Флорентийская «Камерата» и ее значение в формирования музыкального театра: эстетика «dramma per musica».



Лекция 3 а.(продолжение)

Феномен оперы в эпоху Ренессанса:

Творческие поиски флорентийской камераты и К.Монтеверди

(2ч.л., 2ч. пр.)

ПЛАН

Предпосылки и условия возникновения музыкального театра в Италии.

Флорентийская «Камерата» и ее значение в формирования музыкального театра: эстетика «dramma per musica».

Первые опыты  Я.Пери, Я.Корси и Дж.Каччини как пример поиска формы и языка музыкальной драмы.  

Клаудио Монтеверди и его творческие поиски в музыкальном театре.

Цель: Раскрыть условия формирования и развития музыкально-театрального искусства последней четверти  ХV1 столетия в Италии, его эстетику, художес-твенные принципы, особенности музыкальной формы и языка.

Основные понятия, термины, персоналии и произведения:

· «Camerata de' Bardi», « Camerata Fiorentina»,«dramma per musica», «dramatica alla madrigalesca», «opera»;

· Джованни Барди, Якопо Корси,композиторы -Джулио Каччини, Якопо Пери, Винченцо Галилей, Клаудио Монтеверди; поэты и философы - Оттавио Ринуччини и Пьеро Строцци,Джироламо Меи.

· «Дафна», «Эвридика» - Я.Пери; «Орфей» Дж.Каччини; «Орфей и Эвридика»,«Ариадна»,  «Дафна»,«Коронация Поппеи» - К.Монтеверди.

 

Введение.  В конце XX – начале ХХ1 века происходит подлинный сцени-ческий ренессанс старинной оперы Она повсеместно ставится на тра-диционных летних европейских фестивалях, на сценах многих оперных театров мира. В России, в 2012 году состоялась премьера состоялись концертные постановки «Коронации Поппеи» Клаудио Монтеверди. Но так было не всегда.

В Х1Х веке многие произведения и имена композиторов были не известны, произведения не были изданы и не исполнялись.

Востановлению, редактированию и изданию произведению стариных мастеров мы во многом обязаны Джан Франческа Малипьеро – крупнейшему композитору, реставратору, редактору, издателю музыки итальянских мастеров Ренессанса и барокко (более полутора тысяч), в том числе и пять томов творчества К.Монтеверди. Изданные в 1926 году «Национальной академии искусств» под эгидой Б.Муссолини, долгое время находились под запретом, что принесло непоправимый ущерб распространению их в мире.

 

 

                    

Предпосылки и условия возникновения музыкального театра в Италии.

Одним из высших достижений периода чинквиченто (последне четверти ХУ1 – начала ХУП столетия) стало музыкальное искусство, которое выступало как основа синтеза многих искусств, придав мощный импульс развитию театра, литературы, живописи и пластических искусств. Музыка, являясь своеобразной квинтэссенцией духовной и художественной культуры Европы. В большей степени, чем политическая и религиозная жизнь, отобразила все противоречия эпохи и особенности эстетики барокко. Во многом это было связано с появ-лением в Италии нового жанра - оперы, возникновение и развитие которой оказало влияние не только на искусство, но и на культурную жизнь общества в целом. Исполняя социальный заказ столетия, опера воплощала не только великолепие и блеск королевских и княжеских дворов, но и демократические тенденции итальянского общества с его своеобразной историей и культурой. В экономически обескровленной, политически раздробленной, ставшей предметом постоянных иноземных притязаний Италии именно оперный театр, музыка, пластические искусства, литература объединяли общество. Так возник оперный театр как публичное собрание людей разных социальных сословий.

  оперный зал Ла Фениче  в Венеции

 

Флорентийская «Камерата» и ее значение в формирования музыкального театра: эстетика «dramma per musica».

 Флоренция

Возникновение и развитие музыкального театрасвязано с флоренти́йской камера́той(итал. camerata - компания, кружок) - содружество философов-гуманистов, поэтов и музыкантов (также теоретиков музыки), созданное во Флоренции. Первое задокументированное собрание группы состоялось в 1573 году, а самыми активными годами работы "Флорентийской камераты" были 1577 - 1582 гг. с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке.

