Материалистическая диалектика:



Марксистская философия

 

1. Марксистская философия: условия формирования и основные идеи.

2. Марксистская философия: основные категории и законы материалистической диалектики.

3. Марксистская философия: материалистическое понимание истории.

Марксистская философия: условия формирования и основные идеи

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Середина XIX в. – это начало эпохи материализма, т.е. время, когда материалистическое мировоззрение впервые в человеческой истории становится мейнстримом, а господствующее много тысячелетий идеалистическое мировоззрение, наоборот, становится маргинальным. Веяния новой – материалистической – эпохи – начинают чувствовать всё большее количество людей. И это не может не отразиться в философии, которая, по словам Гегеля, является «эпохой, схваченной мыслью».

Поэтому не должно удивлять то, что марксизм ставит на материалистические рельсы все разделы философии.

Он берет материалистическое понимание законов природы у Л. Фейербаха, последнего представителя немецкой классической философии, который совершил переход от идеализма к материализму. Кроме того, берется на вооружение предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, французских просветителей XVIII в.).

У Гегеля основоположники марксизма берут идеалистическую диалектику, однако, считая, что философия Гегеля стоит на голове (объективный идеализм Гегеля), «ставят ее на ноги», создавая диалектический материализм как соединение идеалистической диалектики Гегеля с материализмом. В результате сам марксизм распространяет материализм на понимание развития общества (материалистическое понимание истории) и на само мышление (материалистическая диалектика).

Понять марксизм невозможно без понимания личности К. Маркса.

В определенном отношении это уникальная личность в истории. Об этом говорит, в том числе, и то, что тиражи его произведений уступают только Библии. И это не случайно, так как он был сути религиозным пророком, будучи воинствующим атеистом.

Правы те авторы, которые считают Маркса не философом, не ученым, а идеологом. Идеология не требует обоснования, так как она постулирует какие-то новые ценности, как религия выдвигает какие-то догмы.

Кроме того, идеология требует харизматического (священного) отношения к ее основателю. Это можно увидеть в том, как много последователей Маркса боролись с теми, кто пытался ревизовать какие-то идеи Маркса. Это аналогично защите религиозных догматов от покушений на них со стороны еретиков. Об этом также хорошо говорит высказывание продолжателя марксизма В.И. Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Ирония состоит в том, что самого Ленина обвиняли в ревизии идей Маркса. Речь идет о том, что сам Маркс считал, что социалистические революции возможны только в развитых капиталистических странах А Ленин внес изменения в это положение, считая, что это может произойти в самом слабом звене капитализма, какой в начале XX в. являлась Россия. И прав оказался не Маркс, а Ленин, возглавивший эту революцию в 1917 г.

Чтобы еще лучше понять особенность личности Маркса, следует сказать, что идеология выполняет практически такие же функции в светском обществе, как религия в обществе религиозном. Отсюда становится понятным, что идеолог – это пророк. А пророки по определению ошибаться не могут. В этом контексте становятся понятными слова Ленина о верности марксизма.

Марксизм стал еще одной идеологией наряду с либеральной идеологией. При этом в классовом обществе, если следовать логике марксизма, могут в принципе быть минимум две идеологии. Одна должна защищать интересы класса эксплуататоров (капиталистов), вторая – класса эксплуатируемых (пролетариата или наемных рабочих). Либеральная идеология отражала интересы первых, а Маркс создает идеологию, защищающую интересы вторых. Причем Маркс возлагает на класс пролетариев мессианскую функцию, о чем я скажу ниже.

Важной проблемой политэкономии является вопрос об источнике богатства. В глубокой древности им считали солнечную энергию, в средневековье – плодородие земли, позднее – плодородие земли и труд крестьян. А представители классической политэкономии А. Смит и Д. Рикардо стали видеть источник богатства уже только в труде. Что касается природы, то она стала рассматриваться лишь в качестве земельной собственности. В этом состояло основное положение трудовой теории стоимости: стоимость благ зависит от количества и качества вложенного в их производство труда.

При этом А. Смит прекрасно понимал, что капиталист присваивает прибавочный труд рабочих. Цена товара включает три части – затраты на средства и предметы труда (оборудование, здания, сооружения, сырье и т.д.), заработную плату рабочих и прибыль капиталиста. Труд подразделяется на необходимый и прибавочный. Необходимый труд – это та часть труда рабочего, оплата которого позволяет работнику поддерживать свою работоспособность. Этот тот минимум, который должен оплачивать капиталист, чтобы не лишиться своих рабочих. Оставшаяся часть оплаты труда рабочего поступает в распоряжение капиталиста. А. Смит считал такое положение вещей нормальным, так как капиталист должен был получать прибыль за свою организационную деятельность и проценты за пользование кредитами, а также вкладывать часть прибыли для расширения производства и создания новых рабочих мест.

Однако Маркс считает такое распределение несправедливым. Эта радикальная оценка высоко ставила труд рабочего и снижала цену усилий предпринимателя, изобретателя, кредитора и всех других. Т.е., здесь Маркс ничего нового не открыл, он просто по-другому оценил ситуацию распределения результатов труда. В новой системе ценностей Маркс поставил на первое место рабочих, а всех остальных отнес ко второму сорту.

