Осенние работы на учебно-опытном участке (3 ч).
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с инвентарем: грабли, носилки. Требования к осенней обработке почвы. Правила сбора и хранения семян.
Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с учебно-опытным участком, сельскохозяйственными растениями, работой обучающихся по их выращиванию. Сбор семян однолетних декоративных растений.
Практические работы. Сбор семян. Наблюдения за вскапыванием почвы старшеклассниками. Удаление остатков растений и мусора, сгребание опавших листьев и веток. Соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.
Весенние работы (4 ч).
Подготовка семян к посеву: отбор семян, их замачивание и проращивание. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных и зернобобовых растений.
Практические работы. Посев семян в грунт: разравнивание грядок граблями, проведение бороздок по шнуру, полив, посев семян.
Уход за растениями: полив, рыхление почвы, удаление сорняков (прополка), установка опорных колышков.
Соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.
Уход за комнатными растениямив классе(3 ч).
Знакомство с видами комнатных растений, правила ухода за ними.
Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление сухих листьев, пыли, рыхление почвы. Выращивание растений.
Опыты и наблюдения. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
|
|
Обучающиеся должны знать:
название и назначение инструментов и приспособлений, обозначенных в программе;
правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
свойства бумаги (прочность, отношение к влаге);
правила выполнения аппликационных работ;
назначение транспортных машин;
название и назначение деталей металлоконструктора и монтажных инструментов;
«правило винта»;
виды креплений;
профессии людей, занятых различным трудом; основные свойства глины, пластилина; природные материалы, используемые для поделок; правила ухода за комнатными растениями. Обучающиеся должны уметь:
правильно организовать рабочее место, соблюдать на нем порядок в процессе работы и после ее окончания;
пользоваться инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе, применяя правильную хватку инструментов;
анализировать образец по вопросам учителя и самостоятельно;
выполнять работу в нужной последовательности;
осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль;
составлять рассказ о выполненной работе;
выполнять аппликационные работы;
экономно производить разметку бумаги с помощью шаблонов, линейки, угольника; резать бумагу по намеченным прямым и кривым линиям;
|
|
размечать и резать ткань;
выполнять простейшие стежки и швы;
собирать макеты и модели из деталей набора типа «Конструктор-строитель»;
лепить предметы по образцу и собственному замыслу;
ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за их ростом;
отбирать полноценные семена, производить их посев; определять по внешнему виду и семенам однолетние декоративные растения (2—3 вида);
работать граблями;
соблюдать правила гигиены труда и безопасности в работе.
РИТМИКА
Пояснительная записка
Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся.
Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение обучающимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами: погремушками, дудками, барабанами и т. п.
|
|
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной, коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.
|
|
Занятия ритмикой положительно влияют на развитие мышления детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также воздействие этих уроков на формирование произвольного внимания обучающихся, на развитие их памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает весь урок, регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость действий, нормализуется двигательное беспокойство. Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности полезно использовать лиричную музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яркую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность. Ученики, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности поддаются общему настроению и постепенно включаются в работу.
Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуются благодаря системе музыкально-ритмических упражнений. На занятиях по ритмике резкие динамические контрасты в музыке помогают ученикам двигаться энергичнее, активнее, преодолевать вялость мышц. Излишняя напряженность снимается упражнениями, сопровождаемыми плавной, протяжной музыкой. При этом дети должны научиться различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения.
Для совершенствования координации движения с музыкой необходимо добиваться точного совпадения начала движения с началом музыки, а также воспитывать понимание устремленности музыкальной фразы к завершению — к тонике — и добиваться четкого окончания движения с окончанием музыки. Дети должны уметь изменить характер движения с изменением динамических оттенков музыки, своевременно отразить в движении смену музыкальных темпов. Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения,j мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности обучающихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. На занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений детей, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к отдельным школьникам в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Вместе с тем при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в программе по музыке.
Программа по ритмике предназначена для начальных классов, рассчитана на 34 ч в год и содержит 4 раздела: «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».
На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и в конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения, являясь организующим моментом, проводятся обычно в начале урока. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п.
В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации. К ним относятся шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять стоя на обеих или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, так что дети постепенно осваивают их, испытывая радость от достижения успеха. Упражнения строятся на чередовании различных музыкальных сигналов. Например: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий inar»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или поскоки);
различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п. В таких упражнениях у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции, совершенствуются способности дифференцировок.
В этом разделе работы полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др.
Детей надо приучать к организованному и бережному обращению со снарядами, добиваясь дисциплинированности при использовании названных выше предметов, предохранять детей от переутомления при возрастающей нагрузке, в случае необходимости (например, при соскоках со шведской стенки) обеспечивать страховку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Для этого раздела работы используются детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино и гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки). Большинство упражнений с звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано или аккордеона.
Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание, скорость реакции, развивают способность дифференцировок на слух.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и его возможностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т. п.). Такие упражнения многократно повторяются, их сложность постепенно нарастает, развиваются навык обращения с инструментами и чувство ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стульях, стоя, в движении, поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей.
Пониманию сильных долей способствует освоение такого, например, инструмента, как барабан. Дети учатся правильно держать палочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения: ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание. Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и правой и левой рукой.
По мере овладения инструментами становится возможным их комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Например, воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто играет на барабане, а слабые доли исполняют другие ученики на погремушках или треугольниках. Включение инструментов, обладающих звуковысотной настройкой, например металлофонов, возможно при определенном уровне овладения знаниями и умениями на уроках музыки либо при наличии у детей специальных музыкальных способностей и навыков.
