История возникновения звуков, обозначаемых буквой «ж»



Ж

 

«Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира. Сама жизнь Человека, его творчество, созидательные деяния. (воины света)

 

 

В наше время под словом «живот» мы обычно подразумеваем выпуклость на уровне пояса. И что же у нас получится, если мы, воспользовавшись современным образом, попытаемся толковать старинное выражение, обращение командира к своим войнам: «Не посрамим, братцы, живота своего!»?
Смешно и неуместно получается, ведь так, Светич? А ещё есть слово «животное», «живое». Вот и разгадка! «Живой» - это «имеющий жизнь», а по старому - «ЖИВОТЪ». Тогда и «животное» является одной из форм жизни. Жизнь - многообразна, и поэтому числового значения буквица Ж не имеет. Наши Предки дали понятию «Жизнь - животъ» множество определений, образов: познание, взаимосвязь, достижение определённого предела в развитии, вселенская форма.
Произносится: ж.
Примеры: Є ж - земная (е) форма жизни (ж), то есть обычный ёжик.
Е ж – разнообразие (Е ) жизни (Ж ).

2. Жизнь – данный образ означает не только жизнь, но и существование различных форм жизни; взаимосвязь множества; преобразование (предварительное образование, изначальное создание) и преобразование (изменение); зарождение и рост; достижение определённого предела, за кот. появляется новый Путь к новому пределу (эволюция, мутация). Жизнь много-гранна, разнообразна, а в разнообразии не может иметь числовую форму. Но при этом, заметьте, существуют разные формы, кот., структуриро-

                                вано, могут, как бы, вливаться в систему. (71)


3. Живите (вместо второго "и” раньше писалась буква "ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от "жить” – "жить в труде, а не прозябать”.

                                          

                4.              «Ж» напоминает острие обращенной вниз стрелы « » и символизирует жизнь в ее триединстве.                         (72)

                                       4. Жи Вите (Витие)

                6.                 Буква «Ж» - «живете». Смысл ее достаточно прост и выражается словами - «живой», «жизнь», "животъ", «живущий». В эту букву вложено существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Ведь жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и который должен быть направлен на совершение добрых поступков.

Если по акрофоническому принципу объединить смысл буквы «Живете» со смыслом предыдущих букв, то получается фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…». А сочетание "Д,Е,Ж" складывается в фразу «Добро Есть Живите» и означает творить добро и жить в трудах.
Говоря о символизме буквы, многие исследователи сходятся во мнении, что «Живете» указывает на соединение мужского и женского начал.

Числовой характеристикой буква «Живете» не наделена, и это остается загадкой, которую оставил после себя Константин.
Буква «Ж» пока не представлена в рассматриваемой нами выставке «Вятская азбука».

#буквицы@chudo_ukrasheniya                                      

5.  Ж – восьмая буква русского алфавита. В русском варианте нумерологии её значение численно равно 7. Ж – эмоциональная, наделенная активной творческой формой сознания. Её интересует буквально все: новые научные теории, новые места, вещи, люди; ей свойственна особая одухотворенность своего мироощущения. Очень трепетно относится к самому понятию «жизнь». Её жизненная миссия – использовать свои знания во благо человечеству. Очень самостоятельна, но полностью предана своим наставникам, духовным вождям, особенно в молодости. Её отличает особое чувство меры: она может держаться в середине. Её нельзя толкать на что-либо: она обычно сама решает все свои проблемы.                                                                       http://ezoezo.ru/about-dict.html

 


6. буква «Ж, ж» (называется: жэ) — одна из букв кириллических славянских алфавитов (8-ая в русском, белорусском, македонском и сербском, 7-ая в болгарском и 9-ая в украинском); также употребляется в письменностях некоторых народов не славянских, где она даже послужила основой для создания новых букв, таких как Ӂ или Җ.

В церковно- и старославянских азбуках именуется «живѣ́те» (т. е. «живите», как повелительное наклонение от слова «жити») и является 7-ой по счёту; в кириллице обозначается и не имеет числового значения, в глаголице пишется как и имеет значение числа 7.

Аналогов в греческом алфавите нет; кириллическая форма считается переделкой из глаголической, а последняя — взятой из знака Ϫ, ϫ («джанджа») коптской письменности. Впрочем, есть версии, возводящие написание в глаголице к некоторым лигатурам, сложенным из греческих букв, а в кириллице — к монограмме от букв имени Иисуса Христа.

