Клаудио Монтеверди и его творческие поиски в музыкальном театре.



   

 

КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ. (Monteverdi, Claudio)

(ок. 1567-1643),

Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевыхфигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко.

Клаудио, повидимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших изпод пера молодого композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовныемадригалы, Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные мадригалы в двух томах:Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), отчетливо свидетельствуют о полученной им выучке.

Мантуанский период. Эти годыпринесли богатый урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятыйсборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем этисочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который выступил с критикойкомпозиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (16021612).Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и более пространно - устамисвоего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение ксборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В ходе полемики композитора скритиками были введены в употребление понятия "первая практика" и "вторая практика", обозначавшиестарый полифонический стиль и новый монодический стили. Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперыначалась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее (La Favola d'Orfeo) на текст А. Стриджо.

Запись «Орфе» 1978, Цюрих

    Строфическая ария-станца с ритурнелем присутствует в «Орфее» Монтеверди в самых разных типах: в пятистрофном прологе, в нес-кольких соло Орфея, среди которых выделяются великолепные варьированные станцы, обращенные к любимой цитре /4 акт/ и, конечно, центральное grand nolo Орфея «foe-eente epirto» («Могущественный дух») - центр оперы. В архаичных рамках этого большого сольного canto через колорированную монодию Орфея. через звучание tutti и группы солистов-инструменталистов Клаудио Монтеверди реализует глубокое гуманное содержание, современного и передовое для своего времени. Строфичность, замкнутость, песенно-танце-вальный характер итальянской канцонетты во многом определили черты будущей итальянской оперной арии

Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали «Ариадна» (L'Arianna, 1608) иоперабалет Балет неблагодарных (Il Ballo dell'ingrate, 1608) оба п

роизведения на тексты О.Ринуччини.

 

 

                     

 

миф об Ариадне и Тезее

В этой музыкальной драме К.Монтеверди, в страстно-драматических местах переходит в мелодический поток арии не как строфическую оперную канцонетту, но как в экспансию вокальной экспрессивной мелодии.

Венецианский период. Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) сразуизбавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания.

Именно здесь был написан «Поединок Танкреда иКлоринды» (Il combatti-mento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборникемадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимыхпоэтических источников композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль(genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.

В 1637годув Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей и учеников МонтевердиБ.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Дляпервых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (1639-1642), из которых сохрани-лись две: Возвращение Улисса в отечество (Il ritornod'Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи (L'Incoronazione di Poppea, 1642, налибретто Дж.Бузенелло).

«Коронация Поппеи» (1642)-последняя музыкальная драма названная композитором ope ra (представление).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!