СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР
БТ — Богословские труды;
ВВ — Византийский Временник;
ВДИ — Вестник древней истории;
Вестник ПСТГУ — Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
ЖМП — Журнал Московской Патриархии;
ПрТСО — Прибавления к Творениям святых отцов;
ПЭ — Православная энциклопедия;
ТКДА—Труды Киевской Духовной Академии;
ХЧ — Христианское чтение;
К. — Киев;
Л. — Ленинград;
М. — Москва;
Мн. — Минск;
СПб. — Санкт-Петербург.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Библия. Сиречь книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2012.
2.Агапий Манбиджский, еп. Книга титулов // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
3.Апология Квинта СептимияФлоренса Тертуллиана // БТ. Вып. 25. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1984.
4.Аристид. Апология. О почитании Бога Всемогущего (Пер. с древнегреч.А. Покровского) // Золотое слово Священного Предания. I-III век. Вып. 5. М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000.
5.Вольней. Руины. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд. АН СССР, 1962.
6.Вороницын И. П. История атеизма. Вып. II (2-е исправленное издание). Борьба с религией во Франции в первую половину XVIII века. М.: Атеист, 1929.
7.Вороницын И. П. История атеизма. Вып. III. Борьба с религией и атеизм в эпоху Французской революции. М.: Атеист, 1927.
|
|
8.Вороницын И. П. История атеизма. Вып. V. Гегель и гегельянцы в их отношении к религии. М.: Атеист, 1930.
9.Гольбах П. Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным (Пер. М. К. Баранович) // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АН СССР, 1956.
10.Гольбах П. Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков (Пер. М. К. Баранович) // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АН СССР, 1956.
11.Гольбах П. Система природы. Или о законах мира физического и мира духовного (Под ред. А. Деборина, Д. Рязанова. Пер. П. Юшкевича) М.: Госиздат, 1924.
12.Дидро Д. Прогулка скептика, или Аллеи // Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
13.Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925.
14.Древс А. Миф о Христе (Под ред. П. Красикова, пер. с нем. и пред. Н. Румянцева). Т. ІІ. М.: Атеист, 1925.
15.Древс А. Предисловие к первому и второму немецким изданиям// Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925.
16.Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Кн. 2: Октябрь. М.: Синодальная типография, 1904.
|
|
17.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
18.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Магнезийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
19.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Поликарпу // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
20.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Римлянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
21.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
22.Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Филадельфийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
|
|
23.Иероним Стридонский, блж. Изложение хроники Евсевия Кесарийского// Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
24.Иосиф Флавий. Иудейские древности (Пер. с греч. Г. Г. Геккеля. Подг. текста Пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло). Т. II. Мн.: Беларусь, 1994.
25.История Древнего мира. Учебник для 5-6 классов средней школы (Под. ред. Л. В. Мишулина). М.: Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1943.
26.История и теория атеизма. Учебное пособие для студентов философских факультетов и отделений государственных университетов. (Отв. ред. М. П. Новиков). М.: Мысль, 1987.
27.Иустин Философ, мч. I Апология, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. III. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1862.
28.Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
29.КоровкинФ. П. История Древнего мира: учебник для 5-6 классов средней школы. М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962.
|
|
30.Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 44. М.: Издательство политической литературы, 1970.
31.Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 17. М.: Издательство политической литературы, 1968.
32.Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма// Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. М.: Издательство политической литературы, 1960.
33.Мара бар Серапион. Письмо к сыну // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Переводы: Жемчужина драгоценная. К.: Дух і Літера, 2004.
34.Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955.
35.Никольский Н. М. Иисус и ранние христианские общины. М.: Денница, 1918.
36.Никольский Н. М. Христианские праздники (Из книги «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история») // Никольский Н. М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974.
37.Ориген. Против Цельса // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
38.Ответ Траяна. Письма Плиния и Траяна по поводу христиан // Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян (Пер. под ред. С. П. Моравского). СПб.:Алетейя. 1995.
39.Перес Ж-Б. Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в. (Пер. В. Васитинской. Под ред. и с послесл. А. М. Васютинского). М.: Задруга, 1912.
40.Плиний Траяну. Письма Плиния и Траяна по поводу христиан // Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян (Пер. под ред. С. П. Моравского). СПб.:Алетейя. 1995.
41.Поликарп Смирнский, сщмч. Послание к Филиппийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
42.Послание апостола Варнавы // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
43.Ранович А. Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941.
44.Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990.
45.Ренан Э. Жизнь Иисуса (Пер. с фр. Е. В. Святловского). М.: Вся Москва, 1990.
46.Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. Божественный Клавдий (Пер с лат. М. Л. Гаспарова) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
47.Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. Нерон. (Пер с лат. М. Л. Гаспарова) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
48.Святого Дионисия Ареопагита, Письма. Священноначальнику Поликарпу // ХЧ. Ч. IV. СПб., 1838.
49.Сталин И. В. Об основах ленинизма // Сталин И. В. Сочинения. Т. 6. М.: Государственное издательство политической литературы, 1947.
50.Тацит. Анналы (Пер с лат. А. С. Бобовича) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
51.Учение Господа через двенадцать апостолов языкам (Пер. с древнегреч. прот. В. Асмуса) // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.
52.Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса (Пер. с нем. А. М. Каримского). Кн. 1-2. М.: Республика, 1992.
53.Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М.: Госполитиздат, 1961.
54.Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. М.: Госполитиздат, 1962.
55.Энгельс Ф. Книга Откровения // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961.
56.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961.