Произношение

Буква Ж в русском языке обозначает фрикативный постальвеолярный звонкий согласный. Если сравнивать с имеющимся в европейских языках звуком [ʒ] (англ. [ʒ] в measure, французск. j в jamais и т. п.), то русский согласный звучит несколько твёрже, поэтому он порой считается ретрофлексным и обозначается как [ʐ]. Параллельный ему глухой согласный обозначают буквой Ш.

История возникновения звуков, обозначаемых буквой «ж»

Исторически славянский звук [ж] всегда вторичен, так как произошел от других согласных путём их смягчения (палатализации) перед согласным j и последующими палатальными гласными. Такое смягчение обязано своим началом ещё общеславянскому периоду. И хотя происхождение объясняется палатализацией, но [ж] в настоящее время, в большинстве великорусских говоров, твёрдо (непалатально).

Помимо [ж], появившегося путём палатализации, [ж] в русском современном языке получается ассимиляцией из спирантов [з] и [с]: сжечь [жжечь], изжарить [ижжарить], с женой [жженой] и др.

Обозначение «мягкого» звука

Встречается в русской фонетике также долгий звонкий мягкий звук [ж], не представляемый отдельной буквой (для аналогичного глухого звука имеется буква Щ): вожжи, дрожжи, дожди (произносится обычно «до[жж`]и», и отвечает глухому произношению такого слова, как «дождь» — до[шш`]) и т. д. Но, следует отметить, что этот звук не всегда считают нормативным.

Применение

• Как частица ж (форма сокращения от частицы же), состоящая из 1-ой этой буквы.

• Ж - как сокращение, указывающее на женский род.

• Ж — указание серии паровозов.

Варианты транскрипции

В письменностях на латинской основе кириллическая буква Ж, в зависимости от языка, передаётся по-разному: в словацком, чешском, хорватском, словенском (и латинском варианте сербского) — буквой Ž (её же обычно применяют «вообще» для транслитерации), в польском используется её более древний аналог — Ż; в германских языках — диграфы sh (нем.) или zh (англ.); в романских — G либо J с последующим e, либо i, и пр.      https://sites.google.com/site/skazobukvah/home

