Глава «Сын за отца не отвечает»



30.04

Домашняя работа

Практическое занятие

Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Образ отца как композиционный центр поэмы. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности»

Цель занятия:

· расширить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта.

Задачи:

· дать понятие о своеобразии поэмы «По праву памяти»;

· показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни;

· продолжить формирование навыков анализа поэтического текста.

Система вопросов и заданий

ПИСЬМЕННО

Вопросы и задания:

1. Поэма состоит из 3 глав. Определите тему каждой части.

2. Определите основные темы всего произведения.

3. Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»? Почему?

4. Охарактеризуйте гражданскую позицию лирического героя.

УСТНО (САМОКОНТРОЛЬ)

Вопросы и задания:

5. С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»?

6. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Как вы думаете, почему именно такую форму выбрал автор?

7. Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. Во второй главе «Сын за отца не отвечает» поэт достоверно воспроизводит атмосферу сталинского времени. Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста.

8. Приведите примеры речевых штампов 1930-х-1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль.

9. Обратите внимание, что слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Почему?

10. В чем поэт обвиняет сталинизм? Приведите примеры из текста.

11. Как бы вы определили самое страшное для себя в этой эпохе? Подтвердите строчками текста.

12. Какова позиция лирического героя?

13. Какие образы, на ваш взгляд, наиболее ярко представлены поэтом в этой главе?

14. Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает?

15. Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?

16. «О памяти» – глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии. Глава полемична. С кем и о чем спорит герой?

17. Как вы понимаете строки:
Что нынче счесть большим, что малым –
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.

18. Поэма заканчивается словами:
Зато и впредь как были – будем, –
Какая вдруг ни грянь гроза, –
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Как в них отражена позиция автора?

19. Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». По-вашему, насколько эти слова можно отнести к Александру Твардовскому?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тезаурус

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

С самого начала своего самостоятельного пути А.Т.Твардовский принял идеалы, провозглашенные в октябре 1917 года, и уверовал в них. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.

Поэма «По праву памяти» (1966-1969) становится творческим финалом А.Т.Твардовского. В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.Поэма долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году.

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, власть жесткой цен­зуры.

Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

А. Т. Твардовский писал о поэме: «...почувствовал то, что мне... нужно обя­зательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»

Написанная в конце 60-х гг. поэма «По праву памяти» — ис­поведь, покаяние, суд не над Временем, а над своими ошибками юности и неспособностью про­тивостоять веку-волкодаву. Он, поэт, считал своим долгом вернуть народу память о том, что было: ведь ес­ли лишить народ памяти, оборвется связь поко­лений, возникнет вражда внуков и детей к дедам и отцам («забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль...»).

Лирический герой поэмы в юности мечтал не лгать, не трусить, верным быть народу, «а если — то и жизнь отдать» и не предполагал, что за его спиной уже начиналась «метелица сплошная». «Детям» предлагалась анкета о род­ственниках («Кем был до вас еще на свете отец ваш, мертвый иль живой?»). И дети отрекались от отцов («То был отец, то вдруг он — враг»), со­вершая отцеубийство словом. Страшна и участь детей так называемых кулаков, которым пред­стояло жить с клеймом «кулацкого отродья», «кулацкого сынка». И в этом — одна из причин лжесвидетельства на «отцов», имя которой страх.Кто виноват в трагедии народа, по Твар­довскому? Не только Сталин, но и сами люди, загипнотизированные страхом и собственным конформизмом.

Основная идея поэмы «По пра­ву памяти», обращенной к современникам и по­томкам, — не дать убаюкать свою память, ибо, не зная уроков прошлого и не поклонившись праху его жертв, мы не готовы к будущему. Не смещайте интересы с гражданской оси и не да­вайте невозмутимому спокойствию проникнуть в вас — вот завет Твардовского, великого поэта и гражданина.

Композиция. Поэма состоит из 3 глав и небольшого предисловия. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Основные темы всего произведения. Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.

Открывается это произведение предисловием – поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

— Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

Г лава «Перед отлётом»

С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»? С приподнятым настроением; с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя, состо­яться, с безграничной верой в свои силы, стремлением идти в ногу со временем. От столичной жизни юноши ждут не просто развлечений, они рвутся в мир знаний, желая почерпнуть из святого храма науки его сокровища за дедов и за прадедов, которых неот­рывно держала при себе земля.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

А если —

То и жизнь отдать.

Что проще!

В целости оставим

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Что проще — да.

Но что сложней?..

 

Глава «Сын за отца не отвечает»

Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной.

Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нёс в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк…

Подлинность переживаний, подлинность волнений передают эти строки. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения.

Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

 

Жанр поэмы можно ли определить как «семейную трагедию»? Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на тра­гические явления прошлого. Во второй главе поэт досто­верно воспроизводит атмосферу сталинского времени.

 

Примеры речевых штампов 1930-1950-х гг., которые используются во второй главе. Их роль. Применение речевых штампов политической термино­логии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь», «кулак», «сын врага народа») становится у Твар­довского способом отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры.

Время, о котором поэт ведет речь, воскрешает своеобразная лексика: «анкета» со «зловещей некогда графой», «несмываемая отметка» в ней, «чад полуночных собраний», «публичная пытка», «мытарил вопрос», «в кромешный список занесен», «два мира», «чье-то головокруженье», «враг народа», «слепой и дикий для круглой цифры приговор».

 

Слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смыс­ловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет просле­дить за развитием темы «пяти слов».

Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,

Кого народы величали
На торжествах отцом родным.

Комментарием к фразе, сказанной Сталиным, может служить записанный А. Кондратовичем рассказ А. Твардовского: «Оказывается, перед съездом колхозников была дана команда: найти сына кулака — благополучного, работающего и т. п. Это была задача трудная. Как только спрашивают, то любой секретарь райкома трусит: признаешься, что сын кулака работает, не раскулачен, — и мало ли что будет за это. Но с каким-то трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он ее произнес. И где-то в самом начале он сказал: «Да вот, я сын кулака, некоторые могут подумать, что мне трудно жить, что мне не дают работы». В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику: «Сын за отца не отвечает». Для этой реплики и был привезен с трудом отысканный сын. Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде. Но только в прошлом году я узнал, как была произнесена эта реплика».


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!