57.Юлий Африкан. Историография (Фрагменты) (Пер. с лат. В. А. Заславского). [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Afrikan/istoriografia.htm (дата обращения: 15.02.2016).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
58.Августин (Никитин), архим. Баур // ПЭ. Т. IV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002.
59.Аверинцев С. С. Иисус Христос // Мифы народов мира. Энциклопедия (Гл. ред. С. А. Токарев). Т. 1: А-К. М.: Советская Энциклопедия, 1987.
60.Аверинцев С. С. Комментарии. Мара бар Серапион. Письмо к сыну // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Переводы: Жемчужина драгоценная. К.: Дух і Літера, 2004.
61.Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М.: Издательство политической литературы, 1991.
62.Амусин А. Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983.
63.Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365. Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975.
64.Андреев А. В., свящ. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 2 (58). М., 2015.
65.А. С. [Сильвестр(Малеванский), еп.]. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // ТКДА. № 8. К., 1865.
66.Баур, Фердинанд Христиан // Теологический энциклопедический словарь (Под ред. У. Элвелла). М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003.
67.Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь. № 6. Париж, 1927.
68.Болотов В. В. К вопросу об ареопагитских творениях: письмо архиепископу финляндскому Антонию // ХЧ. № 5. СПб., 1914.
69.Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Н. Сочинения. Т. 2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993.
70.Васильев А. А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века // ВВ. Т. XI. Вып. 3-4. СПб., 1904.
71.Васютинский А. М. Послесловие // Перес Ж-Б. Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в. (Пер. В. Васитинской. Под ред. и с послесл. А. М. Васютинского). М.: Задруга, 1912.
72.Великанов П., свящ., Осипов А. И. Апологетика // ПЭ. Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001.
73.Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
74.Глаголев С. С. Деизм // Православная богословская энциклопедия (Под ред. А. П. Лопухина). Т. IV. Пг.: Приложение к духовному журналу «Странник»,1903.
75.Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М.: Мысль, 1969.
76.Горский А., прот. Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // ПрТСО. Ч. 20. Кн. 4. М.: Тип. А. Семена. 1861.
77.деМестр Ж. Рассуждения о Франции (Пер. с фр. Г. А. Абрамова). М.: РОССПЭН, 1997.
78.деТоквиль А. Старый порядок и революция (Пер. с фр. М. Федоровой). М.: Московский философский фонд,1997.
79.Деревенский Б. Г. Арабские варианты «свидетельства Флавия» // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
80.Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
81.Деревенский Б. Г. Мара бар Серапион // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
82.Деревенский Б. Г. Плиний Младший. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
83.Деревенский Б. Г. Светоний. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
84.Деревенский Б. Г. Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Христа // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
85.Деревенский Б. Г. Тацит. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998.
86.Дехристианизация // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985.
87.Дидро Дени // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985.
88.Дионисий (Шлёнов), иером. Ареопагитики // ПЭ. Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001.
89.Донини А. Люди, идолы и боги Очерк истории религии (Пер. с итал. И. И. Кравченко). М.: Госполитиздат, 1962.
90.Дунаев А. Г. Аристид // ПЭ. Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001.
91.Дунаев А. Г. Иустин Философ, мч. // ПЭ. Т. XXVIII. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2012.
92.Дунаев А. Г. Предисловие к Учению двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.
93.Дунаев А. Г. Сведения о Папии Иерапольском и совокупный обзор дошедших фрагментов // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.
94.Журенков К. Разыскивается Иисус // Огонёк. № 5. 2006.
95.Зайцев Д. В. Дионисий Ареопагит, сщмч. // ПЭ. Т. XV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С
96.Илюшечкин В. Н. вступительная статья. Флегонт из Тралл. Удивительные истории (Пер. с древнегреч. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. и комм. В. Н. Илюшечкина) // ВДИ. № 3 (238). М.: Наука, 2001.
97.Каждан А. П. Историческое зерно предания об Иисусе Христе // Наука и религия. № 2. М., 1965.
98.Каждан А. П. От Христа к Константину. М.: Знание, 1965.
99.Каледа Г., проф., прот. Введение в православную апологетику // Путь Православия. № 2. М., 1993.
100.Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964.
101.Ковалев С. И., Кубланов М. М. Находки в Иудейской пустыне (Открытия в районе Мертвого моря и вопросы происхождения христианства). М.: Издательство политической литературы, 1964.
102.Коган Ю. Я. Атеизм Гольбаха // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АНСССР, 1956.
103.Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбякан Е. С. Проблемы философии религии и религиоведения. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2003.
104.Крывелев И. А. Евангельские сказания и их смысл. М.: Советская Россия, 1959.
105.Крывелев И. А. Книга о Библии. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958.
106.Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974.
107.Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М.: Мысль, 1968.
108.Латышев A. Г. Рассекреченный Ленин М.: Март, 1996.
109.Левинская И. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.:Logos, 2000.
110.Лега В. П. Магия, наука, христианство: старый конфликт или новые идеи сотрудничества? // Православный собеседник. Альманах КазДС. Материалы VI ежегодной научно-практической конференции «Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Вып. 1 (14). Казань: Изд-во КазДС, 2007.
111.Лёзов С. В. История и герменевтика в изучении Нового Завета // Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
112.Лёзов С. В. Новый Завет и юдофобия // Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
113.Лёзов С. В. О непроисхождении христианства из иудаизма // Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
114.Лёзов С. В. Очерки современного православного либерализма // Знамя. № 3. М., 1994.
115.Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн.: Вышэйшая школа, 1970.
116.Макаров Е. Е. Игнатий Богоносец, сщмч. // ПЭ. Т. ХXI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009.