9. В наше время под словом «живот» мы обычно подразумеваем выпуклость на уровне пояса. И что же у нас получится, если мы, воспользовавшись современным образом, попытаемся толковать старинное выражение, обращение командира к своим войнам: «Не посрамим, братцы, живота своего!»? Смешно и неуместно получается, ведь так, Светич? А ещё есть слово «животное», «живое». Вот и разгадка! «Живой» - это «имеющий жизнь», а по старому - «ЖИВОТЪ». Тогда и «животное» является одной из форм жизни. Жизнь - многообразна, и поэтому числового значения буквица Ж не имеет. Наши Предки дали понятию «Жизнь - животъ» множество определений, образов: познание, взаимосвязь, достижение определённого предела в развитии, вселенская форма. Произносится: ж. Примеры: Є ж - земная (е) форма жизни (ж), то есть обычный ёжик. Е ж – разнообразие (Е ) жизни (Ж ).                                                                 https://vk.com/sutinfa   10… Первым магическим знаком в Буквице был знак огня — Ж, начертание которого почти не изменилось. А первым словом было слово — БОЖЕ. Бо — указательное, Он, — Сущий. Получалось — ОН СУТЬ ОГОНЬ, СВЕТ. Вторым словом было — ЖИВОТ, ЖИЗНЬ, где магия знака, стоящего впереди, означала СВЕТ, ОГОНЬ, возженный СУТЬ ОГНЕМ, то есть божеством. Огонь производный, вторичный, последующий. И третье слово как бы вбирало суть первых двух — РАЖДАТЬ, или РОЖДАТЬ в современной транскрипции, и уже становилось глаголом, действием, с одновременным указанием на имя божества, дающего жизнь — РА. И это слово более всего потрясло сознание, поскольку вмещало огромную информацию о НАЧАЛЕ возникновения живой материи.                                       https://vk.com/sutinfa ЖАБА (ДУДАР) - персонажи древней украинской мифологии. Легенда рассказывает, что в очень давние времена жили Мужчина и Женщина. Мужчина был ленив, ничего не делал, только ел и спал, а вечером долго и однообразно играл на дуде, чем способствовал хорошему отдыху и крепкому сну своих односельчан. Женщина, наоборот, была работящая и все хозяйство содержащей. Однажды она собралась в отдаленное городище на ярмарку. Мужчина тоже поплелся за ней. Когда она продала толику, Мужчина попросил денег на пиво, а нажравшись, завалился спать. Женщина продала, накупила нужного товара и стала будить мужа, чтобы идти домой. Но он потребовал, чтобы она несла его. Женщина терпеливо свалила Мужчину себе на плечи и понесла вместе с товаром. Но, переходя вброд реку. Женщина остановилась, у нее закружилась голова. Чтобы не упасть, она стала молить Мокош о спасении. Богиня - хранительница женщин - моментально оказалась у страдалицы и в гневе сорвала Мужчину со спины Женщины и бросила его в воду, превратив в животное с большим брюшком и слаборазвитыми конечностями. Это существо и было названо жабой, или ДУДАРОМ. Отсюда и поверье, что кваканье жаб способствует хорошему сну людей. Волхвы строго запрещали убивать жаб. Культ Жабы играл положительную роль в экологическом воспитании древних украинцев. Древние переселенцы «на новые земли» Пеласг и др. популяризовали легенду о Жабе, благодаря чему этот сюжет стал известен в разных странах.   ЖАБАЛАКА - "— Знаю твою беду-кручину, кащеюшка. Садись на меня, подвезу, куда душе угодно, — на соседней кочке сидела здоровенная жабалака с изрядно накрашенными выпученными глазками. — Демон ты мой красноглазый, соглашайся по-быстрому. А то ведь и Лихо тут недалеко бродит, хмыри болотные с ним в одной пикосети. Только не это. Очередная царевна-лягушка. Но делать было нечего." Александр Тюрин "Судьба Кощея в киберозойскую эру" Согласно Афанасьеву, оборотень из белорусского фольклора, являющийся в виде жабы или лягушки: "В Белоруссии для тех оборотней, которые являются в виде жаб, лягушек и кошек, употребительны названия: жабала́ка и кошкала́чень, названия, образовавшиеся наподобие слова вовкулак и буквально означающие: жабью (лягушечью) и кошачью длаку" А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу". По сути, жабалакой можно считать царевну-лягушку из русских сказок. "По свидетельству народной сказки, царевна-лягушка освобождается от заклятия после сожжения ее лягушачьей кожурины; точно также предаются огню змеиная сорочка, свиной кожух и другие шкуры, в которые рядятся очаровательные царевичи и царевны." А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу". http://vk.com/club97792324  
ЖАГРА - фитиль для воспламенения пороха   Жадовский Михаил Михайлович Среди 2224 пассажиров и членов экипажа легендарного парохода, затонувшего 100 лет назад в Северной Атлантике, было свыше полусотни российских граждан. Более других нам интересен Михаил Михайлович Жадовский, коренной нижегородец. Его имя высечено на памятнике жертвам катастрофы века, воздвигнутом в Вашингтоне стараниями женщин, которым в роковую ночь с 14 на 15 апреля 1912 года было суждено спастись. Жадовский служил старшим кассиром «Титаника», и ему, по правилам, полагалась шлюпка. Однако, вручив ценности и бумаги боцману, Михаил Михайлович уступил свое место даме – француженке Жозефине де ля Тур, заявив, что разделит участь тех, кому не повезло. Через два часа после столкновения крупнейшего лайнера мира с айсбергом все было кончено. «Титаник», получивший 100-метровую пробоину, резко накренился вперед и, разломившись пополам, затонул на глубине 4000 метров в нескольких сотнях миль от острова Ньюфаундленд. Спаслось 711 человек. В числе 1513 погибших был и наш земляк. Михаил Жадовский принадлежал к дворянскому роду, внесенному в родословные книги сразу нескольких губерний. Его