Пора эволюционировать эволюцию



Фундаментальный спор об эволюции — это, извините за выражение, СВ. Что, впрочем, расшифровывается не как «собачья вонь», а как «системы верований»*. У нас есть две противостоящие друг другу системы верований, которые, подобно двум лающим друг на друга псам-догмам**, поднимают такой чудовищный шум, что в результате вы просто не слышите собственных мыслей.

С одной стороны, у нас есть ученые-материалисты, которые утверждают, что мы, люди, появились совершенно случайно. Их позиция сродни вере в то, что бесконечное количество обезьян, стуча в течение бесконечно большого времени по клавишам печатных машинок, рано или поздно совершенно случайно напечатают пьесы Шекспира.

С другой стороны, у нас есть религиозные фундаменталисты, твердящие, что Бог создал мир в точности так, как это описано в Библии. Некоторые из этих верующих даже подсчитали, что Бог начал Творение ровно в девять часов утра 23 октября 4004 года до н. э.

 

* В оригинале использовано сокращение BS, одна из расшифровок которого — bullshit («бычий навоз») — умеренно грубое ругательство, означающее «дрянь», «чушь» и т. п.... в общем, по-русски это будет «дерьмо собачье». — Прим. перев.

** Английское слово dogma («догма») похоже на слово dog («собака»), и авторы будут часто обыгрывать это сходство в тексте книги. — Прим. перев.

 

Притом что обе эти точки зрения, по всей вероятности, ошибочны, вместе они парадоксальным образом указывают нам путь в верном направлении. Современная наука говорит, что, хотя Творение едва ли состоялось в течение семи дней, оно не было результатом случайности. Благодаря новой науке под названием фрактальная математика было выяснено, что в Природе повсюду встречаются автомодельные* разумные структуры. Как мы скоро увидим, когда мы используем знание об этих структурах для оценки состояния человеческой цивилизации, выясняется, что эволюция нашего биологического вида движется в направлении многообещающего позитивного будущего.

Конечно, сейчас вы можете подумать: «Если дела обстоят столь многообещающе, тогда почему сейчас у нас творится такой бардак?» В ходе нашего разговора об эволюции мы опишем природу периодически нарушаемого равновесия**, в рамках которого кризисные явления служат движущей силой эволюции. При этом существуют долгие периоды стабильности, нарушаемой радикальными и неггредсказуемьгми переменами. С помощью таких потрясений, нередко сопровождающихся массовыми смертями, эволюция обеспечивает стремительное развитие новых биологических видов.

Кризис подстегивает эволюцию. Проблемы и кризисные явления, с которыми мы столкнулись сегодня, на самом деле указывают на то, что близятся спонтанные перемены. Другими словами, мы скоро встретимся со своей эволюцией лицом к лицу.

Но как именно будет происходить наше эволюционное продвижение вперед? Наш путь аналогичен тому, который проходят клетки гусеницы при превращении в бабочку.

 

* То есть структуры разных масштабов, похожие друг на друга. Наглядный пример: прожилки в диете по очертаниям напоминают ветку дерева, а она, в свою очередь, — целое дерево. — Прим. черев.

** Тип эволюции, при котором длительный период равновесия периодически нарушается кратким периодом бурного развития. — Прим. перее.

 

Обретая новое осознание, они совместно реструктурируют свое сообщество, чтобы перейти на следующий, более высокий уровень эволюции.

Мы использовали пример с гусеницей и бабочкой, чтобы пролить свет на наше текущее положение, но между бабочками и людьми есть одно существеннейшее различие. Тогда как гусеницы превращаются в бабочек обязательно, успех/ нашей эволюции не предопределен. Хотя Природа и подталкивает нас к этой восхитительной возможности, без нашего активного участия ничего не произойдет. Мы сознательные со-творцы собственного эволюционного процесса. У нас есть свобода воли. И есть варианты выбора. Следовательно, наш успех или неудача определяются тем выбором, который мы делаем, а он, в свою очередь, в полной мере обусловлен нашей осознанностью.

Хорошая новость в том, что мы прочно стоим на пути к новому уровню человеческой эволюции. Вероятно, этот эволюционный скачок инициирован одним событием, навсегда изменившим мировосприятие нашей цивилизации, а именно первыми фотографиями Земли, сделанными из космоса в 1969 году. Эти фотографии стали документальным подтверждением истины, которую духовные провидцы высказывали из века в век: мир един. Одна картинка может стоить тысячи слов, но ценность снимка Земли, опубликованного на обложке журнала Life 10 января 1969 года, воистину неизмерима. В сознании землян навсегда запечатлелась не только красота нашей драгоценной зелено-голубой планеты, но также ее малость и хрупкость. Вот что сказала об этом снимке антрополог Маргарет Мид: «Это самая отрезвляющая из когда-либо сделанных фотографий. Наша прекрасная и одинокая планета, парящая в бескрайней черноте космоса. Такая красивая и такая трагически хрупкая. И ее судьба зависит от многих людей во всех странах мира».