Возможны такие упражнения, когда при исполнении одного произведения каждый ученик использует несколько инструментов. Темп исполнения в таких случаях сначала должен быть замедлен, при смене инструментов возможны остановки. Постепенно дети привыкают к тому, в какой последовательности включаются в исполнение инструменты, как они расположены вокруг них на полу, какой рукой и как их надо вовремя взять. Тогда произведение может звучать в нормальном темпе. Трудности возрастают, если затем использовать инструменты в другой последовательности.
В некоторых упражнениях дети повторяют на инструменте ритмический рисунок, воспроизведенный учителем или одноклассниками, сами создают ритмические рисунки. Совместное прослушивание и передача ритма повышают внимание обучающихся и чувство ответственности перед товарищами за свое участие в общем исполнении.
В 3 и 4 классах используют сформированное у детей на уроках музыки умение читать нотные знаки. Выписанные на доске или на отдельных листах партии каждой группы инструментов будут служить опорой для участия в наиболее сложном виде деятельности — игре в оркестре и исполнении канонов.
В упражнениях со звучащими инструментами дети активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нем, участвуют в совместном исполнении произведений. Это является мощным средством эстетического воспитания школьников и формирования способности активной творческой совместной деятельности.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.
Прежде чем дети начинают двигаться, учитель знакомит их с музыкой, в краткой беседе помогает понять содержание песни, характер произведения в целом и отдельных его частей, тем, т. е. направляет воображение детей, оживляет их эмоциональную память, однако движения им не подсказывает. В противном случае у детей вырабатываются двигательные шаблоны, они теряют возможность двигаться, как хотят. При необходимости учитель может оказать помощь в такой примерно форме: «Двигаться так, чтобы было видно, что ты маршируешь, как солдат»; или: «...что ты тренируешься на спортплощадке»; или: «...что ты играешь роль клоуна». Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность, прилагать совместные усилия к решению задачи и доставляют им особую радость. В этих упражнениях преодолевается скованность обучающихся, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям, возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами.
Музыка, используемая в данном разделе работы, должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно для этого привлекать песни и произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания; полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Это способствует созданию радостной атмосферы на уроке. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх: «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы: «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
С возрастом дети приобретают способность к сценическому действию под музыку. Сначала учитель делит их на две-три группы, знакомит с произведением двух-, трехчастной формы или с произведением, содержащим несколько контрастных, разнохарактерных тем, и выясняет, как они понимают характер каждой части, каждой темы. Как правило, учитель выслушивает мнение двух или трех учеников о том, как они представляют себе темы, предлагает остальным высказать свои критические замечания, следя за тем, чтобы фантазия детей содержала доступные для воплощения образы. После этого каждая группа обучающихся выполняет под музыку различные действия, раскрывающие ту или иную сценическую ситуацию (например, «Гуси и волки»). На следующем этапе можно распределить роли среди учеников. Исполнение той или иной роли заставляет ребенка вживаться в образ, управлять своим поведением, подчинять себя правилам игры, что чрезвычайно важно в воспитательном отношении. В качестве примера можно назвать инсценирование песни Л. Книппера (сл. А. Коваленкова) «Почему медведь зимой спит». Дети, выполняющие роли главных действующих лиц — медведя, лисы, дятла, и все остальные ученики, изображающие деревья в лесу, поют известную школьникам песню и своими движениями стараются передать ее содержание. Учитель объединяет усилия учеников, разбирает с ними ролевое участие каждого в отдельности и всех вместе. Так же обстоит дело и со сценическим изображением хорошо знакомых детям сказок в сопровождении подобранной учителем музыки.
Отработанные сценические музыкальные постановки можно исполнять на детских утренниках с использованием элементов костюма и реквизита.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны): несколько групп учеников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, змейкой, по кругу и т. п.). однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Подготовка к работе по этому разделу проводится в любой части урока. В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).
Народные пляски и танцы приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Работа по этому разделу программы всегда вызывает радость детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, при смене и передвижке партнеров терпеливо относиться к тем ученикам, у которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети так овладевали движениями, что могли бы двигаться в танце свободно и непринужденно. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины «шаг польки», «переменный шаг галопа» и др.
В учебный план включены 2 урока ритмики в неделю. Желательно, чтобы учитель, ведущий эти уроки, владел музыкальным инструментом — роялем, аккордеоном или баяном. Использование грамзаписи возможно лишь на некоторых этапах урока — для сопровождения отработанного танца, разученных игр и инсценировок. В остальных случаях учитель должен произвольно изменять темп, динамические оттенки, продолжительность звучания музыки и т. п. в соответствии с задачами и целями, с педагогической целесообразностью каждого этапа урока.
Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму, которую можно заменять костюмом, используемым для занятий в хореографических кружках.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.
В помещении должен находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха детей и для сидячих упражнений, желательно — ковер или индивидуальные коврики-подстилки (многие задания полезно выполнять сидя на полу).
Оборудование, необходимое для проведения уроков ритмики: мячи и шары разных размеров и разного цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, булавы, кегли, скакалки, гимнастические палки, погремушки, дудки, колокольчики, барабаны, металлофоны, бубны, треугольники, трещотки, ложки, хлопушки и т. п. — в количестве по 12 предметов или инструментов, т. е. для каждого ученика.
ПРОГРАММА
2 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!