Характеристика в поэме сталинской эпохи.
Сталинская эпоха, в восприятии поэта, — жестокое время, искалечившее судьбы миллионов ни в чем не повинных людей.
В чем поэт автор обвиняет сталинизм?
· Драматизм самоощущения советского человека — «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»),
· трагическая участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»),
· искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен — под гром победы»),
· репрессии малых народов.
Позиция лирического героя. Он пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).
- Какие образы наиболее ярко представлены поэтом в этой главе? (Сталин; отец героя).
- Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает?
А только, может, вспомнив руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов -
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увёртливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.
Подлинно – кулак!
И не иначе, с тем расчётом
Горбел годами над землей,
К ропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей.
|
|
- Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
Родного.
В духе шестидесятничества Твардовский интерпретирует сталинскую политику как искажение ленинских идей и противопоставляет «отцу народов» образ Ленина («Вот если б Ленин встал из гроба, / На все, что стало поглядел...»).
«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, заявленные в ее названии.
Г лава полемична. С кем и о чем спорит герой? (Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить, память под печать» – вот их позиция).
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!
Гражданская позиция лирического героя. Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой выступает как противник тенденций реабилитации Сталина, считает преступлением сознательное замалчивание трагических событий советской историй.
|
|
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.
Что нынче счесть большим, что малым -
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
Поэма заканчивается словами:
…И опыт — наш почтенный лекарь,
Подчас причудливо крутой, —
Нам подносил по воле века
Его целительный настой.
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза —
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Поэт утверждает, что память – компас на жизненном пути и что у каждого человека должен быть долг перед прошлым и будущим. Совесть и память — вот те нравственные нормы, которые определяют гражданскую позицию человека, и позицию Твардовского-поэта в частности.
Поэма «По праву памяти» - покаяние и оправдание поэта. Поэма становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.
До встречи на занятиях.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 2463; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!