Основные принципы моделирования архитектурно-средового объекта.



· «Достраивание вокруг человека» структуры, формы, смысла объекта;

· вычленение базовой формообразующей фигуры - пластической и семантической единицы, осуществляющей визуальную и смысловую коммуникацию в образе;

· создание «изменяемой морфологии» на основании развернутых утилитарных требований адресатов;

· создание «поливариантной формы» на основании развернутых социокультурных требований адресатов (применение стилизации, методов культурных рефлексий и т.д.);

· создание синтезированного мультикультурного образа через применение комбинаторики как универсального метода формо- и смыслообразования и метафорики как универсального художественного языка проектирования.

Т.о., результатом ситуативного дизайнерско-архитектурного проектирования становится форма как визуализация ответа на комплекс утилитарных, социокультурных  и аксиологических (художественных, интеллектуальных) требований потребителей. Получаемый поливариантный, полифункциональный, полисемантичный объект-система обладает изменяемой морфологией и художественной образностью.

Подобный подход к проектированию средового объекта в некотором смысле коррелируется с инновационным подходом к реализации требований потребителя – системой QFD (Quality Function Deployment) в эргономике и психологии.

Цель QFD — отыскание и воплощение в продукции ожиданий пользователей, то есть формирование у продукции таких свойств, которые еще даже не осознаны пользователями, но к восприятию которых они мотивированы и с энтузиазмом воспользовались бы такой продукцией при появлении ее на рынке. Такой методический инструмент получил название «Voice of the customer table» (таблица голоса потребителя/пользователя). В этом случае прямой контакт с пользователем важен для понимания его интересов и ожиданий. Требования пользователей, получившие приоритеты, статистическими (корреляционными) процедурами «ставятся в соответствие» техническим параметрам объекта, также получающим приоритеты [25].

Подобная тенденция представляется достаточно перспективной при решении утилитарных задач «полезности» продукта дизайна, однако в случае учета эстетических предпочтений «непрофессионального» либо неправильно ориентированного пользователя (влияние аморальных стереотипов, «ценностей» массовой культуры) и последующего проецирования их на объект у дизайнера и архитектора могут возникнуть определенные трудности в решении художественных задач. Художественно-образное развитие объекта возможно только в случае проектирования дизайнером - архитектором многомерной интеллектуально-художественной мотивации пользователя. При этом эстетические предпочтения определенной потребительской группы художественно переосмысляются, коррелируются с другими ценностными установками (природными, религиозными, этическими, экологическими).

Процесс моделирования и проектирования объекта архитектурной среды может быть представлен как последовательность шагов восходящего ряда:

· тематизация объекта (рождение замысла):

- поиск первичного смыслообраза проектируемого объекта через семантическое осмысление исторической предметной среды проектируемого объекта и семантическое осмысление образа адресата, проектируемого как центр семантической ситуации («Типаж-знак») - игровое (графическое) моделирование (инструментальная, идейно-ценностная позиция дизайнера);

· становление формы объекта (развитие замысла):

- поиск структурной организации объекта в русле функционального осмысления предметной среды, объекта и адресата, «Оператора» (центр функциональной ситуации) – графическое (эргономическое) моделирование и макетирование (инструментальная позиция дизайнера);

- морфологический поиск визуальной формы объекта в русле функционально-морфологического осмысления взаимоотношений «Адресата – потребителя», объекта и среды (функционально-морфологическая ситуация) - развертывание потребностно-мотивационной сферы потребителя через типологическое моделирование возможного множества адресатов и сред, построение классификации требований и их предметного воплощения в объекте - графическое (вариативное) моделирование морфологии (идейно-ценностная позиция дизайнера);

· форма как визуально-смысловая целостность (воплощение замысла):

- образный поиск синтезированной визуальной формы объекта, его синтезированного смысла в русле художественно-морфологического, аксиологического осмысления предметной среды и образа адресата, обозначаемого как «Человек-Ценитель» (центр художественно-морфологической ситуации) (идейно-ценностная, культурно-языковая позиция дизайнера).

Заключение.

Заданный пошаговый алгоритм проектирования, основанный на приемах сценарного (ситуативного) и типологического моделирования не препятствует развитию инициативы и навыков самостоятельной работы у студента.

Применение алгоритма с одной стороны стимулирует воображение студента (в каждой конкретной работе моделируются разные ситуации функционирования объекта, рассматриваются разные типы потребителей и решаются специфические пластические задачи), с другой стороны обеспечивает упорядочение фантазии и реалистическое отношение к работе. Пошаговая модель процесса дизайнерского и архитектурного проектирования и моделирования учит оценивать формообразующие факторы в условиях неопределенности и изменяющихся данных, что развивает логическое и критическое мышление; предусматривает мотивированный выбор проблемы, направление принципиального решения темы и служит целям выявления новой точки зрения на проектируемый объект.

Библиографический список:

1. Цинман Ж.Г. Дизайн-моделирование специальных мототранспортных средств (на примере моторикши). Автореф диссертации, М., 2008

2. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. – М.,1991

3. Цинман Ж.Г., Жердев Е.В. Дизайн-проектирование утилитарного объекта в постмодерне // Вопросы культурологи. Выпуск №12 –Москва, 2008.