117.Мень А. О себе... Воспоминания, интервью, беседы, письма (Сост. Н. Григоренко, П. Мень). М.: Жизнь с Богом. 2007.
118.Мень А., прот. Баур Фердинанд Кристиан // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
119.Мень А., прот. Мифологическая теория происхождения христианства // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
120.Мень А., прот. Райленда папирус // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
121.Мень А., прот. Сын Человеческий. М.: Фонд имени Александра Меня, 1997.
122.Мень А., прот. Юлий Африкан // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. III. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
123.Метель О. В. «Отвергнутая классика». Советская историография первоначального христианства сквозь призму идейных влияний // Исторический ежегодник. 2012. Сборник научных трудов. Новосибирск: Институт Истории СО РАН, Параллель, 2012.
124.Метель О. В. Дискуссии начала 1930-х гг. в Коммунистической академии как фактор становления советской модели изучения первоначального христианства // Історіографічнідослідження в Україні. МатеріалиМіжнародноїнауковоїконференції, м. Київ, 20-21 жовтня 2011 р. Вип. 22. К.: ІнститутісторіїУкраїни НАН України, 2012.
125.Метель О. В. Советская модель изучения первоначального христианства (1920-1990-е гг.). Омск: Полиграфический центр КАН, 2012.
126.Милютин Ю. Е. Основоположения деизма Герберта Черберийского // Studiaculturae. Вып. 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
127.Мифологическая школа // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985.
128.Момджян Х. Н. Атеизм Дидро // Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
129.Момджян Х. Н. Атеистическое наследие Вольнея // Вольней. Руины. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд-во АН СССР, 1962.
130.Неклюдов К. В. Иаков, брат Господень // ПЭ. Т. ХХ. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009.
131.Озуф М. Революционный праздник: 1789-1799 (Пер. с фр. У.Э. Ляминой). М.: Языки славянской культуры, 2003.
132.Олар Ф. Христианство и Французская революция (Пер. с фр. К. Шпицберга). М.: Атеист, 1925.
133.Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М.: Данилов мужской монастырь, 2008.
134.Панченко К. А. Агапий Манбиджский // ПЭ. Т. I. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2000.
135.Петрова А. Г. Бруно Бауэр — историк раннего христианства // Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М.: Мысль, 1966.
136.Полищук Е. Протоиерей Александр Мень на страницах «Журнала Московской Патриархии» // ЖМП. № 9. М., 2015.
137.Польсков К., свящ. Библеистика// ПЭ. Т. V. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002.
138.Пономарёв А. В. Евангелие. Ч. І. // ПЭ. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007.
139.Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054). К.: Путь к истине, 1991.
140.Предисловие // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985.
141.Преображенский П., прот. О святом Поликарпе Смирнском и его Послании// Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860.
142.Пчелов Е. В., Шустова Ю. Э. Календарь // ПЭ. Т. XXIX. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2012.
143.Свенцицкая И. С. Запрещенные евангелия. М.: Издательство политической литературы, 1965.
144.Свенцицкая И. С. Источники по истории раннего христианства в работах А. Б. Рановича // Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.:Издательство политической литературы, 1990.
145.Семенченко Л. В. Иосиф Флавий // ПЭ. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2011.
146.[Сильвестр (Малеванский), еп.]. Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // ТКДА. № 11. К., 1863.
147.Соловьев В. С. Кризис западной философии // Соловьев В. С. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль. 1990.
148.Тареев М. М. Жизнь и учение Христа. Ч. I. Философия Евангельской истории (Жизнь Иисуса Христа — слава Божия). Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типография, 1903.
149.Ткаченко А. А. Дидахэ // ПЭ. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007.
150.Ткаченко А. А. Евангелие. Ч. ІІ. // ПЭ. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007.
151.Трофимова З. П. Мифологическая и историческая школы в религиоведении // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006.
152.Усольцев С. А. Отечественная историография проблемы генезиса образа Христа и антирелигиозная пропаганда 1920-х гг. // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. № 6. Барнаул, 2003.
153.Федосик В. А. Влияние «мифологической школы» на советское религиоведение в 20-70-х гг. XX в. // Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и религия». Минск, 14-16 марта 2013 г. (Под ред. С. Г. Карасёвой, С. И. Шатравского). Мн.: Четыре четверти, 2013.
154.Федосик, В. А. Христианские интерполяции в «свидетельство Флавия» в древнерусском переводе «Иудейской войны» // Российские и славянские исследования. Научный сборник. Вып. 8. Мн.: Изд-во БГУ. 2013.
155.Флоровский Г. В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М.: Либрис, 1991.
156.Хазарзар Р. Сын Человеческий. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004.
157.Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911.
158.Чуднов А. В. Французская революция: история и мифы. М.: Наука, 2007.
159.Шафф Ф. История Христианской Церкви (Пер. О. А. Рыбаковой). Т. II. Никейское и посленикейское христианство От Константина Великого до Григория Великого 311-590 г. по Р. Х. СПб.: Библия для всех. 2012.
160.Шохин В. К. Деизм // ПЭ. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007.
161.Э. П. Б. Иисус Христос. Сообщения об Иисусе Христе в сочинениях нехристианских писателей // ПЭ. Т. XXI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009.
162.Эрман Б. Д. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда (Пер. с англ. Г. Г. Ястребова). М.: ЭКСМО, 2012.
163.Wells G. A. Stages of New Testament Criticism // Journal of the History of Ideas Vol. 30, № 2. Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1969.
[1]Великанов П., свящ., Осипов А. И. Апологетика // Православная энциклопедия (далее — ПЭ). Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 75.
