Некоторые атрибуты человека схожи с Атрибутами Всевышнего в названии и смысле.



Nbsp;

Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.

Https://youtu.be/OurMN93twlk

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание урока:

Вступление в книгу Люм’ат уль-и’тикад её автора Ибн Кудамы Аль Макдиси.

Аль-Махмуд не установлено как Имя Всевышнего Аллаха.

Разум в сердце человека.

Некоторые атрибуты человека схожи с Атрибутами Всевышнего в названии и смысле. (В примечании об общем объеме схожести).

Общие слова ибн Кудамы об именах и атрибутах Аллаха.

Что означает слово «Люма’а»

Что означает слово «аль-Итикад».

Зачем ученые начинают свои послания с «басмаля».

Что означает имя Аллах.

Значение имен Аллаха Ар-Рахман и Ар-Ррахим.

Что означает слово «Хамд» (Хвала).

О широте Знания, Могуществе, Возвышенности, совершенство Желаний и Мощи Аллаха и то что Он Пречист от того, чтобы у Него была супруга или ребенок.

Сущность и атрибуты Аллаха невозможно представить и вообразить. И также ответ джахмитам.

Всевышний Аллах один единственный, кто обладает Самыми Прекрасными Именами и Высокими Атрибутами, и Он возвысился над Троном.

Смирение и принятие аятов и хадисом, в которых, приходят Атрибуты Всевышнего Аллаха.

Ошибка ибн Кудамы в его словах: «А то, что нам непонятно из этих аятов или хадисов, то мы должны подтвердить его слово и не должны копаться в его смысле».

 

Вступление в книгу Люм’ат уль-и’тикад её автора Ибн Кудамы Аль Макдиси.

 

Вступление к книге. Сказал имам аль Алляма АбдуЛлах Ибна Ахмад ибн Кудама аль Макдиси, да помилует его Аллах:

«Бисми Лляхи Ррахмаани Ррахиим».

 

(Начинать с басмалы является желательным, хукм его мустахаб, следуя за книгой Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля и за посланиями, которые посылал Пророк саляЛлаху алейхи уа ссаляма различным правителям мира).

 

 

Аль-Махмуд не установлено как Имя Всевышнего Аллаха.

 

Слова ибн Кудамы: «Хвала Аллаху, который является восхваляемым всеми языками».

 

(Пояснение Руслана):

Слово аль-Махмуд не установлено как Имя Всевышнего Аллаха. И здесь приходит оно просто как сообщение о Всевышнем Аллахе. Глава у сообщений шире, чем у Имен и чем у Атрибутов Аллаха. Не правильно говорить: Абдуль Махмуд, или называть ребенка таким именем.

(Конец слов Руслана).

 

 Слова ибн Кудамы: «Хвала Аллаху восхваляемому всеми языками»,

 

(Пояснение Руслана):

Значение этих слов мы понимаем исходя из аята в Коране: «Какое бы творение не было, оно непременно восхваляет Всевышнего Аллах, но вы не понимаете его восхваления» (сура Исра). Даже если творения являются джамадат, то есть как камни деревья или творения внешне не способны разговаривать, все равно они восхваляют всевышнего Аллаха. (Конец слов Руслана).

 

Слова ибн Кудамы: «Также хвала Аллаху, который является достойным поклонения во все времена»

 

(Пояснение Руслана):

И те, имамы которые делали шарх на эту книгу говорят, имеется ввиду не только достоин поклонения, но и в действительности поклоняются, то есть не бывает такого чтобы никто не поклонялся Всевышнему Аллаху на земле, все равно кто-нибудь Всевышнему Аллаху поклоняется. (Конец слов Руслана).

 

 Слова ибн Кудамы: «Хвала Аллаху, который, не бывает такого места, которое было бы свободно от Его знания».

 

(Пояснение Руслана): То есть, в любом случаи, знание Всевышнего Аллаха везде, и поэтому мы говорим «Сущность Всевышнего Аллаха над Троном, а Его знание находится в каждом месте в любом месте, везде». (Конец слов Руслана).

 

Слова ибн Кудамы: «И не занимает Всевышнего Аллаха одно дело от другого дела»

 

(Пояснение Руслана): Это в противоречии того как происходит у творений. Если человек делает деяние то редко кто способен делать за одно и второе также деяние, и еще реже тот, который способен делать третье, это всего лишь три дела, а Всевышний Аллах субхана уа Та’аля делает большое количество деяний в одно и то же время и не занимает его одно дело от второго дела. (Конец слов Руслана).

 

 Слова ибн Кудамы: «Превыше Он того, чтобы у Него были сотоварищи или кто-то схожий с ним».

 

(Пояснение Руслана): Или «Возвышен от того чтобы кто-то был подобен Ему»,так как слово аль-Масаль пришло в Коране, так, одно из слов, которое является шариатским термином, что касается шибх, то в Коране оно не употребляется, так что лучше использовать слово аль-мисль, нежели слово аш-шибх. (Конец слов Руслана).