Этот взгляд на нашу планету из космоса вдохновил американского визионера Джона Мак-Коннела создать в 1969 году флаг Земли. В общественном сознании сформировалось новое, более заботливое отношение к Земле, и в результате в 1970-е годы в США было впервые принято законодательство об охране окружающей среды.

Так что же случилось? Почему создается впечатление, что после этого мы двинулись в обратном направлении? Хотя новое осознание уже активировало многие имагинальные человеческие клетки в мире, глобальное тело человечества все еще принадлежит гусенице, которая ощущает угрозу с их стороны и сопротивляется им. Именно эта парадигма борьбы продолжает формировать энергетическое поле мира.

Чтобы обеспечить свое будущее, нужно обогатить себя знанием о том, кто мы есть на самом деле. Понимая, каким образом программирование формирует нашу жизнь, и зная, как мы можем изменить свое программирование, люди способны переписать свою судьбу. Книга «Спонтанная эволюция» призвана быть пособием по такой трансформации. Мы надеемся, что читатели, желающие нашей планете здоровья, мира и чистоты, найдут на этих страницах полезную информацию, вдохновение и поощрение к действию.

 

Часть i

а что, если все, что ты знаешь о мире,

ошибочно?!

 

Лучший способ встретиться с неизвестным -чего-то не знать. Свами Бияндананда

 

Посмотрите в небо ясной темной безлунной ночью, и вы увидите тысячи световых точек — каждая из них представляет собой огромную величественную звезду во Вселенной, которая столь велика, что и представить себе нельзя. Сосредоточьтесь на одной из звезд и осознайте, что она может уже и не существовать — не исключено, что прошли уже целые эпохи с тех пор, как она выгорела и схлопнулась в черную дыру. Но поскольку она находится от нас на расстоянии многих световых лет, ее сияние все еще видно нам и служит навигационным ориентиром мореплавателям.

А теперь переведите свой взгляд с небес на грешную Землю и задайтесь вопросом: «Может быть, точно так же мы до сих пор прокладываем свой жизненный путь по давно выгоревшей философской звезде? Что, если наша система верований о жизни ошибочна?»

На первый взгляд, такая озабоченность кажется необоснованной. В конце концов, нынче мы генерируем, распространяем и впитываем больше научной информации, чем когда бы то ни было, — через книги, CD, DVD, радио, телевидение и Интернет. Однако одной только информации недостаточно. Верная информация в ложном контексте — на самом деле дезинформация, которая либо собьет нас с пути, либо поведет опасным курсом.

Есть история о капитане корабля, который, увидев на темном горизонте огонек, обратился к нему по радио и потребовал, чтобы тот изменил курс. Когда в ответ поступило предложение изменить курс своего корабля самому капитану, он раскричался, качая права. И тогда голос далекого огонька сказал: «Капитан, но вы разговариваете с маяком».

Как видите: выбираемый нами курс зависит от точки зрения.

На рисунке А вы можете увидеть либо старуху, либо молодую женщину (возможно, их обеих вы увидите не сразу — придется некоторое время вглядываться в образ).

А на рисунке Б вы видите бинарный код рисунка А. Хотя данные на рисунке Б совершенно точно с научной точки зрения определяют содержание рисунка А, тем не менее то, какую именно картинку вы видите в тот или иной момент, обусловлено отнюдь не содержанием кода данных, но вашей интерпретацией и восприятием как наблюдателя.

Идея проста и в то же время глубока: один и тот же блок научных данных может описывать два совершенно разных способа восприятия. При этом, искренне веря своему восприятию, мы принимаем его за единственную реальность, а все другие реальности игнорируем.

Фактически ныне мы ориентируемся на старые и на учно опровергнутые способы восприятия мира — как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Просто известия об их несостоятельности пока еще не дошли до нас — точно так же как информация о гибели далеких звезд. Но существует много маяков, которые способны помочь нам выбрать правильный курс, — если только мы будем воспринимать их правильно.

Сейчас человеческая эволюция проходит через переломную точку — наступило время неуклюжих попыток сосуществования старой парадигмы и нового осознания. Мы прочно привязаны привычками и традициями к устаревшему взгляду на Вселенную, но при этом наша цивилизация уже беременна новым ярким оптимистическим пониманием жизни.

Чтобы понять свое затруднительное положение, давайте вернемся лет на 500 назад — во времена, когда астроном Николай Коперник совершил революционное астрономическое открытие, наблюдая за небом чуть не с крыши церкви. В противоположность бытовавшему в те времена верованию, что Земля является центром Вселенной, он осознал: наша планета совершает суточные вращения вокруг своей оси и годовые вращения вокруг Солнца.