4. Цинман Ж.Г. Пропедевтические аспекты подготовки студентов художественно-промышленного профиля. Универсальный алгоритм дизайн-процесса // Вестник МГУКИ. Выпуск №4 – Москва, 2008.

5. Павлив А.П. Принципы художественно-конструкторского моделирования транспортных средств для семейного автотуризма. Автореф. диссертации, М., 1993

6. Художественное моделирование комплексного объекта. - М., 1981. (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 31.)

7. Методика художественного конструирования. Издание второе, переработанное. ВНИИТЭ. М., 1983, - 165 с.: ил.

8. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. - М., 1980. – С. 30-48 (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 23.).

9. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М.: Аграф, 2002. - 864 с.

10. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 350с., ил.

11. Цинман Ж.Г., Моисеенко М.В. Компьютерная графика в дизайн-моделировании системных объектов (на примере семейства специальных мототранспортных средств и культурно-этнографического средового комплекса) // Открытое и дистанционное образование. Выпуск № 3 - Томск, 2008.

12. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий. Теоретические и методические основы. – М.: ВНИИТЭ, 2002. – 262 с.: ил.

13. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Гармония Хаоса, или Фрактальная реальность. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. - 352 с., ил.

14. Лаврентьев А.Н. Композиционно-графическое моделирование как форма проектного эксперимента // Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. - М., 1985. – С. 42-58. - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 47.).

15. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/ Г.Б. Миневрин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Миневрина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитерктура-С», 2004. - 288 с.: ил.

16. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учеб. Пособие. - М.: «Архитерктура-С», 2006. - 352 с.: ил.

17. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. – М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 160 с.: ил.

18. Цинман Ж.Г. Роль транспортного средства в гармонизации современной городской среды //сб. Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики: материалы 3-й Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики. Тульский гос. университет, 22-27 октября 2007 г. – Тула, 2007

19. Рубин А.А. Приемы художественно-образного решения проектных задач // Проблемы образного мышления и дизайн - М., 1978. - С. 22- 37 – (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; Вып. 17.).

20. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологичесикй анализ знаково-символической деятельности дошкольника. –Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. -264 с.

21. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004. – 227с., ил.

22. Архитектура и бионика (под ред. Лебедева Ю.С. ) М: Строииздат,1990г. 269 с.

23. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. М: 1985. 336 с.

24. Цинман Ж.Г. Проблемы экологического формообразования городской среды // Известия ТулГУ. Сер. Строительство, архитектура и реставрация. Вып. 10.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - 270 с. – С. 74-84

25. Даниляк В. И. Концепция управления эргономическим уровнем качества продукции и организационно-психологические методы ее реализации. Автореф. диссертации, М., 2004

 


* А. Павлив отмечает, что «…типологическое моделирование позволяет понять тенденции и явления в сфере проектирования на уровне образного обобщения»; результаты типологического моделирования подкрепляются сценарным моделированием [5, С.2-3]

** Л. Кузьмичев, анализируя акт художественного моделирования, пишет о перспективном подходе к проектированию, когда дизайнер создает среду, условия, в которой «выращивается» комплексный объект;«… это среда художественно воссозданной организационной коммуникации между дизайнером и другими персонажами социально-культурной действительности и проектной ситуации.» [6, С.61]

* понятие «сюжетной ситуации», рассматриваемой как семантическая, функциональная, морфологическая, дает О.И. Генисаретский [6, С.34]

** особенности художественно-образного подхода к проектированию, выражающиеся во взаимодействии трех точек зрения на вещь (инструментальной, идейно-ценностной, культурно-языковой) детально рассматриваются в источнике [7, С. 90-97]

*** театрализация ситуации, идея оргтеатра (термин употребляется А. Рубиным), где дизайнер как лицедей перевоплощается в своего персонажа; шутка, ирония, гипербола становятся его сознательными рабочими приемами [6, С.78-79]

 

* данные типы функций первичны для утилитарного объекта, должны разрешиться в структуре объекта на начальных этапах проектирования; определение четырех фундаментальных типов функций дается в источнике [7, С.43-47]

* пластический модуль (в интерпретации А. А. Грашина) понимается как геометрическая фигура, принимаемая за некий знак-символ, через который осмысливается весь предметный мир в целом [12, С. 144]

** выявленные принципы работы пластического модуля коррелируются с возможностями фрактала (геометрической фигуры, способные дробиться на самоподобные части, деформироваться, как похожая копия целого, образовывать множество) [13, С. 49-72]

*композиционно-графическое моделирование влияет на способ видения, направление поиска, т.е. стимулирует определенный способ достижения визуального образа [14,С.47]

 

** комбинаторика (по определению А. Грашина)– формализованный метаязык унификации [11, С.138 -147]

 

* А. Рубин пишет: «…в качестве мотивов могут выступать предметы, функции и т.п., если они осмыслены относительно человека, истории, культуры, потребностей» [19, С. 22- 37];

** Интеллектуальная игра, по роду относящаяся к знаково-символической деятельности человека востребована им с детства, когда он осваивает мир через действия замещения (объект игры несет знаково-атрибутивную функцию по отношению к реальному объекту, явлению). В любой игре совершенствуется и развивается воображение [20, С. 110-111]

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!