Поток через ощущения: наслаждение зрением



«Спорт, секс и даже занятия йогой могут приносить наслаждение. Но лишь немногие выходят за пределы этих телесных занятий, чтобы исследовать почти безграничный потенциал других органов человеческого тела, хотя любая информация, опознаваемая нашей нервной системой, может вести к богатым и разнообразным потоковым переживаниям» [3, с. 100].

Поток в музыке

«Все известные нам культуры с целью улучшения качества жизни активно использовали упорядочивание звуков в приятные уху последовательности. Музыка как упорядоченная звуковая информация помогает упорядочивать сознание слушателя и тем самым снижает психическую энтропию, то есть беспорядок, который привносится в сознание случайной, не связанной с текущими целями информацией. Таким образом, музыка способна не только избавить нас от скуки и тревоги, но и, при серьёзном отношении к ней, может порождать потоковые переживания. Создание гармонии с помощью звуков не только доставляет нам радость, но и, как достижение мастерства в любом сложном деле, укрепляет личность» [3, с. 102].

Радость вкусовых ощущений

«Так же, как и музыка, питание способно влиять на наши чувства, и знание этого лежит в основе высокого кулинарного искусства разных стран. Еда, как и секс, входит в число основополагающих удовольствий, заложенных в нашей нервной системе. В каждой культуре простой процесс потребления калорий со временем превратился в искусство, приносящее не только естественное удовольствие от удовлетворения потребности, но и радость от процесса. В нашей культуре, несмотря на недавний рост интереса к высокой кухне, многие люди по-прежнему почти не замечают то, что забрасывают себе в рот, тем самым лишаясь богатейшего источника радости» [3, с. 107].

 

7.2. Поток мысли

Как было сказано выше, источником аутотелических переживаний является не только тело, но и умственная деятельность. Автор пишет: «Радость жизни можно испытать не только посредством ощущений. Некоторые из наиболее волнующих нас переживаний порождаются в нашем сознании, их запускает информация, бросающая вызов способностям нашего разума, а не умению испытывать ощущения. Подобно тому как для любой физической способности нашего тела можно найти соответствующую потоковую деятельность, так и каждая мыслительная операция может приносить особую, именно для неё характерную радость. Среди множества доступных интеллектуальных занятий в наши дни, по-видимому, наиболее часто упоминаемой по всему миру потоковой деятельностью является чтение» [3, с. 109].

О важности развития умственных процессов в борьбе с психическим беспорядком ученый пишет: «Предоставленное самому себе, сознание, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли, недавно случившихся или давно тянущихся неприятностях <…> Чтобы избежать этого, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией, лишь бы она отвлекла их внимание от обращения внутрь себя и фиксации на неприятных мыслях. Именно поэтому огромное количество времени проводится перед телевизором. Перед экраном телевизора человек может не опасаться, что его свободно дрейфующее сознание задержится на каких-нибудь болезненных проблемах. Вполне понятно, что подобная стратегия преодоления психической энтропии быстро входит в привычку и может приобрести характер зависимости. Гораздо лучший способ борьбы с хаосом в сознании заключается в том, чтобы самостоятельно контролировать свои психические процессы» [3, с. 110].

Контроль, непосредственно, достигается путем умственной работы в условиях, способствующих упорядочиванию сознания. Анализируя эти условия, М. Чиксентмихайи прежде всего обращает внимание на важнейшую роль в этом памяти, а затем на то, как достигать состояния потока с помощью слов. Также им рассматриваются три символические системы, которые, если знать их правила, могут доставлять немало удовольствия – это история, наука и философия.


 

8. Работа как поток

Потоковую деятельность, безусловно, проще всего представить в форме игр, развлечений, спортивных или умственных занятий, но одной из важнейших областей, в которой полезно знание о принципах потока, является работа. Поскольку работа в самых разнообразных вариантах присутствует в жизни всех людей, она оказывает огромное влияние на общую удовлетворенность жизнью.

М. Чиксентмихайи обращается к старой итальянской пословице: «Труд облагораживает человека, он же превращает его в животное». Это ироничное изречение касается любой работы, но его можно интерпретировать и в том смысле, что свободный труд, требующий мастерства, способствует усложнению личности, в то время как неквалифицированная работа, выполняемая по принуждению, лишь усиливает энтропию» [3, с. 130].

«Работа может приносить радость и часто бывает главным источником удовольствия в жизни. Существуют сообщества и культурные группы, в которых повседневная трудовая деятельность людей максимально приближена к потоковым занятиям. Чтобы улучшить качество жизни посредством работы, необходимо следовать двум взаимодополняющим стратегиям. С одной стороны, нужно перестроить деятельность таким образом, чтобы она как можно больше напоминала потоковую активность. Необходимо также помогать людям развивать в себе аутотелические черты. По отдельности ни одна из этих стратегий не сделает работу более радостной, но, применяемые вместе, они могут значительно увеличить число оптимальных переживаний в нашей жизни» [3, с. 140].

