Предельный контроль — йога и восточные единоборства



Оглавление

Введение. 3

1. Предпосылки к исследованию.. 4

2. О методах исследования. 5

3. Новый взгляд на счастье. 6

4. Анатомия сознания. 7

5. Радость и качество жизни. 10

5.1. Аутотелическое переживание. 11

6. Условия потока. 12

6.1. Аутотелическая личность. 13

7. Источники оптимального переживания. 14

7.1. Поток и тело. 14

7.2.  Поток мысли. 17

8. Работа как поток. 18

9. Как обмануть хаос. 19

10.   Создание смысла. 20

Заключение. 21

Список использованных источников и литературы.. 22

 


 

Введение

 

Михай Чиксентмихайи – американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета. Является одним из основателей позитивной психологии [2].

Завоевав мировую известность благодаря своим исследованиям проблем креативности, счастья и субъективного благополучия, а также факторов его «обеспечивающих», автор разработал теорию оптимального переживания, или теорию потока. «Эта теория основывается на понятии потока – состояния полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим» [3, с. 15].

Посвятив десятки лет изучению закономерностей осмысленной и достойной жизни, М. Чиксентмихайи пришел к выводу, что «счастье – это вовсе не то, что просто случается с людьми. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни» [3, с. 13]. То есть счастье – это внутренняя работа, а не «результат воздействия на человека безымянных сил». По мнению автора, только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Данная работа посвящена изложению основных положений теории оптимального переживания, разработанной М. Чиксентмихайи. Будут рассмотрены принципы достижения оптимального состояния сознания, к которым автор пришел вследствие масштабного исследования жизней большого количества людей самых различных специальностей с разных концов света.


 

Предпосылки к возникновению теории Личные переживания как биографическая основа появления теории потока

 

В предисловии к русскому изданию, научный редактор книги Д. А. Леонтьев, будучи лично знаком с автором, пишет: «Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. <…> С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях» [1, с. 7].

Феноменология как теоретико-методологическая основа исследований М. Чиксентмихайи

 

В период, когда М. Чиксентмихайи начинал свои исследования, он столкнулся с проблемой неспособности господствующих в психологии научных школ ответить на вопросы о том, почему люди прилагают столько усилий, чтобы сочинять стихи, музыку, зачем они танцуют, зачем с риском для жизни покоряют горные вершины. Автор замечает, что «пытаясь придерживаться научных принципов, психологи парадоксальным образом забыли самое первое правило чистой науки: подход к пониманию любого явления должен соответствовать природе наблюдаемых феноменов» [1, с. 9]. Таким образом, М. Чиксентмихайи пришел к мнению, что «из всех существующих моделей наиболее полно охватывает интересующие нас аспекты работы сознания и может принести наибольшую пользу для практических целей «феноменологическая модель сознания на основе теории информации». Феноменологической эта модель называется потому, что имеет дело непосредственно с феноменами сознания – событиями, которые мы осознаем и интерпретируем, а не с анатомическими структурами, нейрохимическими реакциями или бессознательными намерениями, которые обусловили эти события» [3, с. 31]. Феноменологический подход в психологии характеризуется, прежде всего, тем что, понятие «переживание» становится одной из наиболее важных объяснительных категорий[1].

В ходе исследований М. Чиксентмихайи пытался как можно точнее выяснить, что же испытывают (переживают) люди в минуты наивысшей радости и почему это происходит. В своих первых исследованиях, он изучал экспертов в разных областях – от музыкантов до хирургов. На основании их рассказов об ощущениях, испытываемых в процессе профессиональной деятельности, он разработал теорию оптимального переживания. Это было только началом долгого и масштабного научного изучения, в котором ученому помогали участники его исследовательской группы в Чикагском университете и коллеги из разных стран мира. Были опрошены тысячи людей самых различных национальностей, вероисповеданий, профессий и занятий.

Подробнее о методах исследования автор говорит так: «Вначале наши данные сводились к интервью и опросникам. Чтобы добиться более высокой точности регистрации субъективных переживаний, мы постепенно разработали новый метод, который назвали «метод выборки переживаний» (Experience Sampling Method). В ходе исследования по этому методу испытуемый должен в течение недели всюду носить с собой специальный пейджер. На пейджер с помощью радио в случайное время суток, примерно восемь раз в день, посылались сигналы. Получив сигнал, испытуемый должен был записать, как он себя чувствовал и о чем он думал в этот момент. В конце недели мы получали «нарезку» фрагментов жизни каждого испытуемого, составленную из случайно выбранных кусочков. В результате были накоплены сотни тысяч подобных «срезов переживаний», сделанных в различных частях света, на которых и основаны выводы этой книги» [3, с. 15].

