Правила речевого этикета в Нарнии



Прием в игру, условия участия, категории участников

В Нарнии не бывает зрителей. Каждый присутствующий на игровом поле может быть только участником, должен иметь обсужденную заранее с организаторами роль, нарнийский костюм, нарнийское имя. Все разговоры с момента старта игры можно вести только от лица персонажа. Чтобы они звучали правильно, надо изучать и представлять нарнийский речевой этикет.

Участвовать в нарнийских мероприятиях потенциально может любой человек школьного возраста (7-16 лет) вместе со своей семьёй или самостоятельно. Однако организаторы оставляют за собой право отказать в приёме в игру тем или другим кандидатам по педагогическим или организационным соображениям.

Участники должны знать и выполнять игровые правила, в противном случае могут быть исключены из игры на время или навсегда. Самым большим и, к сожалению, частым нарушением является выход из игры – обращение друг к другу не по игровым, а по настоящим именам, обращение на «ты», разговоры на темы, о которых не могут беседовать нарнийцы. Внеигровые разговоры допустимы только между членами семьи, когда решаются бытовые вопросы (но делать это нужно, не мешая окружающим), между организаторами, а также в виде прямых указаний организаторов участникам, если иначе не донести важную информацию или распоряжения. Между собой вне игры могут также беседовать взрослые участники в отсутствие детей-нарнийцев поблизости.

Знание правил участниками школьного возраста проверяется на предыгровом экзамене или зачете. У взрослых и дошкольников знания не проверяются.

Участники различного возраста и разного статуса в Нарнии имеют разные права и обязанности.

1. Родители и другие старшие сопровождающие детей исполняют эпизодические роли по сюжетной необходимости, иногда последовательно исполняя несколько краткосрочных ролей (вроде гоблинов для битья или вражеских солдат). Отдельные родители могут иметь сюжетно значимые в данной конкретной игре роли. Взрослым, как и детям, следует выполнять все игровые правила, однако от них не требуется игры всерьёз. Достаточно лишь изображать свою роль в заданных рамках в присутствии детей. Взрослые не могут претендовать на получение нарнийских титулов, хотя сеньоры могут даровать им то или иное звание и даже владение по своей щедрости за какие-то заслуги.

2. К дошкольникам, которые оказались в Нарнии, серьёзных требований не предъявляется, достаточно, если они не будут явно нарушать известные им правила (о которых расскажут родители) и запомнят своё игровое имя, должность и своего лорда или сеньору. Родителям, которые привезут в Нарнию дошкольников, следует иметь в виду, что специальных малышовых маршрутов в сюжете не предусмотрено. Степень сложности сюжета, размеры игровой опасности, встающие перед участниками задачи и моральные проблемы рассчитаны на средний школьный возраст и частично  – младший школьный.

3. Дети 7-15 лет остаются главной целевой аудиторией программы. Они и составляют нашу «Страну королей», детское игровое государство. При этом высшей точки развития персонажа участники достигают обычно к 12-14 годам. Надо стараться, чтобы ребёнок сохранял свою роль в течение нескольких сезонов, развивая её от игры к игре и между играми. Однако одновременно с резкими этапами взросления или независимо от них нарниец может 2-3 раза поменять роль, если прежняя роль кажется исчерпанной, не злоупотребляя такими переменами.

4. Дети школьного возраста могут приобретать и затем даровать друг другу титулы и почётные звания, начиная с пажеского и кончая королевским (см. лестницу нарнийских титулов). Приобретая первый владетельный титул барона (баронессы), нарнийцы получают и воображаемое владение (землю). Это владение имеет своё реальное воплощение в создании владельцем Книги Владения (самодельного альбома, содержащего все сведения о владении, известные или придуманные владельцем), а также, зачастую, в игровом замке или игровой стране с реальным населением на полевой игре. Получая титул, нарниец приносит присягу (оммаж) даровавшему ему эту землю сеньору или сеньоре и обещает верно служить ему (ей).

5. Служба сеньору (сеньоре) и Нарнии в целом означает регулярную творческую деятельность нарнийца в течение всего года, которая может выражаться в игровой переписке персонажей, оформлении Книги Владения и летописей, сочинении нарнийских стихов и песен, участии в советах лордов и других совещаниях, в учёбе в нарнийском университете, в чтении средневековой, древнерусской, сказочной, фантастической литературы. В присяге оговаривается минимальный объём такой работы. Один раз в год или чаще титулованные нарнийцы должны подтверждать свои титулы в ходе вассального отчёта на очных встречах или заочно. Не подтвердивший свой титул нарниец, нарушивший присягу без уважительных причин, может его лишиться.

