Суета или Броуновское движение».



Упражнение очень выгодно для перестроения группы, необходимого педагогу для выполнения следующих упражнений.

Мы занимаем собой, своими телами пространство класса, постоянно перемещаясь. Важно следить за тем, чтобы нигде не возникало пустот. Пространство можно занимать на разной скорости. На первой – максимально медленно. На десятой – предельно быстро. Все остальное – промежуточные стадии. Скорости переключает педагог, объявляя: третья, седьмая, пятая и т.д.

По хлопку педагога дети замирают на месте, и проверяется равномерность распределения по площадке. Затем движение возобновляется.

Затем упражнение усложняется.

Педагог предлагает занимать пространство, превращаясь в невероятные вещи, например, в букву «зю», в «кукарямбу» или во что-то еще.

Встреча».

Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.

Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу.

Все здесь люди остаточно взрослые, умеющие считать не только до двух. Поэтому, если я назову три части тела, вам необходимо объединиться в тройки. Четыре части тела – четверки участников. Продолжаем ходьбу и пробуем выполнить это задание. «Спина, голова, колено!» - Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом в спину второго, а третий «Бодает» второго головой. Так что есть требуемые голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы присоединился к первому спиной. Отлично, вы оказались очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций! «Ладонь, лоб, затылок!». «Спина, колено, локоть, лоб» - правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит, участвуют четыре человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь! Успокаиваем дыхание. Расслабляемся.

Вдох – выдох».

Все двигаются по площадке, как в предыдущем упражнении. По хлопку педагога все участники останавливаются, делают все вместе вдох и выдох, затем продолжают движение. Упражнение выполняется всеми участниками, как одним человеком.

Фриз».

«Фриз» - замерзнуть (английское слово). Все участники двигаются по площадке, как в упражнении «Суета». По хлопку педагога или команде «Фриз» любое движение прекращается, ребенок застывает, «замерзает» на месте. Необходимо запомнить позу, в которой участник оказался, а затем, по команде педагога – выйти из «стоп кадра» и продолжить позу оправданным действием того существа или предмета, которое называет педагог. То же задание, но после остановки действует (выходя из статической позы) уже не один, а два участника, оказавшихся по соседству. Теперь мало оправдать лишь собственное движение, его нужно пристроить к партнеру.

Король».

Это упражнение является усложнением предыдущего. Дети двигаются по площадке «броуновским движением» с определенной (указанной педагогом) скоростью. Педагог определяет одного участника – называя его Королем.

Педагог подает команду: «Король – Таня!» и начинает считать «Раз, два, три». При этих словах: на «раз» - «Король» замирает на месте в какой-то подходящей для короля позе (царственной). На счет «два» и «три» все, находящиеся на площадке, замирают, обратив свои позы и лица на Короля. Ребята должны пристроится к Королю, как по позе, так и по настроению. При этом должна создаться одна общая картинка. В центре этой картинки – Король. Еще одно условие – вся площадка должна быть занята, и позы ребят должны быть разнообразны (разноплановы – лежа, сидя, стоя).

Диалог ногами».

Нужно передать и получить информацию, что-то сказать и получить ответ, разговаривая ногами. Ноги в данном случае, это голос и язык актера. Невероятность этого задания позволяет людям совершенно свободно ощутить себя в общении. Наш язык, к сожалению, привык скрывать подлинные чувства и мысли. Разговаривая ногами, это сделать сложнее.

Участники упражнения могут попытаться выяснить у педагога, как именно нужно «разговаривать ногами». В этом случае нужно объяснить им, что это совершенно не важно: как придумают, так и будет правильно. Важно начать действовать и искать. Может быть, кто-то из ваших учеников начнет топать ногами, создавая ритмический рисунок. Кто-то ляжет на пол и начнет выписывать ногами в воздухе невообразимые кренделя. А кто-то будет передавать друг другу информацию через касание больших пальцев. Возможно – все что угодно. Не показывайте детям своих идей и не останавливайте их фантазию. Возможно, усложнить упражнение, при этом разговор идет уже парами. Одна пара начинает разговор, другая подхватывает и отвечает.