 

Слова ибн Кудамы: «У Него нет супруги и детей»

 

(Пояснение Руслана): И это тоже один из доводов на то, что логика не входит в главу от Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха, потому что у людей принято то, что если у человека есть дети, то это является достоинством, качеством похвальным. Нежели тот, у кого детей нет, и поэтому если бы логика входила в Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, сказали бы то, что достоинством Всевышнего являлось то, что у Него должны быть дети, а не так, что у Него нет детей.

Однако такая логика является неправильной, и на самом деле здесь вопрос этот рассматривается с другой стороны, то что супруга и дети нужны человеку только потому что он в них нуждается, а Всевышний Аллах Субхана уа Та’аля не нуждается ни в ком, наоборот все нуждаются в нем.

(Конец слов Руслана).

Слова ибн Кудамы: «Его постановления обязательны к выполнению для всех рабов»

 

(Пояснение Руслана): Чтобы Всевышний Аллах не приказал в этом бытие, оно непременно сбывается и человек не может противостоять предопределению или приказу Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля. Что же касается шариата, то приказы Всевышнего касаются всех Его рабов и направлены как к мусульманам, так и к неверующим, и другой вопрос то, что кто из рабов выполняет эти приказы, а кто-то не выполняет. (Конец слов Руслана).

 

Разум в сердце человека.

 

Слова ибн Кудамы: «Его невозможно представить размышлением умов, и невозможно вообразить Его образ в сердцах. Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий Видящий» (Сура 42 Совет, аят 11)».

 

(Пояснение Руслана): И этот довод действительно является доводом на то, что человек ни разумом ни сердцем не способен представить Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля и разум человека находится в сердце. Однако это не означает, что у мозга нет никакого отношения к размышлению. Имам Аш-Шанкити доказывает то, что мозг имеет непосредственное отношение к разуму, хоть разум и находится в сердце человека, но мозг имеет отношение к разума непосредственно. Если у человека буде травма головы, то человек теряет способность размышлять в некоторых случаях, если травма серьезная, то теряет свой разум иногда, это говорит о том, что есть непосредственная связь между головой человека, его мозгом и между сердцем, в котором находится его разум. А вообще в основе человек размышляет сердцем. Это один из вопросов, который также важно знать, это один из вопросов, который изучается в вопросах идеологии, «где находится разум человека». (Конец слов Руслана).

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Всевышний Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж 22: 46).

 

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют» (аль-А’раф 7: 179).

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в теле есть кусочек, который если будет хорошим, делает хорошим и все тело, а если будет негодным, приводит в негодность и все тело. И это — сердце!»аль-Бухари 52, Муслим 1599.

 

Имам относительно этого хадиса сказал: «Этот хадис использовали в качестве довода на то, что разум в сердце, а не в голове, и в этом вопросе есть известное разногласие. Наш мазхаб (шафиитов) и большинства мутакаллимов в том, что разум в сердце.

А Абу Ханифа говорил: «Разум в головном мозге». И было сказано, что он в голове. Также первое мнение передавалось от философов, а второе мнение — от врачей.

Говорил аль-Мазири: «Те, кто считал, что разум в сердце, опирались на слова Всевышнего: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди».Также они опирались и на упомянутый хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал спасением тела и его порчей следствие сердца, тогда как головной мозг также является частью тела, следовательно негодность и спасение мозга также зависит от сердца. И становится ясно, что не мозг является местом разума».

Источник: «Шарх Сахих Муслим» 11/29.

 

Къады Абу Я’ля говорил: «Место разума — это сердце, о чем говорил Абу аль-Хасан ат-Тамими в книге «аль-’Акъль» (Разум), сказав: «То, что мы говорим: Разум в сердце, свет которого возвышается к головному мозгу!» Источник: «аль-’Удда» 1/89.

 

Спросили шейха Ибн Усаймина: «Является ли из акъиды ахлю-Сунна то, что место разума — сердце, так как Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь»(аль-Хадж 22: 46). Или же смысл слова «разуметь» в аяте означает: размышлять? Дайте нам наставление, какова акъида ахлю-Сунна в этом, чтобы мы имели такое убеждение. Джазака-Ллаху хайран!»

Шейх Ибн Усаймин сказал:

«А какова польза от этого?!… Указывает ли Коран на то, что разум в сердце или в голове? Правильным является то, что разум в сердце, однако он имеет связь с головным мозгом, как говорил имам Ахмад: «Место разума — сердце, но у него связь с мозгом». Ведь известно сейчас, что если мозг придет в расстройство, то придет в расстройство и разум. Если скажут: «Я не знаю, говорил ли кто-либо, что разум отвечающий за руководство — в сердце, а за понимание — в головном мозге?» Если так будет сказано, то это не далеко от правильного мнения! Ведь есть разница между разумом руководства, что заключается в хорошем размышлении, и разум понимания, который является следствием ощутимого понимания».

http://live.islamweb.net/lecturs/mal3othemen/doroos/40/400160.rm

 

Аллах Всевышний сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Сура Гафир, аят 19).