[2]Лега В. П. Магия, наука, христианство: старый конфликт или новые идеи сотрудничества? // Православный собеседник. Альманах КазДС. Материалы VI ежегодной научно-практической конференции «Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Вып. 1(14). Казань: Изд-во КазДС, 2007. С. 47.
[3]Каледа Г., проф., прот. Введение в православную апологетику // Путь Православия. № 2. М., 1993. С. 6.
[4]Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М.: Данилов мужской монастырь, 2008. С. 3.
[5]Журенков К. Разыскивается Иисус // Огонёк. № 5. 2006. С. 26.
[6]Польсков К., свящ. Библеистика// ПЭ. Т. V. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002. С. 37.
[7]КрасниковА. Н., ГаврилинаЛ. М., Элбякан Е. С. Проблемы философии религии и религиоведения. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2003. С. 17.
[8]Мень А., прот. Мифологическая теория происхождения христианства // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 212.
[9]Вольней. Руины. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд. АН СССР, 1962. С. 176.
[10]Момджян Х. Н. Атеистическое наследие Вольнея // Вольней. Руины. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 16.
[11]Шохин В. К. Деизм // ПЭ. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С. 311.
[12]Соловьев В. С. Кризис западной философии // Соловьев В. С. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль. 1990. С. 303.
[13]Глаголев С. С. Деизм // Православная богословская энциклопедия (Под ред. А. П. Лопухина). Т. IV. Пг.: Приложение к духовному журналу «Странник»,1903. Стлб. 971.
[14]Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955. С. 144.
[15]Вороницын И. П. История атеизма. Вып. II (2-е исправленное издание). Борьба с религией во Франции в первую половину XVIII века. М.: Атеист, 1929. С. 157.
[16]Гольбах П. Система природы. Или о законах мира физического и мира духовного (Под ред. А. Деборина, Д. Рязанова. Пер. П. Юшкевича) М.: Госиздат, 1924. С. 531.
[17]Эрман Б. Д. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда (Пер. с англ. Г. Г. Ястребова). М.: ЭКСМО, 2012. С. 29.
[18] Цит. по: Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М.: Мысль, 1969. С. 146.
[19]Мень А., прот. Мифологическая теория происхождения христианства // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 212.
[20]Мень А., прот. Мифологическая теория происхождения христианства // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 212-213.
[21]Сталин И. В.Об основах ленинизма // Сталин И. В. Сочинения. Т. 6. М.: Государственное издательство политической литературы, 1947. С. 71.
[22]Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма// Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. М.: Изд-во политической литературы, 1960. С. 40.
[23]Свенцицкая И. С. Источники по истории раннего христианства в работах А. Б. Рановича // Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.:Издательство политической литературы, 1990. С. 9.
[24]Андреев А. В., свящ. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее — Вестник ПСТГУ). Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 2 (58). М., 2015. С. 86-87.
[25]Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн.: Вышэйшая школа, 1970. С. 322.
[26]Донини А. Люди, идолы и боги Очерк истории религии (Пер. с итал. И. И. Кравченко). М.: Госполитиздат, 1962. С. 267.
[27]Свенцицкая И. С. Запрещенные евангелия. М.: Издательство политической литературы, 1965. С. 43.
[28]Каждан А. П. Историческое зерно предания об Иисусе Христе // Наука и религия. № 2. М., 1965.С. 15.
[29]Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М.: Мысль, 1968. С. 145.
[30]Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории.СПб.:Алетейя, 1998. С. 5.
[31]Амусин А. Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983. С. 2.
[32]Лёзов С. В. История и герменевтика в изучении Нового Завета // Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. С. 359.
[33]Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974. С. 178.
[34] Цит. по: Лёзов С. В. Новый Завет и юдофобия // Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. С. 272.
[35]Лёзов С. В. О непроисхождении христианства из иудаизма //Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. С. 13.
[36]Андреев А. В., свящ. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 2 (58). М., 2015. С. 84-85.
[37]Там же. С. 75.
[38] История Древнего мира. Учебник для 5-6 классов средней школы (Под. ред. Л. В. Мишулина). М.: Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1943. С. 207.
[39]КоровкинФ. П. История Древнего мира: учебник для 5-6 классов средней школы. М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. С. 219.
[40]Метель О. В. Дискуссии начала 1930-х гг. в Коммунистической академии как фактор становления советской модели изучения первоначального христианства // Історіографічні дослідження в Україні. Матеріали Міжнародної науковоїконференції, м. Київ, 20-21 жовтня 2011 р. Вип. 22. К.:Інститутісторії України НАН України, 2012. С. 224.
[41]Метель О. В.Советская модель изучения первоначального христианства (1920-1990-е гг.).Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. С. 126.
[42]Андреев А. В., свящ. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 2 (58). М., 2015. С. 85.
[43]Мень А. О себе... Воспоминания, интервью, беседы, письма (Сост. Н. Григоренко, П. Мень). М.: Жизнь с Богом. 2007. С. 111.
[44]Полищук Е. Протоиерей Александр Меньна страницах «ЖурналаМосковской Патриархии» // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП).№ 9. М., 2015.С. 22.
[45]Лёзов С. В. Очерки современного православного либерализма // Знамя. № 3. М., 1994. С. 181-182.
[46] Мифологическая школа // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985. С. 276.
[47] Предисловие // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985. С. 276.
[48] Мифологическая школа // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985. С. 276.
[49]деМестр Ж. Рассуждения о Франции (Пер. с фр. Г. А. Абрамова). М.: РОССПЭН, 1997. С. 69.
[50]Чуднов А. В. Французская революция: история и мифы. М.: Наука, 2007. С. 11.