дед Никита Иванович Жадовский проявил незаурядную отвагу в Отечественную войну 1812 года. Сражался под Смоленском, Бородино, Тарутиным, Малоярославцем, участвовал в заграничном походе Русской армии и дослужился до генерал-майора. О жизни героя «Титаника» рассказали два объемистых дела из фонда Нижегородского дворянского депутатского собрания Центрального архива области. В одном из документов приводится выписка из метрической книги Сретенской церкви Нижнего Новгорода за 1856 год: Михаил, сын писца 1-го разряда Михаила Никитича Жадовского и жены его Альбертины Андреевны, рожден 8 сентября, крещен 3 октября того же года. Избрав по примеру деда военное поприще, Михаил в 1874 году окончил Нижегородскую имени графа Аракчеева военную гимназию, был определен юнкером во 2-е военное Константиновское училище и оттуда два года спустя выпущен прапорщиком в лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской фамилии батальон. Там и застала его война с Турцией — за освобождение славянства от османского ига. Под началом генерал-адъютанта Гурко участвовал Жадовский во многих ратных делах, за что был удостоен орденов святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава также с мечами и румынского Железного Креста. В 1888 году «по домашним обстоятельствам» Жадовский вышел в отставку с чином гвардии капитана и три года спустя поступил на службу земским начальником 5-го участка Лаишевского уезда Казанской губернии. Как он оказался в Париже и вскоре поступил кассиром на «Титаник», в точности неизвестно. Один из биографов пишет, что за границу его привели материальные трудности. Но вот еще одна архивная находка. В деле дворянского собрания имеется копия приговора Симбирского окружного суда от 18 декабря 1902 года. Из приговора видно, что незадолго до того Михаил Жадовский оказался замешанным в дело о мошенничестве, совершенном дворянином Курмышского уезда Владимиром Приклонским, пытавшимся путем обмана продать фирме «Брандт и Ко» 50 000 пудов отборной ржи, принадлежавших не ему, а его матери. Жадовский был признан виновным в том, что как член-оценщик дворянского земельного банка «оказал содействие в совершении преступления». С дворянами обошлись сурово. Жадовский получил 4 месяца тюрьмы и был лишен всех прав, преимуществ и наград. Во Франции опальный дворнин сошелся с одним из директоров компании «Уайт Стар Лайн». Тот и рекомендовал Жадовского на должность кассира «Титаника». Выходит, всецело ему доверял? Нижегородская пресса уделяла трагедии в Атлантике не меньше внимания, чем другим громким событиям 1912 года — процессу по делу о ритуальном убийстве в Киеве учащегося духовного училища Андрюши Ющинского и забастовке на Ленских приисках. Начиная с 3 (16) апреля на страницах «Нижегородского листка» ежедневно печатались сообщения Санкт-Петербургского телеграфного агентства, в которых детально описывалась трагедия «Титаника». «Получено известие о гибели парохода «Титаник» у мыса Ресь. «Титаник» наскочил на ледяную глыбу, и спустя полчаса за тонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки». «Компания «Уайтстар» сообщает: из 325 пассажиров 1-го класса «Титаника» спасено 202 человека, во 2-м классе из 285 — 114». Радикальная и рабочая пресса задаются вопросом, почему погибло так много женщин и детей в 3-м классе?» Сообщалось, что директор «Уайтстар» Джозеф Исмей и капитан корабля Эдвард Смит в момент катастрофы «бражничали» в каюте. «Пароход «Карпатия», прибывший к месту катастрофы первым, встретил спасательные лодки с пассажирами, рассеянные по покрытому льдинами морю. Среди спасенных 868 человек лишь 79 мужчин». Поведение Михаила Жадовского на обреченном «Титанике», пожалуй, лучше всего характеризует его внутреннюю сущность. «Во время паники, разыгравшейся на палубе гибнущего парохода, - писал «Нижегородский листок», - миллионеры предлагали баснословные суммы за место в спасательной лодке. Из-за этих мест дрались, сталкивали друг друга в воду, веслами разбивали головы». Газеты облетел рассказ об одном то ли ирландец, то ли выходце из Белостока, который, желая спастись любой ценой, переоделся в женское платье. Француженка, занявшая в шлюпке место судового кассира, вскоре написала в Петербург семье Жадовского. Тот, по ее словам, до последнего помогал спасать женщин и детей. Последнюю шлюпку он проводил взглядом, в котором не было ни страха, ни отчаяния. И курил трубку. Скорее всего, Михаил Жадовский чувствовал себя не героем, а мужчиной, не способным изменить кодексу чести русского офицера. Согласно справке Нижегородского дворянского собрания за подписью А.Б. Нейдгарта, Михаил Жадовский был женат на дочери подполковника Анастасии Ильиничне Миклашевской. От брака родилось четыре сына — Илья, Борис, Николай и Никита. Все четверо были включены в списки потомственных дворян Васильсурского уезда с присоединением ко 2-й части Дворянской родословной книги Нижегородской губернии. И еще два документа. 1. Выписка из метрической книги церкви Воздвижения Господня и Животворящего Креста при 3-й гимназии Санкт-Петербурга за 1888 год, часть 1-я, «О родившихся»: «Борис, родился 29 февраля, крещен 20 марта. Родители: лейб-гвардии 4-го стрелкового батальона штабс-капитан Жадовский Михаил Михайлович и законная жена его Анастасия Ильинична, оба православные». 2. Газета «Рабоче-крестьянский нижегородский листок» от 1 сентября 1918 г., «Да здравствует революция! Да здравствует диктатура пролетариата! Да здравствует тов. Ленин! Список разстрелянных, под № 10 — Жадовский Борис Михайлович, штабс-капитан».