Несмотря на то, что что некоторые наиболее положительные переживания у участников исследования были связаны именно с работой, чаще всего они говорили, что предпочли бы не работать, что их мотивация трудиться низка. Об этом автор пишет: «Люди чаще всего стремятся побыстрее закончить работу и отправиться домой, чтобы насладиться заслуженным отдыхом, на самом деле часто они не имеют ни малейшего представления о том, как провести свободное время. За работой гораздо проще испытывать радость потому, что профессиональная деятельность, как правило, имеет ясные цели и правила, позволяет получать обратную связь, а это способствует вовлеченности и концентрации, необходимым для возникновения состояния потока. Свободное время, напротив, не структурировано, и приходится прилагать большие усилия, чтобы преобразовать его в оформленную активность, от которой можно получать удовольствие. Гигантская индустрия развлечений, возникшая в последние десятилетия, была создана для того, чтобы помочь людям наполнить свободное время удовольствиями. До тех пор, пока человек не примет на себя ответственность за организацию как своей работы, так и свободного времени, и то и другое скорее всего будет приносить ему разочарования» [3, с. 145].


 

9. Как обмануть хаос

Человеку, впервые столкнувшемуся с теорией потока, может показаться, что оптимальные переживания следует рассматривать как приятное дополнение к жизни, построенной на твёрдом фундаменте здоровья и материального благополучия, и только при наличии этих прочных основ можно получать удовлетворение от субъективных аспектов жизни. Но М. Чиксентмихайи в своей книге ставит задачу опровергнуть подобные убеждения. Он пишет: «Субъективные переживания представляют собой не просто один из аспектов жизни — это и есть сама жизнь. Материальные условия вторичны, поскольку воздействуют на нас опосредованно, через наше восприятие, в то время как состояние потока и даже просто удовольствие влияют на качество жизни напрямую <…> Можно найти немало примеров, когда людям, попавшим в крайне тяжелые условия, удавалось не только выжить, но и сделать свою жизнь радостной и приносящей наслаждение.» [3, с. 170]

Людям, живущим в худших условиях, или пострадавшим от серьёзных травм, также удаётся достигать состояния потока. Изначально, именно подобные случаи из жизни окружающих автора людей заставили его задуматься о том, какими силами они борются с возникающим хаосом и уверенно справляются с самыми тяжелыми жизненными ситуациями. Об этом он пишет: «Катастрофа, препятствующая достижению основной цели в жизни, может сокрушить личность, заставляя её направить всю свою психическую энергию на защиту оставшихся целей от дальнейших ударов судьбы. Но она может также и поставить новую, более ясную задачу — преодолеть несчастье. Почему одно и то же событие сокрушает одних людей, а другим удаётся обрести в нём основу для внутреннего порядка? Психологи обычно ищут ответы на эти вопросы в рамках изучения стратегий совладания со стрессом <…> Прежде чем пытаться разобраться с тем, что же обусловливает способность индивида справляться со стрессом, будет полезно выделить три различных источника ресурсов. Первый представляет собой доступную внешнюю поддержку, особенно сеть социальных контактов, окружающую человека. Второй источник сил для борьбы со стрессом включает психологические ресурсы индивида, такие как ум, образование и личностные свойства. К третьему источнику ресурсов относятся стратегии, которые человек использует при борьбе со стрессом» [3, с. 175]

Цельность нашей личности во многом зависит от нашей способности преобразовывать нейтральные или неприятные события в позитивные. Вершина развития способности к совладанию со стрессом достигается, когда у индивида сформировалось достаточно сильное чувство Я, основанное на собственных целях, тогда внешние разочарования уже не могут разрушить его.

Автор задается вопросом: «Почему же стресс лишает сил одних людей и придаёт силы другим? Ответ прост: те, кто знает, как преобразовать безнадёжную ситуацию в новую потоковую деятельность, подвластную контролю, переживают испытания с радостью и выходят из них окрепшими. Подобное преобразование включает три основных шага:

1. Неэгоцентричная самоуверенность. «Таких людей объединяет безоговорочная вера в то, что их судьба находится в их руках. Их энергия, как правило, направлена не на то, чтобы подчинить себе окружающий мир, но лишь на то, чтобы гармонично функционировать в нём. Такое отношение возникает, когда человек перестаёт противопоставлять себя миру, как это делает тот, кто настаивает на первостепенной важности именно своих целей и намерений» [3, c. 179].

