Содержание тематических разделов дисциплины



Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция, проблемная лекция, лекция-диалог. В связи со спецификой курса «История мировой художественной культуры» важное место в лекционных занятиях занимает иллюстративный материал.

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Культура как явление. Формы, функции, типология. Термин «культура»: проблема определения. Современные теории культуры. Античная эпоха. Современное неклассическое понимание культуры. Трактовки понятия в современной науке. Духовность как главный признак культуры. Культура и цивилизация. Национальный менталитет как ядро культуры, структура культуры. Антикультура. Морфология культуры. Типология культуры. Функции культуры.
2. Этапы истории культуры. Культура и человек. Вопрос о самоидентификации человека в культуре. Онтология и аксиология. Различные модели «культурного человека» в разные эпохи. Итоги ХХ века: проблема человека. Проблема разума. Современная культурология, социология, политология и метафизика: модель идеального человека вне духа. Дистанция между человеком и окружающим миром. Утрата статуса микрокосма. Религия и наука. «Смерть» искусства. Попытка создания новых моделей мировоззрения. Полярный взгляд: культуротворчество как путь восстановления и развития человеческого духа.
3. Древнейшие истоки религиозно-философской и художественной духовности. Египет и его тайны. Древняя Индия. Культура древних цивилизаций. Древний Египет. История. Религиозные представления. Древнеегипетские мифы. Строение человеческой души. Искусство. Духовная революция в период Эхнатона. Древняя Индия. История. Деление общества. Веды. Боги. Брахманизм: новое истолкование Вед. Человек. Упанишады. Сансара. Карма. Бхагаватизм. Джайнизм. Буддизм: четыре истины. Распадение буддизма, его распространение. Национальные и мировые религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам).
4. Античность. Древняя Греция. Этапы древнегреческой культуры. Греческая мифология. Мифологическое мышление. Гомеровский период: Эпос. Героический эпос. Особенности эпического мировоззрения и стиля гомеровских поэм. «Илиада» как военно-героическая поэма. «Одиссея» как героическая поэма странствий и Пути. Классический период. Античный город-государство. Человек. Древнегреческая архитектура и скульптура. Поиск основы мироздания. Платон. Аристотель. Античная литература. Театральное искусство: греческий театр (Эсхил, Софокл и Еврипид). Онтологический и гносеологический параметры трагедии. «Катарсис». Греческая архитектура. Модель города. Структура храма. Греческая скульптура. Вазопись в Древней Греции.
5. Античность. Древний Рим. Периодизация, общая характеристика периодов римской истории. Мифология Древнего Рима. Культура Древнего Рима. Специфика римской идеологии. «Римский моральный кодекс». Переворот в культурной жизни после завоевания Греции. Литература. Вергилий и Гораций как главные выразители римской классики. Овидий и «тайна любви». Искусство. Римский город. Римская скульптура. Римский скульптурный портрет. Достижения греко-римской античности.
6. Искусство Византии. Формирование культуры из противостояния античной традиции и нового христианского мировоззрения. Неоплатонизм. Прокл. Богословские дискуссии. Новая концепция всемирной истории - идея линейного времени. Дискуссии о сущности мироздания. Формирование новой эстетики. Храм Святой Софии. Система образования. Противостояние иконоборцев и иконопочитателей. Поздний период: начало рационализация христианского вероучения. Исихазм.
7. Средние века. Периодизация средневековой культуры. Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция. Принципиальное отличие основ христианской этики и эстетики. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский. Роль языка и слова в средневековой культуре. Древнейшие памятники европейского эпоса. Эпос архаический и героический. «Старшая Эдда». Песни о героях. «Беовульф». «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Рыцарский роман.Куртуазная культура, куртуазный кодекс чести. Жанры средневекового театра. Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения.Архитектура. Храм дороманского периода. Романский стиль Средневековья. Три крупнейшие школы готики. Первые университеты.
8. Ренессанс. Кризис средневековой культуры. Иерархия миров воздаяния в «Божественной комедии». Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Ренессанс. Новая картина мира: антропоцентризм; индивидуализм. Ренессансный гуманизм. Эстетика Ренессанса. Северный Ренессанс. Испанское Возрождение.Золотой век испанской литературы. «Дон-Кихот» - первый европейский роман Нового времени. Возрождение в Англии. Театр Шекспира.Реформация как плод Ренессанса. Значение Реформвции. Контрреформация. Сектантство.
9. Новое время. Барокко. Классицизм. Исторический фон. Образ человека в XVII веке. Научная революция XVII века и ее роль в становлении механической картины мира. Универсализация науки. Изменение в понимании природы. Бэкон, Гоббс, Паскаль, Спиноза. Декарт. Картезианство как основа новоевропейской философии. Барокко как переход от Ренессанса к Новому времени. Барокко как тип культуры и как литературное направление XVII столетия. Барочная архитектура. Барочная живопись. Испанский театр: Лопе де Вега, П. Кальдерон. Искусство XVII века. Классицизм и его роль. Этимология. Классицизм и рационалистическая философия. Основные эстетические принципы классицизма. Архитектура классицизма. Живопись классицизма. Литература и драматургия. Театр французского классицизма.Корнель. Расин. Мольер. Ампир. Академизм.
10. Век Просвещения. Просвещение: центральные идеи. Понятие «разум» в XVIII веке. Деизм. Роль компромисса. Светские салоны. Вольтер, Дидро, Руссо. Философия Канта.Литературные направления XVIII века.Особенности поэтики художественных произведений просветителей. Рококо. Сентиментализм. «Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе.
11. XIX век. Романтизм. Реализм. XIX век: формирование буржуазных демократий, объединение науки и техники. Немецкая классическая философия. Романтизм. Концепции личности. Открытия романтиков. Реализм (критический реализм): новизна эстетики, иллюзия правдоподобия. «Человеческая комедия» Бальзака. Новый тип иронии. Натурализм. Импрессионизм. Начало постимпрессионизма.
12. Специфика российского историко-культурного типа. Специфика национального мировоззрения. Российская культура как особый культурно-исторический тип. Языческая мифология. Письменность. Влияние византийской культуры. Жанр летописи. Икона. Монголо-татарское нашествие. Русская культура второй половины XIII - середины XVI в.в.. Русская культура второй половины XVI – XVII в.в.. Проблемы русской культуры XVII – XIX в.в.. XIX век. Русская литература XIX века. «Мистическая» традиция в философии XIX в.. «Софийность». Конец XIX – начало XX в. Творчество Чехова. «Серебряный век». Место и роль России в мировой культуре.
13. ХХ век Первая мировая война. Переосмысление места и назначения человека. Экзистенциальная концепция. Психоанализ. Модернизм в искусстве, стили и направления. Две стадии модернизма. Постмодернизм: деиерархизация культуры, утрата глубинных связей с ментальностью культуры. Направления. Философы постмодернизма. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основные черты культур Востока и Запада. Проблема будущего. Перспективы.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!