[51]деТоквиль А. Старый порядок и революция (Пер. с фр. М. Федоровой). М.: Московский философский фонд,1997. С. 13.
[52]Пчелов Е. В., Шустова Ю. Э. Календарь // ПЭ. Т. XXIX. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2012. С. 457.
[53] Цит. по: Озуф М. Революционный праздник: 1789-1799 (Пер. с фр. У.Э. Ляминой). М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 9.
[54]деМестр Ж. Рассуждения о Франции (Пер. с фр. Г. А. Абрамова). М.: РОССПЭН, 1997. С. 67-68.
[55]Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. С. 292-293.
[56] Дехристианизация // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985. С. 125.
[57]деТоквиль А. Старый порядок и революция (Пер. с фр. М. Федоровой). М.: Московский философский фонд,1997. С. 13-14.
[58]Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. С. 273.
[59]Момджян Х. Н. Атеизм Дидро // Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 7.
[60][Сильвестр (Малеванский), еп.]. Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // Труды Киевской Духовной Академии (далее — ТКДА). № 11. К., 1863. С. 266.
[61]Милютин Ю. Е. Основоположения деизма Герберта Черберийского // Studiaculturae. Вып. 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 35.
[62][Сильвестр (Малеванский), еп.]. Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // ТКДА. № 11. К., 1863. С. 297.
[63]Там же. С. 297-298.
[64]Там же. С. 318.
[65] Там же. С. 317.
[66] Там же. С. 317-318.
[67][Сильвестр (Малеванский), еп.]. Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // ТКДА. № 11. К., 1863. С. 320.
[68] Дидро Дени // Атеистический словарь (Под общ. ред. М. П. Новикова). М.: Политиздат, 1985. С. 132.
[69]Дидро Д. Прогулка скептика, или Аллеи // Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 79.
[70]Дидро Д. Прогулка скептика, или Аллеи // Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 80.
[71]Там же. С. 81.
[72]Момджян Х. Н. Атеистическое наследие Вольнея // Вольней. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 22-23.
[73]Вольней. Руины, или размышления о расцвете и упадке империй // Вольней. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд. АН СССР, 1962. С. 72.
[74]Вороницын И. П. История атеизма. Вып. II (2-е исправленное издание). Борьба с религией во Франции в первую половину XVIII века. М.: Атеист, 1929. С. 148.
[75]Гольбах П. Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным (Пер. М. К. Баранович) // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АН СССР, 1956. С. 286.
[76]Вороницын И. П. История атеизма. Вып. III. Борьба с религией и атеизм в эпоху Французской революции. М.: Атеист, 1927. С. 30.
[77]Коган Ю. Я. Атеизм Гольбаха // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АН СССР, 1956. С. 23.
[78]Гольбах П. Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков (Пер. М. К. Баранович) // Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл (Ред. и ст. Ю. Я. Когана). М.: Изд. АНСССР, 1956. С. 96.
[79]Wells G. A. Stages of New Testament Criticism // Journal of the History of Ideas Vol. 30, № 2. Pennsylvania: UniversityofPennsylvaniaPress, 1969.Р. 152.
[80]Вольней. Руины, или размышления о расцвете и упадке империй // Вольней. Избранные атеистические произведения (Сост, ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд. АН СССР, 1962. С. 177-181.
[81]Олар Ф. Христианство и Французская революция (Пер. с фр. К.Шпицберга). М.: Атеист, 1925. С. 58.
[82]Вольней. Руины, или размышления о расцвете и упадке империй // Вольней. Избранные атеистические произведения (Сост. ред. и вступ. Χ. H. Момджяна. Пер. с фр. Т. С. Батищевой). М.: Изд. АН СССР, 1962. С. 37.
[83]Вороницын И. П. История атеизма. Вып. III. Борьба с религией и атеизм в эпоху Французской революции. М.: Атеист, 1927. С. 41.
[84]Перес Ж-Б. Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.(Пер. В. Васитинской. Под ред. и с послесл. А. М. Васютинского). М.: Задруга, 1912. С. 3.
[85]Васютинский А. М. Послесловие // Перес Ж-Б. Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в. (Пер. В. Васитинской. Под ред. и с послесл. А. М. Васютинского). М.: Задруга, 1912. С. 19.
[86]Там же. С. 20.
[87]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 97.
[88]Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма// Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. М.: Изд-во политической литературы, 1960. С. 43-44.
[89]А. С. [Сильвестр(Малеванский), еп.]. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // ТКДА. № 8. К., 1865. С. 490.
[90]Там же. С. 492.
[91]А. С. [Сильвестр(Малеванский), еп.]. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // ТКДА. № 8. К., 1865. С. 497.
[92] Там же. С. 498.
[93] Там же. С. 499-500.
[94]Петрова А. Г. Бруно Бауэр — историк раннего христианства // Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М.: Мысль, 1966. С. 285.
[95]Вороницын И. П. История атеизма. Вып. V. Гегель и гегельянцы в их отношении к религии.М.: Атеист, 1930. С. 153.
[96]Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 6.
[97]Крывелев И. А. Книга о Библии. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. С. 117.
[98]Ренан Э. Жизнь Иисуса (Пер. с фр. Е. В. Святловского). М.: Вся Москва, 1990. С. 23.
[99]Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса (Пер. с нем. А. М. Каримского). Кн. 1-2. М.: Республика, 1992. С. 131.
[100]Энгельс Ф. К истории первоначального христианства //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. М.: Госполитиздат, 1962. С. 473.