Новый взгляд на счастье

 

Монография М. Чиксентмихайи «Поток. Теория оптимального переживания» [3] начинается с анализа представлений о том, что такое счастье и его значимость для человека. В поисках представлений и научных исследований по проблеме счастья, автор был вынужден уйти вглубь веков и даже тысячелетий. Он обнаружил, что проблемой счастья, кроме Аристотеля, практически никто и не занимался: «Еще 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришел к заключению, что более всего на свете человек желает счастья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели – здоровье, богатство, красота или власть – важны для нас только в той мере, в какой мы ждем, что они сделают нас счастливыми» [3, с. 13]. Этот тезис отражает тот факт, что счастье является самоценностью. И М. Чиксентмихайи полностью разделяет эту позицию, при этом указывая на то, что в данной формуле не содержится ни определения того, что такое счастье, ни представлений о способах его достижения. «Мы не лучше, чем Аристотель, знаем, что такое счастье, а в том, что касается его достижения, прогресса не заметно вовсе» [3, с. 13].

Обсуждая проблему путей и способов достижения счастья, М. Чиксентмихайи утверждает, что достичь счастья – задача непростая. «Главная причина труднодостижимости счастья заключается в том, что Вселенная была создана без учёта пожеланий комфорта для людей. Ещё Дж. Холмс заметил: «Вселенная не враждебна и не дружелюбна к нам. Она просто безразлична» [3, с.19]. В попытках оправдать происходящие в природе явления людьми создавались мифы и верования (культурные архетипы), так или иначе объясняющие причины этих явлений и выступающие своеобразными защитными механизмами, спасающими членов общества от хаоса бытия. Отсюда, функция культуры – в придании смысла человеческому существованию. Однако, по мнению автора, формировавшиеся и складывающиеся в культуре символы счастья так и не обеспечили решение своей задачи: «после каждого нового успеха становится всё более очевидно, что деньги, власть, статус и предметы роскоши сами по себе не в состоянии повысить качество жизни» [3, с. 22].

Автор предлагает такой выход: «Из этой ловушки не выбраться, если не взять инициативу в свои руки. Если существующие институты и система ценностей больше не выполняют свои поддерживающие функции, каждый должен использовать все доступные средства, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и радостью. Чтобы преодолеть тревоги и неприятности, подстерегающие его в жизни, человек должен стать настолько независимым от социального окружения, чтобы не мыслить исключительно в терминах социальных вознаграждений и наказаний. Для достижения подобной автономии индивид должен научиться находить вознаграждения внутри себя, развить способность испытывать радость независимо от внешних обстоятельств» [3, с. 25]. Несомненно, это непростая задача, ведь человек неразрывно связан с социумом, и будучи его частью, ему нелегко сохранять автономность. То есть, во-первых, он переводит проблему достижения счастья в контекст ответственности человека за свое собственное счастье. И во-вторых, поскольку счастье является неким переживанием (состоянием человека), автор настаивает, что именно в особенностях функционирования сознания надо искать решение, и видит его в «установлении контроля над сознанием, позволяющего управлять качеством своего переживания» [3, c. ].

Для понимания того, как влиять на качество переживания, будет полезно кратко рассмотреть принципы функционирования сознания, описанные в книге [3].

Анатомия сознания

М. Чиксентмихайи определяет сознание как целесообразно упорядоченную информацию. Он сравнивает сознание с зеркалом, отражающим то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но отмечает, что делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность. Силы, упорядочивающие информацию в сознании, он предлагает называть интенциями, или намерениями. Они выстроены в иерархическую структуру целей, определяющую порядок их предпочтений, и возникают при осознанном желании чего-либо.

«Наша нервная система за заданное время может перерабатывать лишь ограниченный объем информации. Если количество «событий» начинает превышать допустимый предел, сознание перестает адекватно распознавать их и возникает путаница», − пишет автор, делая из этого вывод о том, что «информация, допускаемая нами в сознание, чрезвычайно важна; по сути, именно она определяет содержание и качество нашей жизни» [3, с. 34-35]. 