 

   

     ЖАЛЕЙКА - Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.
Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).

Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.

Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.

Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.
На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели. https://vk.com/izdatelstvo_rodovich

ЖАЛОЧКА - дорогая, милая                                                                                                                         КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ

ЖАЛЬНИК — могилки бездомных людей, обычно при дорогах.

 

ЖАН – (казах.), душа человека. http://ezoezo.ru/about-dict.html

ЖАНДОБИТЬСЯ -заботиться, стараться     

ЖАР-ПТИЦА Волшебная, светозарная солнечная птица из верхнего мира – Ирия Небесного, обители богов Славян и Ариев. Исходящий от её оперения свет озаряет всю округу: «Чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится…». Сияние её перьев так же слепит глаза, как свет солнца или блеск молнии. В одной сказке о Жар-птице написано: «На ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны».

Чудесно поёт, иногда разговаривает девичьим голосом и прини­мает девичий образ. Может заворожить человека своим взглядом и пением. Но редко поёт в неволе, тоскует и может даже погибнуть, если её посадить в клетку.

Её цвет – золотой, цвет солнечного огня и молнии. Она питается золотыми молодильными яблоками, дающими безсмертие, вечную молодость и красоту. В одних сказках говорится, что когда поёт Жар-птица гроз­ную песню, из её раскрытого клюва сыплются блестящие молнии и звучат раскаты грома. В других сказках записано, что её пение столь прекрасно и радостно, что чарует и завораживает человека, а из её клюва в это время сыплется скатный жемчуг. И даже боги любят смотреть на неё и слушать пение Жар-птицы, так как она воплощённый образ чистоты солнечного огня и совершенства.

Пение Жар-птицы подобно живой воде – слушающий его обретает здоровье и молодость, прекращаются ссоры, забываются обиды. Эта волшебная птица может исполнять желания, и сила её до конца людьми не изведана. Даже одно её перо приносит великое счастье человеку, который им завладеет; об этом мечтали многие земные цари и вла­дыки. Цена ему – целое царство, а самой птице и вовсе цены нет. Но тем, кто пользуется этим пером ради корысти, оно приносит беду.

В сказках она прилетает в наш мир из тридевятого царства, то есть из Ирия Небесного – обители богов, где живёт в «райском саду», окру­жающем терем Царь-девицы (Грозы-девицы, Перуницы). В этом саду и растёт Древо жизни с молодильными яблоками. Защитник этой птицы – сам бог грозы и молний Перун. Иногда Жар-птица это образ бога Солнца, Дажь­бога.

Говорят, что последний раз видели люди чудесную птицу на Руси в 1108 году, и об этом даже записано в Никоновской летописи: «Явися в Киеве на церкви Святого Архангела Михаила Златоверхаго птица незнаема, величеством бе с овна и сияше всякими цветы и песни пояше безпрестанно и много сладости имуще изношася от нея: и седе на церкви той шесть дней и отлете и никтоже нигдеже можаще видети ея к тому».                                                   https://vk.com/detizemlirusskoy

 

2. В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) — сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека .

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса– огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время, как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Огненное перо жар птицы

По всем известной сказке Иван-дурак нашел перо жар птицы в лесу на пне, когда ночью проходил мимо. Это перо светится в темноте, горит, будто огнем светится. Сначала Иван даже решил, что это огонь горит во тьме ночной, но, подойдя поближе, они увидел перо неземной красоты.

По некоторым описаниям это перо золотое, как и все оперение жар птицы, некоторые говорят о красном, оранжевой, желтом и даже малиновом окрасе перьев жар птицы. Кто-то упоминает, что жар птица светится серебром и золотом, а крылья ее огненные, что еще раз доказывает связь жар птицы с фениксом. В книжках жар птицы и ее перья рисуют обычно красными и оранжевыми.

