Поэтическим итогом развития средневековой французской литературы и предвестием ее будущих достижений стало творчество Франсуа Вийона.



Вийон (Вильон, Виллон, 1431? - после 1463) и его поэзия стали предметом огромного числа исследований. Между тем о его жизни сохранилось мало сведений, дата рождения сомнительна, время смерти неведомо. Имя поэта - Франсуа Монкорбье - редко упоминается в документах, и известно лишь то, о чем он сам рассказал.

Начало творчества Вийона совпадает с событиями, в некотором роде обозначившими рубеж Возрождения, - с изобретением книгопечатания и захватом турками Константинополя.

Поэзия Вийона может показаться традиционной - он писал баллады, рондо, песни, нанизывал каламбуры, играл синонимами и рифмами, и внешне его творчество не выходит за рамки средневековой поэтики. Вийон унаследовал ее мотивы и темы, ее приемы. Но он не копировал их слепо. То он неожиданно и дерзко переводил в иронический план, скажем, традиционные для средневековой лирики сетования на жестокость возлюбленной или славословия сильным мира сего, то, напротив, заострял и существенно углублял опять-таки традиционные споры «души с телом» или ламентации по поводу бренности всего земного, вскрывая в этих темах настоящие трагизм и безысходность. Поэтому поэзия Вийона по сравнению с его предшественниками стала подлинной поэтической революцией.

В раннем творчестве Вийона, куда относится так называемое «Лэ» (или «Малое завещание», 1456), а также несколько баллад, созданных между 1455 и 1458 гг., такое новаторство уже намечается. Поэма «Лэ», из-за большого количества намеков на конкретных лиц теперь непонятная без комментария, должно быть, восхищала современников неистощимым юмором, остротой иронии, смелостью сатиры.

Главное произведение Вийона - «Завещание», которое позже, но еще при жизни поэта, стали называть «Большим завещанием» (1461): оно включает 186 строф-восьмистиший, 16 баллад, 3 рондо. К поэме примыкают стихотворения, созданные в одно с нею время. В «Завещании» в полной мере раскрылся талант Вийона, выражено его творческое и жизненное кредо.

Любовь становится продажной и грязной, основанной на лжи и корысти, потому что таково общество. Вийон мечтает о любви подлинной, свободной и правдивой, однако не находит такой в жизни. Отсюда пессимистический рефрен «Двойной баллады о любви» (входит в «Завещание)» - «Как счастлив тот, кто не влюблен!

Творчество Данте.

Божественная Комедия» — кульминационный пункт того процесса, в результате которого Данте овладел обширнейшими познаниями, какими могла его снабдить литература, создававшаяся на латыни или переведенная на латынь с греческого и включавшая в себя сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Вергилия, отцов Церкви, Фомы Аквинского и средневековых мистиков. Значение «Божественной Комедии» не ограничивается, однако, ее энциклопедическим содержанием; гораздо важнее то, что она рисует величественную картину мира, очертания которой определяются синтезом рациональных, почерпнутых из книг познаний и глубоко личного, внутреннего знания, коренящегося в самом факте жизни. Данте не был затворником. Увлеченный драмой жизни, он то был обуреваем муками романтической любви, то оказывался в поле притяжения неисповедимых политических сил.

«Новая жизнь» повествует о любви Данте к знатной флорентинке Беатриче Портинари. Книга, состоящая из тридцати одного лирического стихотворения и прозаического повествования, охватывает три момента любви Данте к Беатриче: девятилетний мальчик впервые встречает девушку и влюбляется в нее; восемнадцати лет юноша подпадает под власть созревающей любви, двадцати семи — оплакивает смерть Беатриче, предсказанную ему в вещем сне.

Стремление уловить движение духа, которое станет постоянной темой дантовских сочинений, сразу же бросается в глаза в «Новой жизни». Данте не только поэтически воскрешает облагораживающее действие любви, муку любви неразделенной и тоску по умершей Беатриче, но и разъясняет в прозаических вставках более глубокое значение буквального смысла стихов. Уже в этом раннем произведении слышится голос зрелого Данте, растолковывающего в письме Кан Гранде делла Скала, которому будет посвящен «Рай», что буквальный смысл включает в себя аллегорический, моральный и анагогический смыслы.

Другая тема «Новой жизни», которая будет всплывать в последующих произведениях Данте, — любовь поэта к разуму. Дав волю своей скорби о смерти Беатриче, Данте пишет сонет, восхваляющий иную даму; видя в женском образе воплощение философии, критики интерпретируют привязанность к ней поэта как его склонность доверять естественному разуму, не обращаясь к вере.

Произведения, написанные в средний период творчества Данте — «Пир», «О народном красноречии» и «О монархии», — доказывают правоту дантовского доверия человеческому разуму. Кроме того, эти сочинения отражают увлечение Данте политической жизнью, активное участие в которой он принимал между 1295 и 1302 годами вплоть до своего вынужденного изгнания.

Политический опыт убедил Данте в том, что для рационального устроения общества необходимо всемерно развивать способности разума. В «Пире» и в трактате «О монархии» Данте заявляет о своей любви к истинам, открываемым разумом. Превознося высокую общественную миссию разума, Данте пожинает плоды той темы, семена которой он посеял в сонете во славу дамы из «Новой жизни» — во славу женщины, олицетворяющей философию.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!