За допущение информации в сознание отвечает внимание. Именно с его помощью мы выбираем из великого разнообразия доступной информации необходимую. Также оно участвует в работе памяти, в оценке, в принятии решения. Автор отмечает важность умения фокусировать внимание, и считает, что «личность, способная на это, как правило, умеет наслаждаться повседневной жизнью» [3, с. 36].

Так как именно внимание определяет содержание нашего сознания, и участвует в любом психическом процессе, в данной теории оно представляется в виде психической энергии: «без внимания невозможна никакая работа, и в процессе работы оно растрачивается. То, как мы расходуем наше внимание, какие мысли, чувства, воспоминания пропускаем в наше сознание, определяет наше личностное развитие. Эта удивительная энергия вполне подвластна нам, и в её силах сделать из нас то, что мы захотим. Именно поэтому мы вправе считать внимание важнейшим орудием в деле улучшения качества нашего переживания» [3, с. 38].

М. Чиксентмихайи обращает внимание на замкнутость модели работы сознания: «Если внимание, или психическая энергия, направляется нашим Я, а Я является совокупностью содержаний сознания и иерархии целей, которые возникают в результате деятельности внимания, то мы получаем зацикленную систему <…> Сознание представляет собой не линейную систему, а систему с циклическими причинными связями. Внимание формирует личность, а личность направляет внимание <…> Все эти процессы координируются нашим Я, под которым мы понимаем динамическую психическую репрезентацию нашей системы целей» [3, с. 39-40].

Исходя из условия первостепенной важности внимания в вопросе формирования переживания, автор считает верным искать причины возникающего в сознании беспорядка именно в процессе отбора и обработки информации. Для описания сил, негативно воздействующих на порядок в сознании, М. Чиксентмихайи вводит понятие психической энтропии. Это состояние внутреннего беспорядка, в котором человек оказывается «всякий раз, когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности существующую структуру целей и приоритетов». Важно понимать, что «продолжительное пребывание в таком состоянии может настолько ослабить личность, что человек лишится способности управлять своим вниманием и достигать целей» [3, с. 41].

Диаметрально противоположным состоянием служит оптимальное переживание. В этом случае поступающая в сознание информация отвечает структуре целей и приоритетов, и психическая энергия течет свободно, упорядочивая психику и укрепляя личность.

Возвращаясь к понятию оптимального переживания, М. Чиксентмихайи говорит, что «оно достигается в ситуациях, когда индивид может свободно направлять внимание на достижение своих целей, потому что ему не нужно бороться с внутренним беспорядком и защищаться от каких либо угроз <…>, − большинство людей, участвовавших в исследовании, описывали это состояние словами “это как плыть по течению”, “меня нес поток”» [3, с. 44]. Именно так и появился чарующий термин – состояние потока. Чем чаще человек будет в нем находиться, тем лучше будет становиться качество его жизни, считает автор. 

Эффект оптимального переживания не заканчивается на том, что человек приходит в состояние гармонии и чувствует себя счастливым. Большое внимание стоит уделять достижению состояния потока также из-за положительного влияния на личностную организацию. Личностный рост автор понимает под возрастанием сложности психики.

Под сложностью он подразумевает результат двух психологических процессов: дифференциации и интеграции. Первый процесс означает движение в сторону уникальности, второй же наоборот – к единению с другими людьми, к единству идей и концепций. Личность, успешно сочетающую в себе два этих процесса, автор называет сложной: «Личность дифференцированная, но не интегрированная, может добиться многого, но рискует потонуть в эгоцентризме. С другой стороны, индивид, чье Я основано исключительно на интеграции, сумеет построить прочные отношения с людьми, но ему будет не хватать независимости и индивидуальности. Настоящая сложность возможна только в том случае, если личность вкладывает равное количество психической энергии в оба эти процесса и избегает как эгоизма, так и конформизма».

М. Чиксентмихайи утверждает: «Состояние потока важно не только потому, что оно позволяет нам получать удовольствие от настоящего, но и потому, что оно укрепляет нашу уверенность в себе, побуждающую нас осваивать новые умения и совершать достижения во благо человечества».