Исследователи марксизма справедливо усматривают в нем учение, являющееся вариацией христианской религии. Так, место грехопадения первых людей (Адама и Евы) занимает буржуазное общество с его социальными язвами (нищетой, голодом, вынужденной проституцией и т.п.) и мощным барьером на пути развития личности. В роли Страшного суда (над капитализмом) выступает социалистическая революция, которая освобождает всех эксплуатируемых и угнетенных. А на роль коллективного Христа (Спасителя) рассматривается пролетариат (класс наёмных рабочих), которому, как считал Маркс нечего терять, кроме собственных цепей.

И вот, исходя из поставленных целей Маркс ищет и находит доказательства своей правоты относительно путей развития человеческого общества. Т.е., он идет не от анализа конкретного положения вещей, что делает рефлективная философия, а наоборот, от того, как должно быть, где-то подгоняя факты к желаемому.

Это означает, что социальная философия Маркса в значительной мере является валюативной философией.

Рефлективная философия описывает то, как есть, тогда как валюативная философия предписывает, как должно быть.

Далее необходимо определиться с тем, каким образом будет происходить переход от нынешнего (у-жа-а-а-с-но-го) положения вещей к чаемому. И здесь достаточно молодой Маркс однозначно и бесповоротно становится на рельсы радикального решения социальных проблем.

Об этом со стеклянной ясностью свидетельствуют следующие его высказывания: «Оружие критики, конечно, не может заменить критики оружия, материальная сила должна быть свергнута материальной силой, но и теория становится материальной силой, раз она охватывает массы». Однако Маркс особо подчеркивает, что это может сделать не любая теория, а только тогда, когда «она радикальна». И еще: «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его».

И вот эта идея радикального изменения мира, как говорит один из героев романа «Бесы» Достоевского, «съела его». Отныне Маркс стал глашатаем революции, которая стала для него всепоглощающей ценностью.

Однако европейская цивилизация Нового времени пронизана революционным духом. В ней прогресс («сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня») рассматривается как ценность.

А что такое ценность? Это всё то, что представляет особую жизненную значимость для человека и общества, что придает жизни смысл и вливает силы для преодоления трудностей при достижении и/или сохранении ценностей.

Есть, естественно, иерархия ценностей. Есть ценности материальные (классная шубка и т.п.) и идеальные (большая дружная семья, любовь, от которой срывает крышу и т.д.).

Однако прогресс может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Маркс не верит в эффективность постепенных изменений.

Установка на радикализм выражается у Маркса в следующем:

1. Романтическая ориентация, которую задал ему тесть фон Вестфален.

Романтизм – идейное течение, которое отличает неудовлетворенность действительностью, полное разочарование в ней, неверие, что жизнь может быть построена на началах добра, разума, справедливости. Это философия величайшего разочарования эпохой Просвещения и наступившего отрезвления. Это результат крушения идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни.

Романтизм имеет две стратегии бегства от ненавистной действительности – революционную (Байрон, Маркс, Че Гевара и др.) и пассивную (уход в себя, в глубины своего духа, в виртуальную реальность, , в мир компьютерных игр, в Интернет, как в песне Земфиры «Девочка, живущая в сети» и т.д.).

Маркс избрал революционную стратегию.

2. Утопизм, имевший в европейской культуре длительную историю. Это идеальное государство Платона, «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца». Но сильное влияние на Маркса оказали идеи представителей французского утопического социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье и английского утописта Р. Оуэна. Однако он предпринял усилия, чтобы поставит эти проекты на научную основу, создав вместе с Энгельсом учение научного коммунизма.

3. Насилие. Маркс считал революции «локомотивами истории». Ему вторили В. Маяковский» «Загонем клячу истории» и великий китайский революционер Мао цзедун: «Винтовка рождает власть».

4. Диктатура. Диктатура – это ситуация, когда исполнительная власть подминает под себя остальные ветви власти. Это власть революционной целесообразности, а не власть закона со всеми вытекающими негативными последствиями. Как писал один отечественный автор В. Солоневич, в годы диктатуры часто у власти оказываются «биологические подонки человечества», которые получают удовольствие от насилия и человеческой крови.

Традиционно в марксизме выделяют три источника и три составных части.

Три источника и три составные части марксизма

Источники Составные части
Английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо) – теория трудовой стоимости Марксистская политэкономия – теория прибавочной стоимости
Французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) – концепции идеального государства Научный коммунизм – концепция неизбежного прихода коммунизма
Классическая немецкая философия а) гносеология Канта – «вещь в себе» непознаваема;   б) идеалистическая диалектика Гегеля; в) материализм Фейербаха в объяснении законов развития природы Материалистическая философия а) теория познания – в мире всё познаваемо;   б) материалистическая диалектика;   в) распространение материализма на общество и мышление

 

Возникновению марксизма и марксистской философии также способствовали:

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848-1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизмаявляются:

"Тезисы о Фейербахе" (1845) К. Маркса;

"Капитал" (1 том) (1867) К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Святое семейство" (1844) К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Немецкая идеология" (1845) К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1870-е гг.) Ф. Энгельса;

"Анти-Дюринг" (1878) Ф. Энгельса;

"Диалектика природы" (1883) Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) Ф. Энгельса.

Материалистическая диалектика:


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!