6. Нарнийцы, не подтвердившие свои титулы, или отказавшиеся от них по собственному желанию, могут сохранить своего персонажа или выбрать нового и участвовать в люде на правах простолюдина (простозверина, простодуха и т.п.). Но такой путь не позволяет участнику быть нарнийцем в полной мере и отводит участника на периферию и программы, и всей нарнийской жизни.

7. В идеале к своим 13-16 годам каждый нарниец достигает максимально возможного для своего персонажа титула (герцогского, королевского, титула Верховного короля).

8. Полностью реализовавший потенциал своего персонажа нарниец 14-16 лет, достигший максимально высокого звания, и разбирающийся (на уровне своего возраста) в проблематике нашей программы, может сделаться младшим инструктором клуба. С этих пор он лишается возможности исполнять какую-либо постоянную роль и претендовать на высокие титулы, но выступает помощником организаторов, исполняя эпизодические, нужные для сюжета роли и помогая младшим и начинающим сориентироваться в Нарнии. Младшие инструкторы также могут вести отдельные курсы в нарнийском университете и участвовать в создании игровых сюжетов.

9. В 16-18 лет нарнийцы (в зависимости от возраста, когда человек вступил в клуб) торжественно выпускаются из клуба. Выпускник Нарнии, имея должную подготовку, знания и склонность к педагогической работе, может стать инструктором клуба, помогая в подготовке и реализации полевых игр, других мероприятий, проводя занятия по своей специальности в нарнийском университете.

От участников требуется ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ВЗНОС В ВИДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕТЬМИ) ИГРОВЫХ ТАБЛИЧЕК, УКАЗАТЕЛЕЙ, ПРОЧЕЙ БУТАФОРИИ.

Компенсация организаторам дорожных, канцелярских и иных расходов, понесённых в ходе подготовки и проведения мероприятия, а также оплата участия в мероприятии происходит в форме добровольного денежного пожертвования или иначе и оговаривается отдельно.

Последовательность подготовки к игре детей школьного возраста и порядок приёма в игру следующие:

1. Выбор роли (рода, имени, происхождения) новичками или подтверждение своего статуса и титула ветеранами на отчете вассалов.

2. Написание и отправка письма (бумажного) новыми участниками (школьного возраста) с просьбой о приёме на службу избранной сеньоре, владеющей тем или иным замком.

3. При получении согласия от сеньоры – пошив или приобретение игрового костюма соответствующего роли и команде цвета и фасона, изготовление и приобретение вооружения.

4. Теоретическая подготовка – изучение игровых правил, заучивание игротехнических правил, прочтение или перечитывание книг по теме данной игры – это «Конь и его мальчик» и особенно «Последняя битва» из цикла «Хроники Нарнии».

5. Творческая подготовка – изготовление выбранной бутафории, табличек и указателей.

6. Сдача предыгрового зачёта по правилам игры и книге «Последняя битва».

7. Получение бумажного Приглашения на летнюю серию Нарнии.

 

Требования к костюмам и советы по костюмам:

Все нарнийцы (в том числе персонажи-животные и духи природы) носят условно-средневековые костюмы в стиле раннего европейского средневековья (Византии) или «высокого» западноевропейского средневековья (XII-XIII века). Орландцы имеют право на костюмы в тюдоровском или ренессансном стиле (при желании).

Обязательными элементами игрового костюма воинов (мальчиков, мужчин) являются – туника (рубаха) в средневековом стиле, нейтральные по стилистике или средневековые штаны и головной убор (или игрушечный шлем). Дополнительным элементом мужского костюма может быть рыцарский плащ. Игровая туника с рукавами может быть заменена безрукавкой (рыцарский «котт д-арм» или «сюрко») с фестонами по подолу, при наличии нейтральной рубахи снизу. Полный игровой костюм мужчины (мальчика) представляет собой рубаху-тунику, котт д-арм и плащ. Обувь и штаны в любом случае требуются нейтральные (не спортивные кроссовки и не синие джинсы) или средневекового стиля.