[101] Цит. по: Петрова А. Г. Бруно Бауэр — историк раннего христианства // Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М.: Мысль, 1966. С. 289.
[102]Трофимова З. П. Мифологическая и историческая школы в религиоведении // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. С. 645.
[103]Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. М.: Госполитиздат, 1962. С. 474.
[104]Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М.: Госполитиздат, 1961. С. 306-307.
[105]Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн.: Вышэйшая школа, 1970. С. 139.
[106]Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Н. Сочинения. Т. 2. Избранныестатьи. М.: Наука, 1993. С. 248.
[107]Древс А. Предисловие к первому и второму немецким изданиям//Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 29.
[108]Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 186.
[109]Флоровский Г. В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М.: Либрис, 1991. С. 15-16.
[110]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // Христианское чтение (далее — ХЧ). № 1. СПб., 1911. С. 4.
[111]Андреев А. В., свящ. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Вып. 2 (58). М., 2015. С. 75.
[112]Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская апологетика// Путь. № 6. Париж, 1927. С. 61-62.
[113]Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 5-6.
[114]Латышев A. Г. Рассекреченный Ленин М.: Март, 1996. С. 145-146.
[115]Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 44. М.: Изд-во политической литературы, 1970. С. 28-29.
[116]Метель О. В. «Отвергнутая классика». Советская историография первоначального христианства сквозь призму идейных влияний // Исторический ежегодник. 2012. Сборник научных трудов. Новосибирск: Институт Истории СО РАН, Параллель, 2012. С. 29-30.
[117] История и теория атеизма. Учебное пособие для студентов философских факультетов и отделений государственных университетов. (Отв. ред. М. П. Новиков). М.: Мысль, 1987. С. 3-4
[118]Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии// Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 17. М.: Изд-во политической литературы, 1968. С. 418.
[119] История и теория атеизма. Учебное пособие для студентов философских факультетов и отделений государственных университетов.(Отв. ред. М. П. Новиков). М.: Мысль, 1987. С. 8.
[120]Мень А., прот. Сын Человеческий. М.: Фонд имени Александра Меня, 1997. С. 176.
[121]Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. М.: Мысль, 1968. С. 207.
[122]Мень А., прот. Сын Человеческий. М.: Фонд имени Александра Меня, 1997. С. 177.
[123]Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 50.
[124]Там же. С. 51
[125]Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 93-94.
[126]Каждан А. П. От Христа к Константину. М.: Знание, 1965. С. 177-178.
[127]Усольцев С. А. Отечественная историография проблемы генезиса образа Христа и антирелигиозная пропаганда 1920-х гг. // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. № 6. Барнаул, 2003. С. 72.
[128]Метель О. В. «Отвергнутая классика». Советская историография первоначального христианства сквозь призму идейных влияний // Исторический ежегодник. 2012. Сборник научных трудов. Новосибирск: Институт Истории СО РАН, Параллель, 2012. С. 31-32.
[129]Аверинцев С. С. Иисус Христос // Мифы народов мира. Энциклопедия (Гл. ред. С. А. Токарев). Т. 1: А-К. М.: Советская Энциклопедия, 1987. С. 500.
[130]Федосик В. А. Влияние «мифологической школы»на советское религиоведениев 20-70-х гг. XX в. // МатериалыМеждународной научно-практической конференции«Человек и религия». Минск, 14-16 марта 2013 г. (Под ред. С. Г. Карасёвой, С. И. Шатравского). Мн.: Четыре четверти, 2013. С. 475.
[131]Ковалев С. И., Кубланов М. М. Находки в Иудейской пустыне (Открытия в районе Мертвого моря и вопросы происхождения христианства).М.: Издательство политической литературы, 1964. С. 91.
[132]Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 150.
[133]Хазарзар Р. Сын Человеческий. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. С. 125.
[134]Никольский Н. М. Иисус и ранние христианские общины. М.: Денница, 1918. С. 38.
[135]Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 150-151.
[136]Никольский Н. М. Христианские праздники (Из книги «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история») // Никольский Н. М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. С. 235-236.
[137]Мень А., прот. Сын Человеческий. М.: Фонд имени Александра Меня, 1997. С. 182.
[138]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 34-35.
[139]Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 447.
[140]Ранович А. Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941. С. 68.
[141]Свенцицкая И. С. Источники по истории раннего христианства в работах А. Б. Рановича // Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 12.
[142]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 40.
[143]Хазарзар Р. Сын Человеческий. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. С. 138.
[144]Древс А. Миф о Христе (Под ред. П. Красикова, пер. с нем. и пред. Н. Румянцева). Т. ІІ. М.: Атеист, 1925. С. 15.
[145]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 9.
[146]Там же. С. 6.
[147]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 6.
[148]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 7.
[149]ПономарёвА. В. Евангелие. Ч. І. // ПЭ. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С. 585.
[150]Ткаченко А. А. Евангелие. Ч. ІІ. // ПЭ. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С. 659.
[151] Там же. С. 663.
[152]Древс А. Миф о Христе (Под ред. и с пред. П. А. Красикова). Т. І. М.-Л.: Атеист, 1925. С. 141.
[153]Мень А., прот. Сын Человеческий. М.: Фонд имени Александра Меня, 1997. С. 196.
[154]Крывелев И. А. Евангельские сказания и их смысл. М.: Советская Россия, 1959. С. 27.
[155]Там же. С. 26.
[156]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 6.
[157]Крывелев И. А. Евангельские сказания и их смысл. М.: Советская Россия, 1959. С. 25-26.
[158]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 10.
[159] Там же. С. 9.
[160] Там же. С. 13.
[161]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911.. С. 14.