 

5. Радость и качество жизни

Состояние потока автор иначе называет переживанием радости. Вводя понятие радости, он обращает внимание на близкое на первый взгляд понятие удовольствия. Такое определение дает автор: «Удовольствие – это чувство, возникающее всякий раз, когда в наше сознание поступает информация об удовлетворении потребности, обусловленной биологической программой или социальными стереотипами» [3, с. 50].

Несмотря на то, что удовольствие является одним из важных составляющих качества жизни, само по себе оно не приносит счастья. Оно помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создавать порядка в сознании, и тем более переводить его на новый уровень, т.е. усложнять. Противопоставляя два рассматриваемых понятия, М. Чиксентмихайи замечает: «Получение удовольствия не требует вложения психической энергии, в то время как радость достигается только в результате специальной концентрации внимания. <…> Человек может испытать удовольствие безо всяких усилий, если воздействовать электрическим током на определённые центры в его мозге или дать ему наркотик. Но невозможно пережить радость от игры в теннис, чтения книги или разговора, если не сосредоточить на своей деятельности всё своё внимание» [3, с. 50].

Удивительным открытием для ученого стал тот факт, что «независимо от культурной принадлежности, экономического благосостояния, социального статуса, возраста и пола респонденты описывали переживание радости очень похожими словами», из чего он сделал вывод, что «оптимальные переживания и необходимые для них психологические условия одинаковы для всех культур и народов» [3, с. 53].

В результате исследований было выделено восемь основных компонентов переживания радости:

«Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.

Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться.

В-третьих и в-четвёртых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.

В-пятых, в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.

В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.

Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы» [3, с. 53].

«Обычно мы постоянно прерываем свою деятельность сомнениями и вопросами: «Зачем я это делаю? Не заняться ли мне чем-нибудь другим?» Мы снова и снова оцениваем причины, побудившие нас совершать те или иные действия, и их целесообразность. А в состоянии потока нет потребности рефлексировать, потому что действие, как по волшебству, само несёт нас вперёд» [3, с. 53].

 

5.1. Аутотелическое переживание.

Одним из важнейших свойств оптимального переживания является его самодостаточность, т.е. его главная цель заключается в нем же самом. В качестве обозначения этого свойства автор использует термин «аутотелический», образованный от двух греческих слов: auto (само по себе), и telos (цель). Это деятельность, совершаемая не ради будущего вознаграждения, а ради нее самой. «Экзотелической» автор называет деятельность, совершаемую по внешним причинам.

М. Чиксентмихайи пишет: «Аутотелическое переживание сильно отличается от тех переживаний, которые обычно испытываются в повседневной жизни. К сожалению, очень многое из того, что делают люди, не имеет никакой ценности само по себе, и они занимаются этими вещами лишь потому, что должны, или потому, что рассчитывают на вознаграждение в будущем <…> Аутотелическое переживание, или состояние потока, поднимает личность на качественно иной уровень. Отчуждение уступает место вовлеченности, скуку сменяет радость, беспомощность превращается в ощущение собственной силы. Психическая энергия больше не расходуется впустую на внешние цели, а способствует укреплению нашего Я. Когда возникает чувство внутреннего удовлетворения, человек начинает ценить настоящее и перестает быть заложником светлого будущего <…> Но нельзя забывать о том, что состояние потока может вызывать зависимость. Оптимальные переживания — это энергия, которая может быть использована во благо или во зло. В зависимости от того, на какие цели она направляется, жизнь становится неисчерпаемым кладезем богатства или же страданий» [3, с. 67].


 

6. Условия потока

М. Чиксентмихайи неоднократно повторяет, что ключ к пониманию потоковой деятельности заложен в развитии личности, т.е. без наличия цели и фактора развития невозможно испытать состояние потока. В качестве пояснения он приводит график, описывающий игру в теннис, на осях которого отложены уровни развития умения и сложности задач:

«Буквой А обозначен Алекс — мальчик, который учится играть в теннис. На диаграмме он изображён в четырёх временных точках. На момент начала тренировок у него практически отсутствуют какие бы то ни было навыки (А1). От него требуется просто попасть по мячу. Это, в общем-то, не сложно, однако Алекс тренируется с огромным удовольствием. Ведь уровень сложности задачи как раз соответствует его элементарным навыкам. Так что на этом уровне он, вероятно, будет испытывать ощущение потока. Со временем, если он продолжит тренироваться, его спортивная форма станет лучше. Ему будет скучно просто отбивать мяч через сетку (А2). Возможно, он найдёт себе более опытного партнёра и осознает, что существуют более сложные задачи, чем просто бить по мячу. В этой точке (A3) он почувствует беспокойство из-за того, что плохо справляется с ситуацией.

