заднем плане. Поэтому я всегда избегал такого «компрометирующего» действа, как бы говоря миру, что у меня две левых ноги.

Йоге танца отводится второстепенная роль. Этот процесс более контролируем, и если хотите, более формализован, нежели спонтанные излияния лимбической системы в киртане. Сейчас мне хотелось бы поговорить немного о йоге танца, и о том, как нам извлечь из неё больше пользы.

Мы все знаем, насколько полезны обычные упражнения. Это может быть как быстрая ходьба в магазин, так и полная гимнастическая разминка. Гимнастика — это прекрасно, о её пользе известно всем. Мускулы в тонусе, сжигаются ненужные калории, вырабатываются гормоны счастья (эндорфины). Йога танца также чрезвычайно полезна для тела и разработана специально для радости и духовного возвышения. Танец — это естественное выражение духовного блаженства. Так как мы — частички Господа, хоть и в малой степени, но нам присущи такие же качества, поскольку мы — родственники Кришны, и у нас аналогичная ДНК.

Но в этом случае ДНК обозначает Движение Начинает Конструировать.

Йога танца вынуждает наши клетки начать деление, рост, скрещивание, перекроссировку, вращение и т. д., создавая, в конечно итоге, новое живое существо, рождённое из танца и для танца. Можно стать свидетелем того, как, услышав музыку, малыши становятся на ножки, и как их крошечные тельца начинают двигаться в такт музыке.

Аналогично, ритмы сопутствуют каждому мгновению наших жизней: ритмичное биение сердца, звук воздушных потоков, темп нашей ходьбы, ритм нашей речи в радости и волнении, реакция на движения и танец других людей. Подобно мелодии, ритм зарождается в духовном мире и потом отражается в мире сует. Кришна прославился Своим танцем, но Он не единственный в своём роде танцор Вриндавана. Скорее всего, Он лучший, но не единственный. Во Вриндаване танцуют все, даже павлины.

В книге моего духовного учителя Шиварамы Свами «Вену гита » есть описание танца павлинов. На самом деле, эта история демонстрирует не только невероятный танец павлинов, но и любовную заботу Господа Кришны об этих смиренных созданиях. Чем закончилась удивительная лила (Божественная игра), где павлины танцуют для Господа, после чего следует Его собственный блистательный танец в сопровождении флейты, играющей, не касаясь губ Повелителя, вы узнаете в следующем повествовании.

 

* * *

 

В великом смирении царь павлинов, сопровождаемый министрами и придворными, обратился к Господу Кришне. Склонившись к земле, он произнёс такие слова:

— Дорогой Кришна, мы непритязательные лесные твари. У нас нет никакой собственности. Мы живём на деревьях и питаемся сезонными плодами и цветами. Ты устроил пышное празднество лишь для того, чтобы мы танцевали, за что мы навсегда останемся в неоплатном долгу перед Тобой. Мы бедны, но наш долг — преподнести Тебе благодарственный подарок (дакшину ). Мы станем неблагодарными и утратим доброе имя, если не поступим так. Просим Тебя, прими наше единственное богатство — перья из наших нарядов, и носи их как украшение на Своём тюрбане.

Крупные слёзы любви текли по его клюву Царь обронил к лотосовым стопам Говинды множество своих царственных перьев неповторимой красоты.

В качестве символа любви, люди материального мира благосклонно принимают подарки. Так и Шри Кришна, соответственно, принял подношения павлинов. Собирая перья, нежно Господь гладил их головы. К огромной всеобщей радости несколько перьев Он воткнул в Свой тюрбан, и, сжимая в руках остальные, вернулся к Своим друзьям, которые немедленно заключили Господа в свои нежные любовные объятия.

Теперь, глядя на изображение Кришны, вы будете знать, откуда взялось павлинье перо.

 

Мантра-йога  

 

Как уже отмечалось ранее, мантра: «Ман» означает «ум» и «тра» —  «освободиться». Следовательно, вся сила мантры заключается в освобождении ума. Мы уже знаем, какую важную роль играет в нашей жизни ум. Он может стать, как нашим лучшим другом, если будет находиться под контролем разума, так и нашим злейшим врагом, если будет действовать по собственной воле. Мантра-йога , в том виде, как я её вам представлю, — легкодоступный и приятный процесс.

