Субъектная сфера в эйдетической поэтике



Лекция 2.4

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОНАЛИСТСКАЯ) ПОЭТИКА

                         Þ                           

Художественные принципы эйдетической поэтики

· Новая стадия в истории поэтики началась в 7-6 вв. до н.э. в Греции и первых веках н.э. в Индии и Китае. К древним литературам, переживающим новую фазу развития, присоединяются: римская, византийская, арабская, персидская, японская, средневековые европейские и древнерусская литературы.

 

Внешним признаком, свидетельствующим о наступлении новой стадии, можно считать появление первых поэтик и риторик, в которых литература становится предметом рефлексии, отделяясь от других форм идеологии. В том числе – «Поэтика» Аристотеля и трактаты Платона.  Завершается эта стадия поэтики в середине – 2-й половине XVIII века в Европе, а на Востоке – в 19-20 вв.

 

Таким образом, данный период охватывает » 2,5 ТЫСЯЧИ ЛЕТ и делится на два этапа:

 

1) Древность и Средневековье,                              2) «Ранее Новое время»

завершающиеся в Европе в 13-14 вв.                    (Возрождение, барокко, классицизм – 14-18 вв.)

· Эйдос как порождающий принцип

 

Что считать новым порождающим художественным принципом, который пришёл на смену синкретизму?

 

1) Более специфическими для новой стадии являются критерии риторичности и рефлексивности. Рефлексивность проникает внутрь самого произведения, автор которого не только изображает, но и тут же толкует своё создание, что приводит к созданию «метаобраза» (рассказа о том, как рассказывается), а само произведение становится риторикой и поэтикой. Речь идёт о преобладании общего над частным, об установке на «общие места» (топосы) и на готовые формы (жанры, сюжеты, готового героя и т.д.).

2) Но есть факты, говорящие о другой тенденции, когда каноны были чем-то зыбким, неуловимым и подвижным, а образцом для бесконечного воспроизведения оказывались не они, а творческий акт Бога.

 

Таким образом, поэтика новой эпохи имеет два предела:

 

Бог Û Логика

(Первичный творческий акт Û Его воспроизведение-повторение)

 

Совершается переход от синкретизма к различению, от мифа к понятию, от дорефлексивности к рефлексии. Важнейшая составляющая новой эпохи – РАЗЛИЧЕНИЕ. Художественное сознание движется от субстанциально-мифологического к образно-понятийному. Но: понятие в эту эпоху – не чистая абстракция, а эйдос – порождающий принцип предметов, их «идея», но одновременно – конкретно-чувственный образ. Эйдос характеризуется сращенностью образно-понятийных начал. Эта поэтика не знает ни чистого образа, ни чистого понятия. Например: долг – не абстрактная идея, а эйдос, поэтому его можно любить, как женщину.

· Эйдос, рефлексия и канон

 

Осознание эйдоса как порождающего принципа новой поэтики позволяет увидеть в иной системе традиционализм, каноничность, рефлексию и риторику, которые входят в состав нового принципа. Так, рефлексивность входит в принцип различения, но у неё есть своя граница, именуемая каноном. Канон – не система правил, данных извне, а порождающий принцип; следование канону ® следование готовому образцу, данному в прошлом (=божественному прецеденту). Этот прецедент только задан, а не дан в готовом виде. Повторение-воспроизведение его – есть акт творчества, приобщение к божественному началу и противостояние хаосу, «держание» мира в состоянии гармонии. В эстетическом плане канон ® это эйдос произведения, его идеальная порождающая и в то же время конкретно-чувственная модель. Искусство – «игра», принципы которой заданы до начала игры (Ю. Лотман). Рефлексия не отделена от канона, а находится внутри него. Канон – не внешне данная граница рефлексии, а её собственный внутренний предел.

 

Субъектная сфера в эйдетической поэтике

· Развитие личности и авторское начало

 

В эйдетической поэтике происходит рождение осознанного личного авторства и связанное с этим изменение статуса героя. Для того, чтобы это произошло, должно было измениться самоощущение личности. О личности эйдетической эпохи обычно говорят, что она ориентирована на авторитет и канон, а не на новое и индивидуально-неповторимое. При этом обычно недооценивается высокий уровень развития личности и личного самосознания, достигнутый в это время.

