Из беллетристических произведений Дидро наибольшей известностью пользуется «Жак Фаталист»



И в особенности «Племянник Рамо»

Следует указать также на повесть Дидро «Монахиня» (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает.

Страдания юного Веретера.

Отразился личный любовно-психологический опыт автора. Трагическая история молодого бюргера, не нашедшего ответа на свое чувство и отвергнутого обществом, была мгновенно переведена на другие языки и породила череду продолжений и подражаний - так называемую вертериану. Со временем "Вертер, мученик мятежный" стал одним из "вечных образов" мировой литературы и ввел в европейскую культуру социопсихологический феномен "вертеризма", связанный с меланхолическим умонастроением и проблемой самоубийства как высшего проявления свободы воли.

Именно этот жанр, характерный для литературы XVIII в., выбирает Гете для своего произведения, действие же происходит в одном из небольших немецких городков в конце XVIII в. Роман состоит из двух частей — это письма самого Вертера и дополнения к ним под заголовком «От издателя к читателю». Письма Вертера адресованы его другу Вильгельму, в них автор стремится не столько описать события жизни, сколько передать свои чувства, которые вызывает у него окружающий мир.

Основой романа в письмах "Страдания юного Вертера" стал факт из биографии Гёте: в мае 1772г. он служил адвокатом-практиком при имперском суде в Вецларе, когда его захватило глубокое чувство к Шарлотте, невесте его друга, секретаря ганноверского посольства Кесгнера. 11 сентября 1772г. Гёте, внезапно и ни с кем не простившись, покинул Вецлар, приняв решение вырваться из двусмысленной ситуации, в которой он очутился. Горечь разлуки с любимой, страдания юного Гёте были неподдельны. Мысль о самоубийстве порою казалась молодому поэту единственным выходом. Однако оснований видеть в «Вертере» лишь главу автобиографии, произвольно снабженную трагической развязкой-самоубийством вымышленного героя, нет. Гёте ни в малой мере не Вертер, сколько бы автор ни наделял героя своими душевно-духовными качествами, в том числе и собственным лирическим даром. Не являясь автобиографией Гёте, роман, тем не менее, может быть назван характерной, типической "историей его современника", ведь это - роман о любви, в котором любовная тема без остатка сливается с темой "горечи жизни", с неприятием существующего немецкого общества.

Фауст. Гете.

Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Faust» («Фауст»), над которой он работал в течение всей жизни.

«Прафаусте» Фауст — обречённый бунтарь, напрасно стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «я» над окружающим миром. Только с появлением пролога на небе (1800) трагедия усваивает те очертания, в которых привык её видеть современный читатель. Дерзания Фауста получают новую (заимствованную из Библии — Книга Иова) мотивировку. Из-за него спорят бог и сатана (Мефистофель), причём бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь — путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень — его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребенка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам. Вторая ступень — его союз с античной Еленой, который должен символизировать жизнь, посвященную искусству.

Фауст, окружённый аркадскими рощами, на время находит успокоение в союзе с прекрасной гречанкой. Но ему не дано остановиться и на этой ступени, он всходит на третью и последнюю ступень. Окончательно отказываясь от всяких порывов в потустороннее, он, подобно «отрекающимся» из «Годов странствований», решает посвятить свои силы служению обществу. Задумав создать государство счастливых, свободных людей, он начина

Трагедия Маргариты в Фаусте.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!