[162]Там же. С. 19.
[163]Там же. С. 19.
[164]Там же. С. 20.
[165]Крывелев И. А. Евангельские сказания и их смысл. М.: Советская Россия, 1959. С. 29.
[166]Тареев М. М. Жизнь и учение Христа. Ч. I. Философия Евангельской истории (Жизнь Иисуса Христа — слава Божия). Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типография, 1903. С. 10.
[167]Федосик В. А. Влияние «мифологической школы» на советское религиоведение в 20-70-х гг. XX в. // Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и религия». Минск, 14-16 марта 2013 г. (Под ред. С. Г. Карасёвой, С. И. Шатравского). Мн.: Четыре четверти, 2013. С. 476.
[168]Мень А., прот. Баур Фердинанд Кристиан // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 115.
[169] Там же. С. 116.
[170] Баур, Фердинанд Христиан // Теологический энциклопедический словарь (Под ред. У. Элвелла). М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С. 111.
[171]Августин (Никитин), архим. Баур // ПЭ. Т. IV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002. С. 389.
[172]Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Мн.: Вышэйшая школа, 1970. С. 127.
[173]Энгельс Ф. Книга Откровения // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961.С. 8.
[174]Свенцицкая И. С. Запрещенные евангелия. М.: Издательство политической литературы, 1965. С. 5.
[175]Федосик В. А. Влияние «мифологической школы» на советское религиоведение в 20-70-х гг. XX в. // Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и религия». Минск, 14-16 марта 2013 г. (Под ред. С. Г. Карасёвой, С. И. Шатравского). Мн.: Четыре четверти, 2013. С. 476-477.
[176]Мень А., прот. Райленда папирус // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 19.
[177]Дунаев А. Г. Предисловие к Учению двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.С. 30.
[178] Там же. С. 28.
[179]Ткаченко А. А. Дидахэ // ПЭ. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С. 671.
[180]Дунаев А. Г. Предисловие к Учению двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 30.
[181]Учение Господачерез двенадцать апостолов языкам (Пер. с древнегреч. прот. В. Асмуса) // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 51.
[182] Послание апостола Варнавы // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 40.
[183]Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 117, 147.
[184] Там же. С. 117, 147.
[185] Там же. С. 147.
[186]Макаров Е. Е. Игнатий Богоносец, сщмч. // ПЭ. Т. ХXI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 141.
[187]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 377, 384.
[188]Там же. С. 384.
[189]Там же. С. 373, 374, 380.
[190] Там же. С. 375, 380, 384.
[191] Там же. С. 377.
[192]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Магнезийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 392.
[193] Там же. С. 391.
[194] Там же. С. 391.
[195] Там же. С. 393.
[196]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Римлянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 403.
[197] Там же. С. 407.
[198] Там же. С. 406.
[199]Там же. С. 404.
[200]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Филадельфийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 413.
[201] Там же. С. 414, 415.
[202] Там же. С. 414.
[203] Там же. С. 413.
[204]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 417, 420.
[205] Там же. С. 422.
[206]Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Поликарпу // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 426.
[207] Там же. С. 428.
[208]Преображенский П., прот. О святом Поликарпе Смирнском и его Послании// Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 439.
[209]Поликарп Смирнский, сщмч. Послание к Филиппийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 442, 443, 446.
[210]Там же. С. 442, 443.
[211] Там же. С. 446.
[212]Там же. С. 442, 445, 446, 448.
[213]Поликарп Смирнский, сщмч. Послание к Филиппийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 446.
[214] Там же. С. 442, 449.
[215] Там же. С. 443, 444.
[216] Там же. С. 445.
[217]Поликарп Смирнский, сщмч. Послание к Филиппийцам // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. II. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1860. С. 443.
[218] Там же. С. 445, 448, 449.
[219] Там же. С. 445.
[220] Там же. С. 449.
[221] Там же. С. 441.
[222]Дунаев А. Г. Сведения о Папии Иерапольском и совокупный обзор дошедших фрагментов // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. С. 433.
[223]Дунаев А. Г. Аристид // ПЭ. Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001. С.235.
[224]Аристид. Апология. О почитании Бога Всемогущего (Пер. с древнегреч.А. Покровского) // Золотое слово Священного Предания. I-III век. Вып. 5. М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. С. 6.
[225] Там же. С. 20-23.
[226]Дунаев А. Г. Иустин Философ, мч. // ПЭ. Т. XXVIII. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2012. С. 614.
[227]Иустин Философ, мч. I Апология,представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому // Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. Т. III. Писания мужей Апостольских. М.: Тип. Каткова и К0, 1862. С. 50-54, 57, 72-74, 86, 90, 103, 107.
[228]Там же. С. 53.
[229]Там же. С. 51-52, 55, 72, 103, 107.
[230]Там же. С. 99, 101.
[231]Хвольсон Д. А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил // ХЧ. № 1. СПб., 1911. С. 6.
[232]Семенченко Л. В. Иосиф Флавий // ПЭ. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2011. С. 69.
[233]Федосик, В. А. Христианские интерполяции в «свидетельство Флавия» в древнерусском переводе «Иудейской войны» // Российские и славянские исследования. Научный сборник. Вып. 8. Мн.: Изд-во БГУ. 2013. C. 30.
[234]Иосиф Флавий. Иудейские древности (Пер. с греч. Г. Г. Геккеля. Подг. текста Пред. и прим. В. А. Федосика иГ. И. Довгяло). Т. II. Мн.: Беларусь, 1994. С. 439.
[235]Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365.Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975. С. 297.
[236]Цит. по: Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365. Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975. С. 298.