 

НО: высокий уровень развития личного начала достигается на иных, чем сегодня, основаниях: не на «автономной причастности» «я» Богу и миру, а на причастности совсем другого рода. «Я» здесь – не «вещь в себе», не чистый «феномен» и не автономное начало, от которого отсчитываются все мировые смыслы. Не феномен «я», а эйдос «я», некое сращение идеи и образа.

 

Такое «я», с нашей точки зрения, «недостаточно укоренено внутри» себя; у него нет представления о психологическом пространстве, которое принадлежало бы индивиду и было бы отделено от «не-я» недоступной чертой. Глубина души не является суверенным пространством самого индивида. Погрузившись в себя, человек эйдетической эпохи встречается не с собой, а с Богом.

 

Чувство авторства в эйдетической поэтике развилось на почве неавтономной причастности «я» Богу и миру. Это совсем не означает тривиального отсутствия авторской личности и отсутствия установки на «новое» и «оригинальное», которые понимаются по-своему и не противопоставляются традиции и канону: новое существует внутри традиции, а оригинальность – внутри канона.

 

· Традиционалистская установка и личная инициатива

 

На протяжении всей эпохи эйдетической поэтики «новизна» не только высоко ценилась, но считалась непременным условием художественности. Ценится совершенство созданного, понимаемое как его большая адекватность извечно заданному образцу (божественному акту творения), а не внешнее первенство автора. Автор – посредник, а не автономный субъект творчества; в нём, как в эйдосе, сращены лично-творческое и парадигматически-каноническое. Гарантом его самости является не его «я», а Бог, с которым он встречается в глубине своей души.

 

· Двуединство автора и героя

 

Нерасчленённо-эйдетическая природа автора порождает его особое отношение к своему произведению и своему герою. Он не расчленён с ними. Будучи создателем, он не владеет созданием, а находится внутри него. Он одновременно автор произведения и его функция, творец и творение. Он «ввергнут» в мир произведения так же, как и любой персонаж.

 

Автор входит в своё произведение не только как художник, но и в качестве эстетически неопосредованного субъекта, имеющего заданную моральную цель. Осознанного поставленная цель сращена с эстетическим объектом, так как она есть понятийная сторона нерасчленённого эйдоса.

 

Вместе с тем, входя в произведение в статусе героя, в статусе творца автор занимает по отношению к нему внежизненно-активную позицию ® это происходит по-разному в высоких (традиционных) и новых (маргинальных) жанрах:

 

- в высоких жанрах позиция автора даётся самим жанром и адекватна ему; избрав жанр, автор избирает жанровую точку зрения на мир и жанрового героя;

- в маргинальных жанрах автор находит свою позицию, обратившись к традициям низовой культуры; из этой культуры приходит и герой, становящийся опорой авторской позиции. Этот герой находится вне быта, он наблюдает быт и вторгается в него как чужеродная сила. Это герой-трикстер.

 

· Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации

 

В эйдетическую эпоху возрастает роль косвенной формы передачи чужой речи и связанной с ней наррации (тогда как в эпоху синкретизма преобладала прямая речь). Однако, для всей эпохи характерно наступление авторского контекста на чужую речь, которое является следствием отделения автора от героя и нарастающих авторских притязаниях на всезнание, дающее возможность объективации и завершения героя.

 

Авторский контекст подчиняет себе слово героя, подтягивает и поднимает его до уровня автора, а не наоборот. В следующую эпоху поэтики картина будет существенно иной.

 

На почве такой неавтономной причастности субъектов и активности авторского начала формируются всезнающий автор и готовый герой Þ

 

· Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера

 

Всезнающий автор занимает привилегированную позицию, которую обеспечивают два фактора:

 

1) Приобщённость традиции, от лица которой он говорит и которая открывает ему абсолютную перспективу видения реальности

2) Отсутствие у личности суверенной внутренней территории, препятствующей переходу через границы субъектных сфер

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!