Обязательными элементами костюма леди (всех девочек, женщин) являются платье (туника до пола) и головной убор (например, покрывало). Дополнительными элементами костюма леди может служить плащ или сюрко (верхнее платье без рукавов). В качестве обуви нельзя использовать кроссовки и кеды.

Обитатели той или другой страны, сеньоры и их вассалы в каждом конкретном владении носят костюмы определённого цвета. Эти цвета определяются каждой «командой» заранее или являются традиционными. Участники игры, выбрав определённую «команду», должны подготовит себе костюмы оговоренного цветы и фасона.

Жители Орландии (замка Анвард) носят костюмы лазурно-фиолетовые (или лазурно-лиловые).

Придворные и вассалы Кэр-Паравела носят костюмы, сочетающие в себе тёмно-синий, лазурный и золотой цвет (например, тёмно-синий плащ, лазурной платье и золотая тесьма на одежде).

В Озёрном Крае (замок Беличий Хвост) носят чёрные костюмы с серебром (серебряная тесьма или серебряные плащи, например).

Нарнийские эльфы с некоторых пор носят костюмы, сочетающие красный с зелёным. Но если эльфы относятся к одной из вышеперечисленных команд, им стоит одеваться под стать другим жителям.

При шитье или заказе костюмов советуем и просим делать их яркими, красочными и долговечными, рассчитывая, что ребёнок будет носить их несколько сезонов. Для нарнийских костюмов не годятся мнущиеся ткани (например, искусственный подкладочный шёлк). Большинство нарнийских персонажей в исполнении детей имеют высокий статус (или могут его заслужить), и костюм должен соответствовать этому статусу. Поэтому подходящими материалами для одеяний лордов и леди является искусственный бархат, сукно, саржа, качественные смесовые ткани. В жаркое лето можно ограничиться и тонкими хлопчато-бумажными тканями. В то же время костюмы не стоит делать слишком сложными, они должны быть пригодны к интенсивной эксплуатации в полевых условиях (в том числе под дождём, возле костра и т.п.). В условиях полевой игры лучше смотрятся костюмы простые по покрою, но яркие. Смешанные цвета, пастельные тона, явная синтетика не годятся. При использовании тесьмы лучше брать широкие ленты, чем узкие, которых будет не видно издалека.

Игровой костюм должен закрывать всё тело, кроме головы и кистей рук. Платья и сюрко девочек и дам должны быть максимально длинными (до земли). На приталенные платья, подчёркивающие фигуру, лучше сверху надеть сюрко без пояса или плащ.

Длина костюма воинов (мальчиков и мужчин) зависит от их статуса – при прочих равных условиях чем более знатен воин, тем длиннее его одеяние (включая котт д-арм). Также и с точки зрения стиля – чем знатнее персонаж, тем его костюм должен быть ближе к византийскому. Знатность жителей Орландии можно выразить приближением костюма к тюдоровской моде или к ренессансному итальянскому стилю.

Нарнийский (средневековый) плащ представляет собой круг («солнце») или полукруг, может доходить до земли у знатных персонажей или до колен у менее знатных, может иметь или не иметь капюшона или прорези для рук. Наиболее подходящий материал для игрового плаща – сукно или иной плотный материал. Современные водоотталкивающие материалы применять не стоит. Игровой плащ предназначен для подчёркивания статуса, а также для сохранения тепла вечером или в сырую и прохладную погоду. Такой плащ можно использовать ночью как одеяло.

Эпизодические персонажи, простозверины и простолюдины, роли которых исполняют взрослые, могут носить костюмы самого разного стиля в зависимости от своего статуса и рода – вплоть до костюмов XIX века.

Игровой костюм, лишённый современных деталей, является одним из трёх основных средств перенесения в Нарнию (два других – это игровое имя и речевой этикет).

Как и все образы нашей Нарнии, игровые костюмы имеют не только практическое, но и символическое значение (то есть духовный смысл), и оно более важное.

Нарнийский костюм символизирует целомудрие, щедрость; костюмы сеньоров и сеньор символизируют их власть, все в целом воплощают любовь нарнийцев к красоте, как её понимали прежде.

 

Правила речевого этикета в Нарнии

1. Игроки обращаются друг к другу только по игровым именам (титулу, званию и т.д.)