Свойства пера жар птицы

Перо жар птицы может осветить любое, самое темное помещение так, что ночью там будет светло, как не бывает самым ясным днем. Если вы помните сказку, именно так слуга царя заметил, что у Ивана дурака появилось перо жар птицы, мигов доложив об этом своему господину.

По легендам со временем перо жар птицы перестает светиться и гореть огнем,затвердевая и превращаясь в золото. Найдя несколько таких перьев, можно неплохо разбогатеть, знать бы еще, где искать.

Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Перо жар птицы еще долгое время, пока не станет золотым, сохраняет свойства оперения жар птицы. И кроме того, что оно ярко светится, оно дает тепло. По всей видимости, не такое, чтобы им можно было обжечься, так как Иван-дурак брал его голыми руками, но достаточное, чтобы можно было согреться от него. Этакая неплохая грелка.

Как-то мне случайно попалась статья, в которой ссылаясь на славянскую легенду, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и холодом сердец своих себя губят, отправили они на землю волшебный огонь любви в виде птицы — Жар-птицы.

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.
Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. ВедьЖар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча — обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит — не выносит она его, и убить ее просто… Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота…
Такая вот красивая легенда. Жаль, что мне так и не удалось найти оригинал.

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» — так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна — Феникса, то можно рассказать такую легенду.

Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.

Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».

Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.

Сказание о Жар-Птице

Хотите — верьте, хотите — проверьте.
Хотите — слушайте, хотите — услышьте.
Но дело было, былью поросло,
и то, чего не было – небылицами.

Только в одном тридевятом царстве,
небесном государстве
жили-были, красны девицы –
все такие они рукодельницы,
своей статью светлой пригожие,
красотою души погожие.
Только с людями, кто из них знался,
птицей райской представлялся,
птицей огненной обжигающей,
светом мир души озаряющей.
Звали их потому всех Жар-птицами,
изгоняющими все нечистое,
оттого-то всем людям не просто так
песни райских птиц теперь услыхать.
Но ждет каждого птица огненна,
что рукой не взять, не дотронуться,
там, где леший даже не хаживал,
Древо есть одно Жизни верное,
сидит птица там распрекрасная,
жаром пышит и дивным голосом
дарит путнику покой сладостный
и сжигает все, что неладно в нем.
Самому дойти к Древу вряд ли смочь,
не пускают люд силы темные,
стерегут от глаз стражи строгие
по указу свыше небесному.
С давних пор туда провожатые
находились, что знамо-ведали
обойти как чащи темные
и кручины гор непролазные.
Но достойных лишь и удачливых
привести моглось к Древу вечному,
чтоб при встрече с той птицей-девицей
перестал огонь обжигать ее.

Вот и весь сказ дивний тот.
Кто послушен был, пировать – за то.
по добру, по здорову, да во Славу
поживать, да при том не кручиниться!!!

Легенда Крыма о Жар-птице

Давным-давно мир, радость и благоденствие царили в нашем крае. Приезжали гости заморские с диковинными дарами, привечали их местные жители, водили смотреть на диво дивное – Жар-Птицу.

Была птица та красоты необыкновенной: каждое перышко на ней горело и переливалось, и светилась она в ночи, как ясно солнышко. Прилетала Жар-птица каждую ночь, чтобы полакомиться молодильными яблочками, которые росли в то время на нашей плодородной земле. Наевшись, начинала петь небесным голосом песни ангельские. Гости слушали целительное пение и восхищались таким богатым краем и его добрыми жителями.

Шел год за годом, и как-то с одним кораблем приплыла из-за моря Жадность. Заходила она в избы к людям, шептала на ушко злые умыслы.

Стали соседи ссорится друг с другом, выискивали себе гостей побогаче, чтобы доставались им лучшие и самые богатые дары. Мысли чёрные опутали головы, зависть лютая поселилась в добрых сердцах. Стали люди жадными, злыми да негостеприимными, стали злословить и часто ногами топать от гнева.

И затвердела земля, пошла каменьями, иссушилась без людской любви.

Засохли от этого яблоньки с наливными яблочками, некому стало ухаживать за ними. Да и не растут никогда волшебные яблони на земле, где брат брату руки не подаст и где раздор царит между людьми.

Перестала прилетать дивная Жар-Птица за любимым лакомством. Упало последнее наливное яблочко с ветки, зернышки попали в земные трещинки, да и не проросли вновь.