Церковные власти узрели в идеях Коперника богохульство и продолжали придерживаться старых верований. Дошло до того, что 90 лет спустя они заставили Галилео Галилея публично отречься от теории Коперника и пожизненно заточили его в тюрьме. Самое смешное, что те же самые церковные власти воспользовались математическими расчетами Коперника для устранения несоответствий в своем церковном календаре. Суть в том, что человеческому сознанию требуется некоторое время, чтобы принять важные перемены в мировосприятии — в чем Галилео имел возможность убедиться на собственном опыте.

Прошло уже столетие с тех пор, как Эйнштейн математически продемонстрировал — во Вселенной все взаимосвязано и она полностью состоит из энергии. Однако большин-ство людей все еще живут в соответствии с устаревшими принципами механики Ньютона, согласно которой мир представляет собой физический механизм, вовлеченный в причинно-следственную цепь действий и реакций. И хотя власть имущие использовали теорию относительности Эйнштейна для создания атомной бомбы (подобно тому как церковь использовала расчеты Коперника для приведения в порядок своего календаря), они продолжают игнорировать то, какие огромные последствия должна иметь атомная бомбардировка даже самого маленького участка нашей общей планеты.

Тем временем наша привязанность к своему ложному миропониманию привела к столь сильному отчуждению человечества от Природы, что деятельность людей превратилась в угрозу биосфере. Газетные заголовки пестреют сообщениями о бомбистах-самоубийцах на Ближнем Востоке, а между тем очень многие люди никак не могут осознать, что само человечества превратилось в бомбу замедленного действия для всей планеты. Учение на основании своих исследований в один голос твердят: ненасытность людей причиняемое нами загрязнение планеты уже привели к самому масштабному массовому вымиранию живых существ с тех пор, как 65 миллионов лет назад с лица Земли исчезли динозавры. Если нынешние тенденции сохранятся, то к концу столетия планета недосчитается половины имеющихся ныне биологических видов.

И пускай даже, на первый взгляд, наша повседневная рутина ничуть не изменится, если по Серенгети* перестанут бродить львы (ведь их всегда можно посмотреть и в зоопарке, верно?), вымирание животных и растений служит немым, но несомненным предзнаменованием гибели человечества.

Современное человечество очень гордится накопленными знаниями о Вселенной и о жизни. Как самое образованное и информированное поколение в истории, мы обладаем огромными коллективными знаниями. Но что мы на самом деле знаем о своих знаниях? Да, это правда, что мы накопили массу данных. Однако ныне нашу планету потрясает один кризис за другим — и из этого со всей очевидностью следует, что знаний нам, мягко говоря, не хватает.

Наши проблемы коренятся не в самих данных, но в том, как мы их интерпретируем. Как видно из примера со старухой и молодой женщиной, разная интерпретация одних и тех же данных может на выходе дать совершенно разные образы. И когда речь идет о понимании природы жизни, эта разница в образах может означать жизнь или смерть цивилизации. К счастью, радикально новая наука, о которой мы говорим в «Спонтанной эволюции», предлагает такую интерпретацию научных данных, которая ставит под сомнение наше привычное и ставшее по-настоящему опасным восприятие жизни.

 

* Национальный прак в Танзании.—Прим. перге.

 

Рене Декарт рекомендовал нам сомневаться во всем. И сейчас самое время последовать его совету: Не все наши знания ошибочны, но все они подлежат тщательному исследованию, обдумыванию и пересмотру. В части I книги «Спонтанная эволюция» мы для начала рассмотрим с биологической точки зрения, каким образом человек приходит к своим верованиям. Это позволит нам четко определить, как взаимоотношения между верованиями и биологией порождают нашу реальность.

В главе 1 «Поверить — значит увидеть» мы переворачиваем вверх ногами расхожее клише «увидеть — значит поверить». Мы начнем с разговора о том, каким образом клетки обрабатывают информацию, а затем отследим биологические пути превращения ощущений в верования и в то, что воспринимается нами как реальность. Мы предлагаем неопровержимые свидетельства того, что в действительности ум властвует над материей, а затем переходим на клеточный уровень и объясняем, как и почему это сказывается на функциональных аспектах жизни.

В главе 2 «Действуй локально... эволюционируй глобально» мы объясним, каким образом подсознательное программирование незаметно извращает наши наилучшие намерения. Отслеживая эволюционную историю разума, мы демонстрируем, что каждый из нас ни в чем не повинен и одновременно в полной мере ответствен за свои действия!

