Исследования восприятия музыки



Министерство высшего образования РФ

Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И.Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра сурдопедагогики

 

Реферат по теме:

 

Кохлеарные импланты и восприятие музыки

 

 

(Дисциплина: «Актуальные проблемы кохлеарной имплантации»)

 

Выполнили: студентки 5курса группы сурдо

 

…………………………………….

……………………………………

 

 

Проверила:

Проф. кафедры сурдопедагогики

И.В.Королева

 

Санкт - Петербург

 

201….


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Характеристика музыкальных сигналов

2. Восприятие музыки пациентами с КИ

3. Исследования восприятия музыки пациентами с КИ

· Исследования корпорации Cochlear;

· Европейские исследования;

· Исследование восприятия музыкальных сигналов пациентами, использующими КИ «Соmbi 40» и «Соmbi 40+» («MED-EL»);

5. Значение стратегии обработки сигнала и точной настройки

6. Значение окружающих факторов на восприятие музыки КИ

7. Вспомогательные слуховые средства

Выводы

Использованные источники

Словарь основных терминов и понятий

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель работы - изучить возможности восприятия музыки пациентами с кохлеарными имплантами (КИ).

Задачи:

- определить понятие музыки и ее значение для жизни человека; дать характеристику музыкальным сигналам; выяснить возможности восприятия музыки КИ;

- выяснить есть ли разница между восприятием музыки одним КИ и бимодальной стимуляцией;

- выявить значение слухового и музыкального опыта пациента на восприятие музыки с КИ;

- выяснить возможности тренинга для различения звучаний музыкальных ин­струментов и музыкальных произведений;

- выяснить зависит ли качество передаваемой музыки от стратегии обработки сигнала и точности настройки;

- определить значение окружающих факторов на восприятие музыки с КИ;

- определить роль вспомогательных слуховых средств для восприятия музыки с КИ.

Му́зыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. Цель восприятия музыки - получение эстетического наслаждения. Музыка оказывает прямое физиологическое воздействие на человека через автономную нервную систему. В большинстве культур она является неотъемлемой частью религиозных церемоний, и может усиливать духовные переживания людей. Поэтому ее используют для улучшения самочувствия, снижения стресса и отвлечения пациента от неприятных ощущений. Через музыку достигается музыкально терапевтический эффект, душевный комфорт, развитие и раскрытие психических возможностей человека.

 

Характеристика музыкальных сигналов

 

Музыкальный звук - это физическое гармоническое колебание, распространяющееся в воздухе со скоростью 443 м/с, или в другой упругой среде, с течением времени. Частота звуковых колебаний лежит в пределах от 20 Гц до 20 кГц.

Основные характеристики музыкальных звуков- тембр, сила, высота и длительность.

Музыкальные сигналы, несмотря на определенные общие черты с речью, прежде всего с вокальной (певческой), имеют особенности, свя­занные с их высотной, тембральной и ритмической организацией. Для музыкальных сигналов характерен более широкий динамический и частотный диапазон, преобладание гармонической структуры сигналов, выраженные изменения во времени по частоте и амплитуде.

 

Частотный диапазон звучаний музыкальных инструментов и речи

Название инструмента Частотный диапазон спектра, Гц Название инструмента Частотный диапазон спектра, Гц
Скрипка 180-8000 Тарелки 500-16000
Виолончель 70-8000 Треугольник 1200-16000
Контрабас 40-5000 Литавры 30-3000
Арфа 30-15000 Большой барабан 16-350
Рояль 22-6000

 

 

Флейта 250-9600
Орган 22-16000 Разговорная речь 80-4000
Труба 160-8000 Вокальная речь 80-8000

 

 

Восприятие музыки пациентами с КИ

Музыкальные сигналы, передаваемые КИ, значи­тельно изменяются вследствие особенностей преобразования звуков процессором КИ и распространения электрических стимулов от элек­тродов в улитке. КИ передает более узкий частотный и динамичес­кий диапазон звуков, особенно влияя на высоту воспринимаемых звуков и изменяя тональные сигналы. В речи — это гласные звуки, в музыке — классическая музыка (по сравнению с современной ритмичной). Системы КИ передают ограниченную ин­формацию о низких частотах, которая очень важна для восприятия музыки и голоса. Поэтому влияние особенностей преобразования звуков КИ на восприятие музыки более существенно, чем на вос­приятие речи.

Музыка – сложный звуковой сигнал. Она воспринимается и подвергается сложной обработке со стороны органов слуха и человеческого восприятия. Сегодня многие производители кохлеарных имплантов заявляют, что их импланты обеспечивают своим владельцам точное и приятное восприятие музыки. Однако на результат в данном случае влияет целый ряд факторов, в число которых входит количество и состояние сохранных волосковых клеток, характеристики импланта и звукового процессора по обработке сигнала, правильное введение в улитку электродов, а также психосоциальные факторы, такие, как наличие у пациента слуховой памяти и/или опыта прослушивания музыки, тип музыки.

Наблюде­ния показывают, что можно выделить 3 группы пациентов (Короле­ва и соавт., 2006д):

Первая группа — это молодые люди, которые увлекаются совре­менной музыкой, отличающейся хорошо выраженным ритмом. КИ хорошо передает ритм, и поэтому такие пациенты быстро принима­ют музыку, передаваемую КИ. Многие из них уже в первые дни после включения процессора КИ с удовольствием слушают музыку. При этом они не узнают знакомые мелодии, отмечают, что они зву­чат по-другому. Слушая знакомые песни и музыкальные компози­ции, пациенты начинают постепенно узнавать их, они звучат для них все более похоже на то, что они слышали раньше.

Вторая группа пациентов — это те, кто до потери слуха увлекал­ся классической музыкой. Они обычно очень ждут возвращения возможности слышать любимые произведения с КИ и бывают глубо­ко разочарованы. В классической музыке ритм не выражен, мело­дия сложная и передается КИ с искажением высоты. Пациенты не только не узнают знакомые произведения, но их прослушивание вызывает у них неприятное впечатление. Постепенно они узнают знакомые произведения, но отмечают, что они звучат для них «фаль­шиво», и поэтому не любят слушать музыку.

Третья группа — это пациенты, которые не думают о восприя­тии музыки с КИ. Обычно это те, кто не увлекался музыкой до потери слуха или потерял слух в детстве. Однако если обратить их внимание на возможность восприятия музыки с КИ, они обычно с большим инте­ресом начинают заниматься этим.

 

Исследования восприятия музыки

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!