2. Нормы речевого этикета нарнийцев строятся на основе придворного языка средневековой Англии (как они предстают нам в переводной литературе). Исключено обращение друг к другу на «ты» (кроме обращения в особо торжественных случаях к Аслану).

3. Дамы именуются «леди», миледи», госпожа» (например ― «леди королева…», «леди Сьюзен».

4. К рыцарям (из рода людей, говорящих животных, волшебных существ) обращаются «сэр», «милорд», «лорд».

5. К нарнийцам мужского пола, не являющимся рыцарями (людям, говорящим животным, волшебным существам), следует обращаться «господин» или «мистер» (что равнозначно) с прибавлением имени, если оно известно вам.

6. При переписке, во время торжественных церемоний, а также, про возможности, и в других случаях к Верховным королям и королевам Нарнии обращаются с соблюдением полной титулатуры: «Сир такой-то (или леди такая-то) по дару Аслана, по праву, по справедливости (в случае, если имело место завоевание трона силой оружия ― то и «по завоеванию») Верховный король Нарнии, лорд Кэр-Паравела.

7. Жители Орландии следуют этим же нормам.

8. В Нарнии и Орландии приняты клятвы и божба именем Аслана: «Клянусь Асланом!», «Клянусь Львом», «Лев свидетель», «Видит Лев». Характерно также использование формул «Храни меня (вас) Аслан», «Дай-то Лев», «Помоги вам (нас) Аслан».

9. В Тархистане говорят с особой велеречивостью и церемонностью. Знатные тархистанцы именуются «тархан» (т.е. «князь», «вельможа»), «тархина» (княгиня), «господин». Титул «тархан» прибавляют к именам князей. Например ― «Кидраш-тархан».

10. Знатные тархистанцы именуют незнатных «рабами». При появлении владыки тархистанцы низкого положения падают ниц. В обращении низших к высшим используется устойчивый оборот «я твой раб».

11. Упоминая имя Тисрока (царя), тархистанцы обязательно прибавляют «да живет он вечно». К Тисроку (родовое имя всех царей Тархистана) обращаются «О владыка!», «О просвещенный Тисрок!», «О вечный Тисрок!» и тп.

12. При клятвах и просьбах жители Тархистана употребляют имена своих богов, например: «Молю тебя богиней Таш, и Азаротом, и Зардинах, владычицей мрака!». Примеры формул с именем Таш: «Охрани нас Таш», «Да хранит тебя великая Таш!».

Ниже приводятся конкретные формы обращений к представителям разных ступеней феодальной иерархии Нарнии и Орландии:

Ко Льву Аслану: «сир», «Великий Лев», «Аслан», «Сын Великого Заморского Императора».

К Верховной королеве: «леди Верховная королева», «леди королева Джейн».

К королям: «сир», «сир король» (с добавлением имени и владения).

К королевам: «миледи», «леди королева», «леди королева» с добавлением имени и владения (например «леди королева Меродония Орландская») или только владения («леди королева Орландии»).

К маркизам (маркграфам): «пэр», «милорд», ««пэр маркиз» с добавлением имени и владения.

К герцогиням: «миледи», «леди герцогиня», «леди герцогиня» с добавлением имени и владения («леди герцогиня Багира Озёрная», «леди герцогиня Озёрного Края»).

К герцогам: «пэр», «пэр герцог», «пэр такой-то (с добавлением имени), «пэр герцог такой-то» (с добавлением имени и владения).

К графам: «пэр», «милорд»», «лорд граф», «граф» с добавлением имени и титула, например «граф Леопардового леса пэр Ракам Орезо».

К баронессам: «леди», «леди баронесса», «леди баронесса такая-то» (с указанием имени и владения).

К баронам и рыцарям: «сэр», можно добавить имя и прозвище, пример: «сэр Хмур Болотный».

К простолюдинам, говорящим животным, великанам, гномам, кваклям и ко всем, не входящим в дворянское сословие: «мистер/миссис», «господин/госпожа».

К молодым людям, детям (имеется в виду игровой, а не реальный возраст), преимущественно детям лордов: «мастер».

К не знатным девушкам, к юным (по игровому возрасту) дриадам, фавнам, кваклям и дочерям других существ: «мисс» (с добавлением имени, если оно известно).

К взрослым нимфам, эльфам, дриадам, дамам из рода кентавров, единорогов и к другим почтенным существам женского пола: «леди».

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!