2. Сфокусированность внимания на внешнем мире. «Пока наше внимание направлено вовнутрь и нашу психическую энергию поглощают различные заботы и стремления эго, нам довольно непросто замечать окружающее. Люди, умеющие преобразовывать стресс в радость, тратят очень мало времени на мысли о себе. Они не расходуют энергию на удовлетворение того, что считают своими потребностями, и на тревогу по поводу социально обусловленных желаний. Зато они всегда начеку, внимательно следя за происходящим вокруг» [3, c. 180].

3. Открытие новых решений. «Существует два основных способа справиться с ситуацией, создающей энтропию. Первый заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на препятствиях, мешающих достижению целей, и устранить их, таким образом восстановив гармонию в сознании. Его можно назвать «прямым подходом». Второй путь предполагает концентрацию на ситуации в целом, включая себя самого, раздумья над тем, можно ли поставить иные, более адекватные ей цели, и найти новые решения» [3, c. 181].


Создание смысла

Способность испытывать состояние потока в одной области вовсе не означает, что человек сможет достигать его всегда и во всём. Однако, до тех пор, пока занятия и увлечения, приносящие нам удовлетворение, не связаны воедино высшим смыслом, мы не защищены от вторжения хаоса. Для того, чтобы не утратить способность к оптимальным переживаниям, человеку необходимо сделать еще один, заключительный, шаг в установлении контроля над сознанием: «Этот шаг подразумевает превращение всей жизни в одно потоковое переживание. Если человек ставит перед собой достаточно сложную цель, из которой логически следуют все прочие цели, и если он направляет всю свою энергию на развитие навыков, необходимых для достижения этой цели, тогда чувства и действия придут в состояние гармонии и разрозненные части жизни соединятся вместе. Все, чем такой человек занимается, имеет смысл как в настоящем, так и в связи с прошлым и будущим. Именно так можно наделить смыслом всю свою жизнь» [3, с. 188].

«Создание смысла подразумевает упорядочивание содержаний сознания через слияние всех действий индивида в единое потоковое переживание. Смыслом жизни является наличие смысла: неважно, что за ним стоит и откуда он берётся, но именно единая цель и придаёт осмысленность существованию индивида <…> Намерение, решительность и внутренняя гармония придают нашей жизни смысл и целостность, превращая ее в одно нескончаемое потоковое переживание. Человек, достигший такого состояния, вряд ли когда-нибудь будет испытывать неудовлетворенность. При наличии порядка в сознании ему не надо будет бояться различных неприятных неожиданностей и даже смерти. Каждый момент его жизни будет иметь значение и дарить радость» [3, с. 190-191].


 

Заключение

 

Теория оптимального переживания, разработанная М. Чиксентмихайи, является одной из ярчайших теорий в позитивной психологии. Учитывая огромное количество респондентов и географический масштаб исследования, можно со спокойствием принимать преподносимую автором информацию как нечто само собой разумеющееся. Для невнимательного читателя это может оказаться ловушкой, и существуют мнения, что ничего нового в книге [3] ученый не открыл. Но стоит взглянуть чуть шире, и станет ясно, что оптимальное переживание – это не просто способ повысить эффективность в работе, или достичь успехов в творчестве, или даже улучшить жизнь человека. Это модель положительного преобразования, применимая на самых различных уровнях человеческой жизнедеятельности, в масштабах от одного человека до всего человечества. Раскрывая принципы достижения состояния потока, автор описывает их применение относительно простейшего переживания, процесса деятельности, работы и творчества, жизненного промежутка отдельного индивида, жизни человека в целом, существования человека в социальных группах от семьи до крупной организации, самого бытия человека в «его мире» и всего человечества во вселенной.

М. Чиксентмихайи представляет теорию потока как фундаментальное знание, как одну из концепций улучшения человеческого существования в этом мире. Во всей теории прослеживается поиск автором некой золотой середины, что явно выражается в противопоставляемых терминах вроде скуки и тревоги, как эмоциональных проявлениях индивида, интеграции и дифференциации в развитии личности, аномии и отчуждения в устройстве социального строя, фрагментированности и ригидности как характеристик внимания. В поисках смысла жизни ориентиром должна служить та цель, которая будет одновременно требовать и способствовать движению к этой самой золотой середине во всех отношениях. Словами автора, полными чарующей таинственности, хотелось бы заключить данную работу, как он заключает свою книгу:

«Если говорить об убеждениях, которые могли бы быть полезны в будущем, то наиболее многообещающе выглядит вера в то, что Вселенная есть система, управляемая общими законами, с которыми нам придется согласовывать наши мечты и желания. Осознав ограниченность нашей воли и смирившись с тем, что нам необ- ходимо сотрудничать с окружающим миром, а не управлять им, мы, скорее всего, ощутим облегчение, знакомое воротившемуся домой изгнаннику. Проблема смысла будет решена, когда личные цели индивидов сольются с общим потоком бытия» [3, с. 208].


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!