«Написать ногами коллективное письмо».

Пользуясь «суетой», разбиваемся на группы по 4-5 человек. Вся группа «пишет» другой группе «письмо». Первый «пишет» первую «фразу». Второй должен его понять и развернуть мысль. И так каждый следующий. Другая группа может так же «написать» ответ. При «написании» должно быть развитие действия, то есть – завязка, кульминация и развязка.В этом упражнении происходит передача единого действия актерской группы, то есть рождается актерский ансамбль.

«Диалог шеей».

Так же, как и ногами, нужно затеять диалог шеей, потому что это одна из самых зажатых частей тела. Задача заключается в том, чтобы действовать шеей и понимать шею, а не глаза.

Далее могут разрабатываться любые комбинации: разговор плечами, локтями, коленями. И в заключении – диалог спинами.

Картинки».

По команде педагога: «Молекула – 4 или Молекула – 5» все разбиваются на команды по 4 или 5 человек. Педагог выбирает по 1-му представителю от каждой команды, это – «Скульптор» и показывает ему картинку. Задача Скульптора «слепить» из членов своей команды показанную картинку.

«Рождение фантастического существа».

Нужно превратиться в простейшую молекулу, в микроба, в простейший организм. Для этого можно воспользоваться упражнением «Скульптор и Глина». В этом варианте упражнения «Скульпторы» на некоторое время превращаются в зрителей, которые наблюдают, как живут их творения. Затем «Скульпторы» и «Глина» меняются ролями.

Как и в том случае, когда мы лепим Существо из нашей руки, вновь рожденный организм – не реальный, с вымышленным именем. Хорошо, когда он так же, как в том упражнении, одухотворяется скульптором. Для него все вновь, все впервые. Постоянно происходит поиск нового. В этом уже зародыш творчества, потому что творчество – это создание нового, никогда не бывалого. Не важно, каким родится наше простейшее существо. Оно такое, какое есть. Так вышло – и замечательно. Через осознание этого обретается свобода. Путешествия и превращения фантастического существа совершается под руководством педагога, и могут быть самыми разнообразными. Здесь полный простор для фантазии педагога. Рожденный микроорганизм может существовать то в среде из расплавленного стекла, то из воздушных шариков, в паре или пухе, в груде камней или холодной воде. Педагог все время меняет, обновляет предлагаемые обстоятельства. Затем фантастическое существо обретает способность превращаться во все, что привлекает его внимание. Он увидел ромашку, и ему захотелось побыть ромашкой, познать ее изнутри. Он прекратился в ромашку. На ромашку села оса, и захотелось ему побыть осой. Та перелетела на липовый цвет, и он становится цветущей липой – и так далее и далее. Фантазия педагога ведет детей от превращения к превращению.

Я – росток».

Все участники должны сесть в «точку». Педагог дает задание: «Вы зернышко. Это зернышко должно прорасти, и вырасти в какое-либо растение». Все зернышки лежат в земле, начинают прорастать, и вырастают в какое-либо растение. Это растение живет, растет. А когда приходит зима, эти растения умирают – засыпают. Засыпают на счет «три».Затем педагог считает до 10, и все опять становятся людьми.

«Жизнь бабочки».

В выполнении этого упражнения участвуют все ученики. А педагог ведет упражнение, поясняя, какая фаза превращений вслед за какой наступает.

Участники упражнения находятся в «точке». В данном случае это личинка бабочки. Потом личинка освобождается от твердого слоя и превращается в гусеницу. Она живет какое-то время как гусеница, потом начинает плести свой кокон и превращается в куколку. Куколка готовится к тому, чтобы стать бабочкой. И постепенно из куколки вылупляется бабочка. Бабочка начинает жить. Нужно пройти все стадии. Здесь превращения происходят по законам природы, по законам эволюции и по законам развития действия. У каждого своя скорость роста – это естественно. Никого не надо торопить. Каждый индивидуален. Главное – рождение творчества. Особенно важно, чтобы рождение гусеницы и бабочки было длительным, логично развивающимся процессом, а не готовым результатом.