Поскольку ни скука, ни тревога не относятся к приятным состояниям, Алекс снова хочет испытать состояние потока. Как этого добиться? Из рисунка видно, что, если он скучает (А2) и стремится снова оказаться в потоке, у него есть только один выход — повысить сложность выполняемых задач. Поставив перед собой новую, более сложную цель, соответствующую уровню его навыков, — например, победить более сильного противника, — Алекс снова окажется в потоке (А4).

Если он испытывает беспокойство (A3), для возвращения к состоянию потока ему необходимо дальше совершенствовать свои навыки.

Состояние в А4 можно считать более «продвинутым» по сравнению с А1, потому что оно предполагает более сложные задачи и требует от игрока большего мастерства. Однако ситуация А4, несмотря на сложность и приносимую ею радость, также не является стабильной. Если Алекс продолжит играть, он столкнётся либо со скукой из-за утративших новизну задач, либо с тревогой и фрустрацией из-за осознания своих относительно слабых возможностей. Стремление получать удовольствие снова толкнёт его в поток, но уже на уровне сложности, превышающем А4.» [3, с. 71-72].

Такая динамика объясняет, почему поток способствует личностному развитию. Человек не может долго получать наслаждение, делая одно и то же. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели и, достигая их, совершенствовать свои навыки.

 

6.1. Аутотелическая личность.

Возвращаясь к теме внимания, что есть незаменимый инструмент, нужный для достижения состояния потока, стоит отметить, что не все люди одинаково расположены к оптимальному переживанию. М. Чиксентмихайи отмечает две позиции, влияющие на способность контролировать сознание: «Дефицит внимания препятствует не только эффективному обучению, но и способности испытывать состояние потока. Менее серьёзным препятствием на пути к переживанию потока является чрезмерная сосредоточенность на себе. Это же касается людей с чрезмерно выраженным эгоцентризмом» [3, с. 80].

Препятствия на пути к достижению состояния потока находятся не только внутри самой личности, но и в ее окружении. Автор различает два вида социальной патологии, мешающей достижению состояния потока, — это аномия и отчуждение.

Аномия буквально означает «отсутствие правил». Это состояние общества, при котором устоявшиеся нормы поведения перестают выполнять свои функции и становится неясно, что разрешено, а что – нет, когда искажаются моральные ориентиры. В таком обществе поведение людей становится хаотичным и бесцельным. Состояние отчуждения представляет собой несколько иную ситуацию. Оно возникает, когда общество принуждает людей действовать против их собственных целей.

М. Чиксентмихайи замечает функциональное сходство между социальными и личностными патологиями: «И на индивидуальном, и на коллективном уровне достижению состояния потока препятствует фрагментированность внимания (аномия и расстройство внимания) либо его чрезмерная ригидность (отчуждение и сосредоточенность на себе). На уровне отдельной личности аномии соответствует тревога, а отчуждению — скука» [3, с. 82].

Личностные качества взрослого человека во многом определяются его отношениями с родителями в раннем детстве. Семейная ситуация, стимулирующая развитие способности достигать состояния потока, отличается пятью характеристиками.

«Первое — это ясность в отношениях. Подростки точно знают, чего ожидают от них родители, обратная связь в семье имеет недвусмысленный характер.

Второе — это интерес родителей к тому, что думает и чувствует их ребёнок в настоящий момент, а не озабоченность тем, в какой колледж он поступит и удастся ли ему получить хорошо оплачиваемую работу.

Третьей особенностью является предоставляемая детям возможность выбора: они чувствуют, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе и нарушать родительские правила, если они готовы иметь дело с последствиями.

Четвёртая отличительная характеристика — это чувство общности, доверие между членами семьи, позволяющее подростку отбросить психологическую защиту и погрузиться в интересующие его занятия.