[237]Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365. Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975. С. 298.
[238]Панченко К. А. Агапий Манбиджский // ПЭ. Т. I. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 221.
[239]Васильев А. А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века // Византийский Временник (далее — ВВ). Т. XI. Вып. 3-4.СПб., 1904. С. 574
[240]Деревенский Б. Г. Арабские варианты «свидетельства Флавия» // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 54-55.
[241]Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365. Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975. С. 301.
[242]Агапий Манбиджский, еп. Книга титулов // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 58-59.
[243] Цит. по: Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365. Труды по знаковым системам VII. Тарту, 1975. С. 300.
[244]Иосиф Флавий. Иудейские древности (Пер. с греч. Г. Г. Геккеля. Подг. текста Пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло). Т. II. Мн.: Беларусь, 1994. С. 444-446.
[245]Иосиф Флавий. Иудейские древности (Пер. с греч. Г. Г. Геккеля. Подг. текста Пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло). Т. II. Мн.: Беларусь, 1994. С. 446-447.
[246]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 34.
[247]Иосиф Флавий. Иудейские древности (Пер. с греч. Г. Г. Геккеля. Подг. текста Пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло). Т. II. Мн.: Беларусь, 1994. С. 551.
[248]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 33.
[249]Неклюдов К. В. Иаков, брат Господень // ПЭ. Т. ХХ. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 446.
[250]Э. П. Б. Иисус Христос. Сообщения об Иисусе Христе в сочинениях нехристианских писателей // ПЭ. Т. XXI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 683.
[251]Мара бар Серапион. Письмо к сыну // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Переводы: Жемчужина драгоценная. К.: Дух і Літера, 2004. С. 258-260.
[252]Деревенский Б. Г. Мара бар Серапион // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 107.
[253]Горский А., прот. Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // Прибавления к Творениям святых отцов (далее — ПрТСО).. Ч. 20. Кн. 4. М.: Тип. А. Семена. 1861. С. 628.
[254]Э. П. Б. Иисус Христос. Сообщения об Иисусе Христе в сочинениях нехристианских писателей // ПЭ. Т. XXI. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 683.
[255]Аверинцев С. С. Комментарии. Мара бар Серапион. Письмо к сыну // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Переводы: Жемчужина драгоценная. К.: Дух і Літера, 2004. С. 375-376.
[256]Там же. С. 377.
[257]Деревенский Б. Г. Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Христа// Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 25.
[258] Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Кн. 2: Октябрь. М.: Синодальная типография, 1904. С. 75.
[259]ЗайцевД. В.Дионисий Ареопагит, сщмч.// ПЭ. Т. XV. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. С.309.
[260]Дионисий (Шлёнов), иером. Ареопагитики // ПЭ. Т. III. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 195.
[261]Болотов В. В. К вопросуоб ареопагитских творениях:письмо архиепископу финляндскому Антонию // ХЧ. № 5. СПб., 1914. С. 561.
[262] Святого Дионисия Ареопагита, Письма. Священноначальнику Поликарпу // ХЧ. Ч. IV. СПб.,1838. С. 290.
[263] Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Кн. 2: Октябрь. М.: Синодальная типография, 1904. С. 75.
[264] Апология Квинта СептимияФлоренса Тертуллиана // Богословские труды (далее — БТ). Вып. 25. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1984. С. 187.
[265]Мень А., прот. Юлий Африкан // Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. III. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 488.
[266]Деревенский Б. Г. Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Христа// Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 25.
[267]Илюшечкин В. Н. вступительная статья. Флегонт из Тралл. Удивительные истории (Пер. с древнегреч. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. и комм. В. Н.Илюшечкина)// Вестник древней истории (далее — ВДИ). № 3 (238). М.: Наука, 2001. С. 219.
[268]Там же. С. 223.
[269]Юлий Африкан. Историография (Фрагменты) (Пер. с лат. В. А. Заславского). [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Afrikan/istoriografia.htm (дата обращения: 15.02.2016).
[270]Ориген. Против Цельса // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 27.
[271]Иероним Стридонский, блж.Изложение хроники Евсевия Кесарийского// Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 28.
[272]Шафф Ф. История Христианской Церкви (Пер. О. А. Рыбаковой). Т. II. Никейское и посленикейское христианство От Константина Великого до Григория Великого 311-590 г. по Р. Х. СПб.: Библия для всех. 2012. С. 46.
[273] Плиний Траяну. Письма Плиния и Траяна по поводу христиан // Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян (Пер. под ред. С. П. Моравского). СПб.:Алетейя. 1995. С. 557-558.
[274] Ответ Траяна. Письма Плиния и Траяна по поводу христиан // Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян (Пер. под ред. С. П. Моравского). СПб.:Алетейя. 1995. С. 559.
[275]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 34.
[276]Деревенский Б. Г. Плиний Младший. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 90.
[277]Тацит. Анналы (Пер с лат. А. С. Бобовича) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 85-86.
[278]Деревенский Б. Г. Тацит. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 83.
[279] Там же. С. 83-84.
[280]Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. Божественный Клавдий (Пер с лат. М. Л. Гаспарова) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 88.
[281]Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. Нерон. (Пер с лат. М. Л. Гаспарова) // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 89.
[282]Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.: Наука, 1964. С. 35.
[283]Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054). К.: Путь к истине, 1991. С. 54.
[284]Деревенский Б. Г. Светоний. Римские и другие нехристианские авторы I-II вв. // Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.:Алетейя, 1998. С. 86.
[285] Там же. С. 300.
[286]Левинская И. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.:Logos, 2000. С. 299.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!