Так и лежат они там до сих пор, ждут, когда почва снова станет мягкой и заботливой. А земля лучше будет, только если на ней люди добрые и хорошие станут жить.

Как снова начнут люди в любви друг с другом сосуществовать, перестанут завидовать и козни злые чинить, так и земля и природа ответят им тем же. И прорастут тогда зернышки молодильной яблони, и снова станет прилетать к нам Жар-Птица. И вновь заморские гости пожалуют с дарами посмотреть на диво дивное, послушать песни ангельские, будут хвалить наш чудный процветающий край.                                                                                                    http://rodovich.ru/


ЖЖар-птица

В связи с этим значим главный сказочный символ воскрешения — Жар-птица (в западной цивилизации — птица-Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова). Образ Феникса — считается мифологическим отражением процесса восхода и захода солнца, но если смотреть глубже, то Феникс в западном представлении является символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками в зависимости от идеалов всей цивилизации и конкретного народа, живущего в ней.

Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно её сияние принимают за цветок папоротника. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её

«так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч».

Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого царства»), откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности, с огневым конём-птицей.

Египтяне считали, что Бенну (Бен-Бен) — аналог Феникса является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». Бенну является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни.

По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли. Символизировал солнечное начало. Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. В египетской «Книге мертвых» написано:

«Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы — Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице:

«Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырёх священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы, пусть даже во сне, означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов.

«Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, — было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате XIII века — от неё исходил приятный запах…»

«Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, — писал Геродот. — Её облик и стать весьма напоминают орла, а перья у неё частью золотистые, частью красные».

«Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга — его гребень выражает праведность, его язык искренен» .

Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об её оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, — звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира — <… > ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…»

Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бенну, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица.

Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.                                                               https://vk.com/kramolainfo

 

 

ЖАР-ЦВЕТ - Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье – по-разному называют этот волшебный «цветок» в народе. Говорят, что такой Цвет явно, видимо для всех проявляется – «распускается», светится, расцветает – в нашем мире в определённое время и на малый срок один раз в году. Жар-цвет есть у каждого растения: это Жарье тело, свет (аура) любого цветка, травы, дерева. Если человек сможет овладеть этим светом – то есть сможет взять («испить») силу растения, соединив со своей жизненной силой, со своим собственным светом, – он по­лучит большое могущество и волшебные способ­ности. В народе говорят, что такое свеченье цветов и трав связано со светом звёзд.

У одних растений Жар-цвет появляется в Купальские ночи – на летнее солнцестояние, у других – в самой середине лета, у третьих – в августовские грозовые дни. В русских народных сказках наиболее известен Жар-цвет папоротника и постоянно светящийся, чудесный и божественный Аленький цветочек.

В сказках многих народов Жар-цвет описан, как волшебный цветок – образ молнии и Небесного света. Говорят, что когда он появляется, ночь бывает яснее дня, а бутон его раскрывается с треском и распускается золотым или алым цветом, настолько ярким, что глаза слепит. Такой искрящийся Жар-цвет охраняет сам Пе­рун – владыка грозы и грома. Многим людям хочется завладеть Перуновым цветом, так как он приносит счастье, удачу, владение тайными знаниями о Природе и всём мироздании. Но сорвать его трудно, а иногда – и страшно – нечистая сила (нави), охраняя его, пугает и путает человека: вызы­вает видения, гром и молнию, наводит безпробудный сон, колеблет землю под ногами. Всё это для того, чтобы волшебный «цветок» не попал к случайному и слабому чело­веку, – тогда бед не оберёшься. Даже держа в руке Жар-цвет, стоит усомниться в этом или испугаться чего-то – как он исчезнет!.. Только смелый и чистый душой человек может владеть Жар-цветом растений и управлять таким даром. Его часто видят дети, радуются ему, рисуют его.

В древних травниках – «Зелейниках» – описывается множество волшебных трав «цветущих огнём»: у одних Жар-цвет пылает непод­вижным, стойким и сильным пламенем, у других имеет вид молнии, у третьих – подобен огню призрачному, лёгкому, летучему. Сами названия этих трав заво­раживают: Тирлич-трава, Царь-трава, Одолень-трава, Сон-трава, Перелёт-трава – и многие, многие другие, чьи таинственные названия дожили в сказках и народных заговорах до наших дней. «Цветок нетленный, цвет мой милый», - писал о таких «цветах Ивановой ночи» поэт В. Ходасевич                                   https://vk.com/detizemlirusskoy

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!