Наконец, родители должны обеспечивать детям достойные задачи, сложность которых постоянно возрастает, создавая тем самым возможности для самосовершенствования <…> В менее упорядоченных семьях большое количество энергии расходуется на бесконечные переговоры и выяснение отношений, а дети пытаются защитить свою индивидуальность от давления целей и установок, навязываемых взрослыми» [3, с. 83-84].


 

7. Источники оптимального переживания

По мнению М. Чиксентмихайи, оптимальное переживание – это не привилегия избранных, оно доступно каждому. Несмотря на отмеченные автором личностные и социальные преграды на пути к переживанию радости, не нужно быть олимпийским чемпионом по плаванию или виртуозным музыкантом для того, чтобы испытать состояние потока. Напротив, автор подмечает, что возможности находятся вокруг нас, внутри нас, в ресурсах нашего тела и ума. Практически любое занятие можно превратить в потоковое переживание, если подойти к нему осознанно и с пониманием требуемых принципов.

Поток и тело

М. Чиксентмихайи обращает большое внимание к различным видам потоковой деятельности, осуществляемой посредством человеческого тела: «Всё, что может делать наше тело, несёт в себе потенциал радости. Однако многие пренебрегают этим и используют свою физическую оболочку по минимуму, лишая себя многочисленных возможностей испытать состояние потока. В результате нетренированное тело движется неуклюже, неразвитый взгляд несёт нам уродливые или неинтересные образы, немузыкальный слух слышит шум вместо музыки, и нам доступен лишь грубый вкус пищи. Если позволить телесным функциям атрофироваться, жизнь станет существенно менее приятной. Но если научиться контролировать способности своего тела и упорядочивать физические ощущения, энтропия в сознании уступит место радостной гармонии» [3, с. 88].

Подчеркивая важность развития в человеке физических способностей и органов восприятия с целью достижения оптимального переживания, М. Чиксентмихайи описывает данные инструменты потоковой деятельности.

7.1.1. Выше, быстрее, сильнее

«Спорт в чистом виде — это преодоление границ своих телесных возможностей. Потоковые ощущения, получаемые при использовании физических навыков, возникают не только у спортсменов- профессионалов. Радость от преодоления границ собственных возможностей не является привилегией олимпийских чемпионов. Каждый человек, вне зависимости от своей физической формы, может подпрыгнуть немного выше, пробежать чуть быстрее и стать немного сильнее. Радость открытия новых, неизведанных пределов собственных возможностей доступна всем» [3, с. 90].

 

 

Радость движения

«Физкультура и спорт — не единственные способы получить радость от тела; огромное количество разнообразных занятий, основанных на ритмичных или гармоничных движениях, позволяет достигать состояния потока. Наверно, наиболее древним и значимым среди них является танец, поскольку в нём доступность сочетается с огромными возможностями для самосовершенствования» [3, с. 93].

Секс как поток

«Сексуальность, безусловно, является одним из наиболее универсальных способов получить удовлетворение. Так же как и в любой другой деятельности, взаимоотношения в паре, чтобы приносить радость, должны становиться всё сложнее, партнёры должны научиться находить новые возможности в себе и друг в друге» [3, с. 94].

Предельный контроль — йога и восточные единоборства

«Мы можем обращать свои взоры на Восток для того, чтобы поучиться у него умению контролировать собственное сознание. Одной из древнейших и наиболее разнородных восточных методов тренировки тела является набор практик, известных как хатха-йога. Мы можем считать йогу одним из древнейших систематических методов достижения состояния потока. Конкретные детали того, как именно достигаются потоковые переживания, уникальны для йоги, как уникальны они для любого другого потокового занятия — от управления дельтапланом до автогонок. Будучи продуктом конкретной неповторимой культуры, путь йоги, конечно же, несёт печать своего времени и места её создания. Является ли йога «лучшим» способом порождения оптимальных переживаний, определяется не только её достоинствами — надо учитывать цену, которую приходится платить, и альтернативные возможности. Стоит ли тот контроль, который обещает йога, тех затрат психической энергии, которых требуют занятия ею?» [3, с. 97].

«Ещё одна группа восточных практик, приобретших большую популярность на Западе, — это так называемые боевые искусства. Эти боевые искусства сформировались под влиянием даосизма и дзен-буддизма, и все они основаны на мастерстве управления сознанием. Уместно рассматривать боевые искусства как специфическую форму потока» [3, с. 99].


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!