 

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал в тафсире этого аята:

«Поистине, у глаз есть предательские взгляды. Человек может смотреть на какую-то вещь, а ты и не подумаешь, что он смотрит в данный момент на запретное, однако Аллах Всевышний знает, куда он смотрит. Поэтому, Аллах Всевышний знает о предательском взгляде.

 

«…и том, что скрывают груди» — то есть сердца, ибо сердца находятся в груди. В сердцах человека находится разум, понимание и принятие решений. Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?» (22:46). А также: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46).

 

Как будто бы этот аят ниспослан для людей, живущих сегодня. Они спорят: «Разум в мозгу или в сердце?»

 

Для тех, которые смотрят на вещи взглядом материалистов и не возвращаются к словам Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, этот вопрос стал проблемой. На самом же деле все предельно ясно, ибо разум находится в сердце, а сердце в груди.

Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?» (22:46). А также: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди»(22:46). Это также подтверждается словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце»(аль-Бухари, 52; Муслим, 1599).

 

Что сказать о вопросе, который уже разъяснен в Книге Аллаха, Который является Творцом и знает о каждой вещи, и в сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует?!»

Источник: "Шарх Рийад ас-салихин", глава 5.

 

Сказал посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце…»

 

Сказал Шейх Салих али Шейх:

«Это указывает на то, что сердце является источником веры и посредством него человек остерегается сомнительного. Если же сердце человека будет испорченным, то именно оно подталкивает его на совершение запретного.

Если сердце будет праведным, то и все деяния тела будут праведными. Если же сердце испортится, то испортятся и все деяния тела. Всё это связано именно с сердцем. Обладатели знания говорят, что человек постигает знание именно сердцем. Тексты Корана и сунны указывают на то, что постижение знаний и наук, праведность и испорченность, намерения человека ― всё это связано с сердцем.

В таком случае, какую функцию выполняет человеческий мозг?! Функция мозга – оказание помощи сердцу, как заявили об этом обладатели знания.

Ученые разногласили относительно разума: разум в сердце или в голове?! Правильное мнение заключается в том, что разум находится в сердце.

Следует заметить, что разум – это не что-то физическое (материальное), однако разум – это способность человека постигать то, что поддается размышлению. Что же касается человеческого мозга, то он помогает сердцу постигать окружающую действительность.

Под сердцем в данном случае не имеется в виду кусочек плоти, а имеется в виду сердце, как обитель человеческой души».

Источник: Сорок хадисов Навави шарх Салиха Али Шейха на 6 хадис.

 

Как известно обладатели твердого знания указали на то, что разум находится в сердце человека. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь…?» (Сура аль-Хадж, аят 46).

 

Также сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, разум находится в сердце».Это сообщение передал имам аль-Бухари в книге «аль-Адаб аль-Муфрад», а шейх аль-Альбани назвал его цепочку передатчиков хорошей. См. «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад», 425.

 

Также этот вопрос был разобран шейхом Мухаммадом ибн Салихом ибн ‘Усеймином в книге «Шарх аль-Арба‘ин ан-Науауия», стр. 114.

 

Также можно посмотреть книгу «Шарх ‘аля Сахих Муслим» (11/29), автором которой является ан-Науауи.

[Конец примечания].

 

Некоторые атрибуты человека схожи с Атрибутами Всевышнего в названии и смысле.

 

(Пояснение Руслана):

Всевышний Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему, Он слышащий Видящий», мы сказали то что: «Некоторые атрибуты человека схожи с Атрибутами Всевышнего в названии и смысле».

Атрибут «слух» - человек способен воспринимать звуки и голоса, которые происходят вокруг него, такое же название Атрибута Всевышнего Аллаха Слух «ас-Сама’а» и такой же его смысл, то что Всевышний Аллах слышит голоса и звуки, которые происходят в бытие.

Но различаются эти атрибуты в их сущности. Слух Аллаха субхана уа Та’аля хоть и называется также как слух человека и смысл его такой же, но Сущность у Него другая, то есть Всевышний слышит не так, как слышат люди), у Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля Его слух совершенный, а у людей слух обладающий недостатком или точнее имеющий недостаток. Неправильно сказать «обладающий недостатком», потому что недостаток, это та вещь которой нет, поэтому я не могу ей обладать, можно только иметь, иметь недостаток.

(Конец слов Руслана).

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Чтобы лучше понять смысл этого приведу отрывок из перевода книги «иктисад филь итикад», который привел Руслан.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!