Основные категории и законы материалистической диалектики



Основные исторические формы диалектики

 

Обычно выделяют три основные исторические формы диалектики:

1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Всё течет, всё изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, – борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, так как ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями.

2. Идеалистическая диалектика, разработанная в немецкой классической философии, прежде всего Гегелем. Согласно Гегелю, диалектика – умение отыскивать противоположности в самой действительности. Развитие осуществляется на основе выявления и разрешения противоречий. Однако под развитием понималось саморазвитие Абсолютной идеи, а не природы и общества.

3. Материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Здесь диалектика становится учением о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а не саморазвития Абсолютной идеи, как у Гегеля.

 

Основные категории диалектики

 

Основные категории диалектики – материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности; все то в объективной реальности, что влияет тем или иным образом на человека, вызывая ощущения.

Сознание – состояние психической жизни индивида, выраженное в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут; любое изменение в природе и обществе. Материи без движения не существует, поскольку не существует и движения без материи.

Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний); форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития.

Пространство – способ существования материального мира, неразрывно связанный ср временем.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество – такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в cooтветствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой.

Противоречие – активное взаимоотношение, взаимодействие противоположностей, их единство и противодействие.

Причина и с ледствие – философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина (лат. causa) обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием.

Необходимость – это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие при определенных условиях.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Содержание – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура – это как бы душа содержания.

Форма – это способ выражения и существования содержания.

Основные законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей (указывает источник развития), закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (отражает механизм развития) и закон отрицания отрицания (показывает направленность, преемственность развития и его форму).

 

План-конспект ответа на вопрос: "Основные законы материалистической диалектики"

1. Диалектика (определение).
2. Закон (определение).
3. Закон диалектики (определение).

3.1. Категории (определение).
4. Основные законы диалектики:
4.1. Закон единства и борьбы противоположностей.
4.2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
4.3. Закон отрицания отрицания.
5. Закон единства и борьбы противоположностей:
5.1. Формулировка закона.
5.2. Вопрос, на который отвечает закон, и ответ.
5.3. Категории, между которыми устанавливает связь этот закон:
5.3.1. Тождество (диалектическое).
5.3.2. Различие.
5.3.3. Противоположности.
5.3.4. Противоречие (диалектическое).
5.3.5. Конфликт.
5.3.6. Примеры проявления этого закона.
6. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:
6.1. Формулировка закона.
6.2. Вопрос, на который отвечает закон, и ответ.
6.3. Категории, между которыми устанавливает связь этот закон:
6.3.1. Количество.
6.3.2. Качество.
6.3.3. Свойство.
6.3.4. Мера.
6.3.5. Скачок.
6.3.6. Примеры проявления этого закона.
7. Закон отрицания отрицания:
7.1. Формулировка закона.
7.2. Вопрос, на который отвечает закон, и ответ.
7.3. Категории, между которыми устанавливает связь закон:
7.3.1. Отрицание метафизическое (полное).
7.3.2. Отрицание диалектическое.
7.3.3. Примеры проявления этого закона.

 

Ответ на вопрос: "Основные законы материалистической диалектики"

 

1. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

2. Закон – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

3. Закон диалектики – повторяющаяся и устойчивая связь категорий диалектики.

3.1. Категории – это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия, из которых происходят остальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания действительности.

4. Основные законы диалектики:

4.1. Закон единства и борьбы противоположностей.

4.2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4.3. Закон отрицания отрицания.

5. Закон единства и борьбы противоположностей:

5.1. Вещи раздваиваются на противоположности, которые находятся в единстве и противоречии.

5.2. Что является источником и причиной развития? Противоречие.

5.3. Категории, между которыми устанавливает связь этот закон:

5.3.1. Тождество (диалектическое) – первая стадия во внутреннем развитии категории «противоречие (диалектическое)».

5.3.2. Различие – несовпадение объектов по каким-либо признакам (свойствам).

5.3.3. Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга (положительное – отрицательное, ассимиляция – диссимиляция, теория – практика, материальное – идеальное и др.). Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое).

5.3.4. Противоречие (диалектическое) – единство (тождество) конкретных противоположностей.

5.3.5. Конфликт – категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории«противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания и снятия противоречия.

5.3.6. Согласно марксизму, история общества – это история борьбы классов, вызванных не снимаемыми противоречиями их экономических и политических интересов. Именно эти противоречия являются источником общественного развития, некими драйверами.

6. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

6.1. Количественные изменения, нарушая меру, ведут к изменению качества.

6.2. Что выступает механизмом развития? Как происходит процесс развития? Путем перехода количественных изменений в качественные.

6.3. Категории, между которыми устанавливает связь этот закон:

6.3.1. Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в cooтветствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой.

6.3.2. Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.

6.3.3. Свойство – сторона объекта, определяющая его отличие или сходство с другими объектами.

6.3.4. Мера – количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений.

6.3.5. Скачок – философская категория, выражающая: а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б) быстроту изменений: "скорость" скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, "насыщенность" противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. Формы скачков исключительно многообразны и зависят от конкретных условий.

6.3.6. Непримиримая борьба классов на определенном этапе развития завершается революцией и сменой общественной строя, внутренние противоречия которого в свое время приведут к новой революции. И это будет продолжаться до тех пор, пока будут существовать классы.

7. Закон отрицания отрицания:

7.1. Новое преодолевает старое, сохраняя в нем необходимое, и поднимает его на более высокую ступень.

7.2. Что обусловливает направление развития? Какую форму принимает процесс развития? Форму спирали.

7.3. Категории, между которыми устанавливает связь закон:

7.3.1. Отрицание метафизическое (полное) – философская категория, выражающая определенный тип отношений между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Это отмирание старого, того, что уже отжило, того, что не отвечает изменившимся условиям.

7.3.2. Отрицание диалектическое – это не одно, а целый ряд отрицаний. Новое отрицается еще более новым, т.е. каждый акт отрицания является отрицанием предшествующего отрицания. В данном случае происходит по схеме: тезис – антитезис – синтез.

7.3.3. Согласно марксизму, общественное развитие проходит 5 этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

История начинается с первобытнообщинного строя, носящего коммунистический характер, т.е. в нем существует общинная собственность и господствует принцип распределения продуктов труда по потребностям. Однако этот первобытный коммунизм имеет вынужденный характер. Низкая производительность труда вызывает необходимость заботы о всех членах общины, так как иначе ей трудно выжить.

Однако после развития производительности труда в результате использования более производительных средств и предметов труда, возникают объективные условия для эксплуатации человека человеком и образования классов. Появляется частная собственность на средства производства. Т.е. тезис (общинная собственность) меняется на антитезис (частная собственность). Затем общество проходит три этапа классовых обществ – рабовладельческого, феодального и капиталистического. И на пятом этапе должно произойти к возвращению на новом витке развития возвращение к коммунизму, который будет отличать не вынужденный характер, а то, что развитие производительных сил общества позволит обеспечивать все потребности всех членов общества. При следует иметь в виду, что потребности людей примут разумный характер. И это и будет синтезом – возникновение общественной собственности в новых исторических условиях.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!