В главе 3 «Новый взгляд на старые мифы» мы переходим от биологии к философии и описываем, каким образом мифы, посредством которых люди описывают реальность, управляют нашим восприятием и в конечном счете поведением. Мы поговорим о том, как на протяжении тысячелетий развивались цивилизации и каким образом та или иная мировоззренческая парадигма влияла на то, как видел» и творили мир наши далекие и близкие предки, а также на то, как видим и творим его мы. И самое главное, вы убедитесь в следующем: выйдя за пределы своих мифов, мы можем увидеть, что они — всего лишь истории, которые не более реальны, чем съедобны слова из ресторанного меню. Тем не менее значения, приписываемые нами словам, в конечном счете определяют наш выбор блюд. Поднявшись над матрицей устаревших, но никем не оспариваемых верований, мы открываем путь для новых мифов, которые перенесут нас от трагического четвертого акта к светлому и яркому пятому акту существования человечества.

В главе 4 «Открываем Америку заново» мы излагаем идеи и реалии, повлиявшие на создание Декларации независимости США и продолжающие оказывать воздействие на текущую эволюцию общества. Это не патриотическая хвалебная песнь во славу Америки, а признание революционной визионерской истины, согласно которой «Все мужчины [и женщины] сотворены равными ... и Творец наделил их рядом неотчуждаемых прав... на Жизнь, Свободу и стремление к Счастью». Эти истине!, еще не до конца осознанные даже в самих Соединенных Штатах, в действительности являются ценнейшим даром всему миру.

Чтение первой части книги должно принести читателю некоторое облегчение, поскольку в ней дано объяснение того, что именно не так с нашим миром, а также рассказано, как создать себе новый жизнеутверждающий миф. Понимание того, что общепризнанное мировоззрение и индивидуальное восприятие суть приобретенные верования, определяющие не только нашу биологию, но и окружающий нас мир, дает нам очень личный взгляд на вещи, в корне изменяющий реальность. Мы перестаем быть ослепленными жертвами случая и возвращаем себе права всевластных со-творцов и архитекторов нового мира, исполненного великолепия и любви.

 

Глава 1

Поверить — значит увидеть

 

Не нужно спасать мир — достаточно его не гробить.

Свами Бияндананда

 

Каждый человек, осознает он это или нет, хочет исправить этот мир. На сознательном уровне многие из нас стремятся к спасению планеты исходя из альтруистических или этических соображений. На бессознательном уровне наше стремление служить хранителями Земли обусловлено более глубокой, фундаментальной поведенческой программой, которая называется биологическим императивом — инстинктом выживания. Другими словами, нам дано врожденное ощущение того, что, если плохо планете, плохо и нам. Поэтому, вооружившись добрыми намерениями, мы обозреваем мир и задаемся вопросом: «С чего бы начать?»

Терроризм, геноцид, нищета, глобальное потепление, голод... О, Боже, прекратите же наконец все это перечислять! Каждый новый кризис увеличивает нависающую над нами гору отчаяния, и мы потрясены огромностью и срочностью все новых и новых угроз. Каждый из нас думает: «Я один — всего лишь один из миллиардов. Что «я» могу поделать со всем этим?» В итоге, сопоставив величие миссии спасения человечества с собственной воображаемой малостью, мы выбрасываем все свои добрые намерения в окно.

Осознанно или неосознанно, большинство из нас признают собственное бессилие и хрупкость в казалось бы неконтролируемом мире. Мы воспринимаем себя как простых смертных, которым приходится прилагать огромные усилия уже просто ради того, чтобы прожить очередной день до вечера. Постулировав собственное бессилие, люди часто молят Бога о том, чтобы Он решил их проблемы.

Образ неравнодушного Бога, оглушенного нескончаемой какофонией жалоб от страждущих жителей планеты, очень забавно изображен в фильме «Брюс Всемогущий». Главный герой по имени Брюс (в исполнении Джима Керри) берется выполнять работу Бога. Утомленный гулом непрестанных молитв, звучащих в его сознании, Брюс превращает все устные молитвы в записки— и мгновенно оказывается буквально заметен метелью листочков.

Хотя многие люди утверждают, что всегда живут по Библии, ощущение собственного бессилия настолько въелось в наше сознание, что даже самые верующие люди, кажется, просто не видят тех фрагментов писания, где превозносятся силы человека. Например, в Библии есть совершенно конкретное наставление по поводу нависающей над нами горы отчаяния: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Да уж, трудно нам проглотить это горчичное зернышко. Значит, нужна только вера и для нас не будет ничего невозможного? Ага, а как же!

Но если серьезно, эти божественные наставления побуждают нас задать такой вопрос: «Действительно ли мы столь бессильны и хрупки, как думаем?» Современные открытия в области биологии и физики открывают перед нами захватывающую альтернативу — у нас есть основания предположить, что наше чувство бессилия является усвоенным ограничением. Таким образом, задаваясь вопросом:

«Что мы на самом деле о себе знаем?» — мы в действительности спрашиваем: «Какие знания о себе мы усвоили?»

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!