Снова мы обращаемся к системе «призыв — ответ», и повторяем мантру с помощью музыки и пения. Есть одна популярная мантра, оказывающая сильное воздействие на публику — «Джая Джаганнатх». «Джая»  обозначает «победа» и «Джаганнатх» означает «Господь Вселенной». Трюк заключается в том, что вначале нужно послушать звучание молитвы в исполнении ведущего певца, а потом сконцентрироваться на собственном ответном пении. Ведь мантры работают тогда, когда мы сами поём их. Это означает, что сильное желание и концентрация, которые мы вкладываем в слушание и ответное пение, определяют конечные результаты. При бессмысленном повторении молитва сокроет от вас свои силы, т. е. своё истинное сокровище. Другими словами, человек будет «стрелять вхолостую». И неважно, сколько мантр мы так «перестреляем», результатом такой «стрельбы» станут лишь проблемы.

Есть много разновидностей мантр, предназначенных для достижения разных целей. Одни мантры используют для обретения мужа или жены, другие — чтобы привлечь деньги, третьи — для силы и власти. Все эти мантры, искренне скажу, отвлекают от истинной цели. Мантры, которые мы будем повторять, предназначены для достижения одной цели: осознания Бога и наших с Ним отношений. Можно ли достичь высшей цели с помощью таких мантр?

Конечно да. Господь пребывает в каждой из них. Однако, разница всё-таки есть. В одни Он помещает некоторые из Своих энергий и потенций, через другие проявляется Сам. Стоит помнить, что каждое из Его имён это и есть Личность, обозначенная этим самым Именем. Если вы воспеваете «Нарайана», определённо говорю вам, это и есть та же Самая Личность, так как Его имя содержится в молитве. Если кто-то повторяет имя Иисуса, можете не сомневаться, что это Иисус, а не Кришна, присутствует в молитве.

 

Ие йатха мам прападйанте,

тамс татхаива бхаджамй ахам

 

Кришна говорит: «Как только они предаются Мне, Я вознаграждаю их по заслугам, но каждый в любом случае следует Моим путём».  Позже в «Гите» Он говорит: «Из всех жертвоприношений — Я воспевание святых имён».  Из чего ясно, Сам Кришна советует следовать этому процессу. Помимо того, Он добавляет: «Не совершая жертвоприношения, нельзя обрести счастья в этой жизни. Так что же говорить о следующей?»

Таким образом, сама молитва не отлична от Того, Кого она призывает. Имя Бога не отлично от Него Самого. И поэтому говорится, что всё Его невероятное и неограниченное богатство тоже присутствует в Его Имени. Тот, кто с помощью процесса бхакти-йоги и мантра-йоги, осознает это, обретёт высшую радость и вечное счастье.

Чтобы в этой части мантра-йоги сделать процесс ещё более захватывающим, к Джаганнатхе присоединяются Его брат Баларама и сестра Субхадра, Которые также как и Сам Господь переполняются экстазом. На самом деле Баладева является олицетворением жизненной силы и духовной власти. Духовный мир, земля, небо, деревья — всё это Его проявление. Субхадра, сестра Джаганнатхи (Кришны) — олицетворение внутренней энергии Господа, хладини, энергии наслаждения Господа.

Вот почему в этой части мантра-йоги, которую я подготовил для вас, мы будем повторять не только Имя Джаганнатхи, но и Баладевы и Субхадры.

 

Джая Джаганнатх.

Джая Джаганнатх

Джая Баладев

Джая Субхадра

 

А потом все вместе:

 

Джаганнатха Свами

Найана патха гами

Бхава ту ме

Бхава ту ме

 

Что в переводе значит:

О Джаганнатх, о Господь Вселенной. Милостиво предстань пред моими очами.

При воспевании этой молитвы очень благоприятно смотреть на изображение Господа. Если у вас его нет, то просто пойте молитву. В приложении к книге есть изображение Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.

На концертах, как правило, я использую видео-ряд, который помогает публике мне подпевать. Чем чаще мы «бомбим» наш ум молитвами

 

Любви, тем эффективнее будет конечный результат. Во время проведения мантра-йоги я разработал особый стиль пения, который назвал «раундами». Мы поём Святые Имена в определённой гармонии и порядке. Таким образом, участники программы могут испробовать совершенно уникальный способ воспевания священных молитв. Концертные программы, в которые я включаю раунды,  к слову сказать, называются «Вы — Музыка», так что прошу вас обратить на них внимание.

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!