Встречи происходили под покровительством и в доме мецената графа Джованни Барди(отсюда её альтернативное название, итал. Camerata de' Bardi),  после его отъезда в Рим (в 1592 г.) до конца 1590-х годов - у Якопо Корси. Среди известных членов Флорентийской камераты - певцы и композиторы Джулио Каччини, Якопо Пери, Винченцо Галилей, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле, поэты Оттавио Ринуччини и Пьеро Строцци. Большое влияние на формирование эстетики камераты оказал знаток греческого языка и античной культуры в целом римлянин Джироламо Меи, с которым Галилей состоял в переписке.

Эстетика камераты. Прежде всего, основное требование – возрождение древнегреческого типа пения-поэтической декламации, где на первом месте должна была быть - поэтическая декламация. Представители камераты верили, что музыка "испортилась", и стремились вернуться к форме и стилю античной Греции, считая, что музыкальное искусство может быть улучшено и соответственно общество также улучшится.

Камерата критиковала существующую музыку за чрезмерное исполь-зование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предложила создать новый музыкальный стиль, в котором текст в монодическом стиле сопровождался инструментальной музыкой. Их эксперименты привели к созданию новой вокально-музыкальной формы - речитатива, впервые использованного Эмилио де Кавальери, впоследствии напрямую связанным с развитием оперы.

   Винченцо Галилей, принимавший участие в горячих спорах о музыке, решил положить на музыку отрывок из «Божественной комедии» Данте. Это была жалоба страдальца Уголино. Целью Галилея было создание такой мелодии, звуки которой подчёркивали бы выразительность каждого поэтического слова. Получилась как бы «говорящая» мелодия, которую Галилей с глубоким пониманием назвал саnto (кантиленой).

 

3.Первые опыты Я. Пери, Я.Корси и Дж.Каччини как пример поиска формы и языка музыкальной драмы. 

 

 

Первой официально признанной оперой, ставшая апогеем творческой деятельности камераты стала первая в истории опера Якопо Пери и Якопо Корси на тексти либретто Ринуччини «Дафна» (Daphne), (1598, сохранилась во фрагментах).  

   

                       

Позднее участники Флорентийской камераты приступили к новому опыту - созданию драмы, целиком положенной на музыку (Dramma per musica). И так как они полагали, что воссоздают античную трагедию, сюжеты их музыкально-драматических произведений были взяты из древнегреческой мифологии. Одной из таких музыкальных драм была «Эвридика» Пери. Далее была написана "Эвридика" (1600 г.) этих же авторов - Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. Этот творческий союз ещё создал немало произведений, большинство из которых утеряны.

 

 Якопо Пери в роли Орфея

 

  

 

 Музыка этой оперы поразила современников своей глубокой выра-зительностью. Успех был огромный. Слава о музыкальных трагедиях, где все слова не говорились, а пелись, распространилась далеко за пределы Флоренции. Примеру Флорентийской камераты последовали в Риме, Ман-туе, Вене-ции и Неаполе. Примером нового драматического стиля стала опера «Орфей» Дж.Каччини. Он один из ярчайших представителей stilo dramatico в итальянской музыке конца ХУ1 столетия.Именно в его драмах стали фор-мироваться вокальные формы арии и дуэта.

 

 

дж.Каччини

Однако, ария не была связана со сценическим действием, не только не выстраивала собой музыкальную драматургию, но, напротив, представляла всего лишь дивертисментные эпизоды в виде всевозможных вокальных балетти, неаполитанских сицилиан, венецианских форлан, виланелл и т.д. и т.п. Именно популярная ренессансная канцонетта - общее название вокально-поэтических строфических жанров, локально дифференцированных –велико-лепно подошла на амплуа первой оперной арии. На титульном листе «второго улучшенного издания» оперы Кавалли «Язон»м (1649), особенно любимой Венецианцами, так и написано: «con l'agglunta délie nuove Canionette» / «с прибавлением новых канцонетт»/.

Песенно-танцевальной канцонетте отдаёт предпочтение Кавальери и Пери, несмотря на безоглядную увлечённость речитативным стилем, вводит в «Эвридике» немало строфически замкнутых номеров с последующими ритурнелями. Свою canionetta à aria Каччини превращает в строфические ва-риации на остинатном басу, варьируя в станцах детали мелодии при удержа-нной основной мелодической схеме, гармонического аккомпанемента и пос-тоянного баса.

Исследованиям деятельности флорентийской камераты посвящены работы итальянских историков, среди которых классическими трудами необходимо назвать

Pirrotta N. Temperaments and tendencies in the Florentine Camerata // Musical Quarterly 40 (1954), pp. 169—189.

Palisca C.V. The Florentine Camerata: Documentary Studies and Translations. New Haven, 1989

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!