Динозавры».

Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Только другие предлагаемые обстоятельства. Я – яйцо динозавра. Сплю. Выбираюсь из своей скорлупы. Затем я развиваюсь и становлюсь каким-либо динозавром. Я живу, развиваюсь, дышу, взаимодействую с другими динозаврами и окружающей средой. Проживаю свой первый день, устаю. Затем я нахожу подходящее место, уютное и теплое и засыпаю. Педагог считает до трех, и все засыпают.

Упражнение заканчивается, когда педагог считает до 10. Все опять становятся людьми.

Птицы».

Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Только другие предлагаемые обстоятельства. Я – яйцо. Сплю. Выбираюсь из своей скорлупы. Затем я развиваюсь и становлюсь какой-либо птицей. Я живу, развиваюсь, дышу, взаимодействую с другими птицами и окружающей средой. Взрослею, учусь летать, вить гнездо, высиживать яйца. Проживаю свой первый день, устаю. Затем я нахожу подходящее место, уютное и теплое и засыпаю. Педагог считает до трех, и все засыпают.

Эволюция».

Это упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

Но идет поэтапное превращение: - одноклеточное существо;

· насекомое;

· рыба – земноводные;

· динозавры;

· птицы;

· животные.

 

Общение. Взаимопонимание.

«Прилипалы».

Все участники двигаются по площадке, как в упражнении «Суета». Педагог дает команду «Молекула – 2», участники разбиваются по парам. Участники становятся лицом друг к другу, их руки «прилипают» друг к другу. (Руки расслаблены). Не напрягая рук, участники должны вести друг друга, так чтобы столкнуть с ног (как на бревне). Ноги участников не должны отрываться от пола, движения должны быть плавными. Это же упражнение можно усложнить. Участники «прилипают» ногами. Задача – «не отлепиться» друг от друга, стоя на одной ноге.

«Бревно».

Это один из вариантов предыдущего упражнения. Все участники разбиваются по парам. Участники берутся за руки (за одну руку, противоположную: правая – левая), становятся напротив друг друга, ноги их приклеены к полу. Задача – за счет гибкости собственного тела «стащить» напарника с воображаемого бревна. Затем участники меняются руками (левая – правая).

Эй».

Из ребят педагог выбирает одного ведущего. Все остальные становятся в одну линию спиной к ведущему и закрывают глаза. Участники должны расслабиться, закрыть глаза, это - антенны. Ведущий кричит: «Эй!». Тот, к кому он обращается должен повернуться.

Это упражнение можно усложнить. При этом все участники не просто стоят спиной к ведущему, а находятся в медленном постоянном движении.

Когда в группе уже налажено хорошее взаимопонимание, можно попробовать усложнить это упражнение. Теперь Ведущий должен обращаться к участникам совсем без слов, как бы бросая энергетический шарик.

Продолжи движение».

Все участники становятся в круг. Первый участник показывает движение любой частью тела. Второй участник – должен повторить движение, показанное первым и показать свое движение. Третий – повторяет движение первого и второго и добавляет свое. Так до конца круга. Упражнение можно усложнить. К движениям каждый участник добавляет еще какой-либо звук.

«Качели».

Участники разбиваются по парам. Первый участник поднимается на стул, второй стоит перед стулом, лицом к партнеру.

Держась за руки, участники меняются местами, производя «симметричные» действия: когда первый спускает ногу со стула, второй ставит ногу на стул. Первый опускается полностью на пол, второй в это время поднимает вторую ногу на стул. Поменявшись местами, участники, не останавливаясь, начинают следующий круг: первый поднимается на свой стул, второй занимает свое прежнее место внизу. В ходе упражнения руки партнеров то поддерживаю, друг друга, то дают опору для отталкивания. Очень важно добиться в упражнении полного взаимодействия, сохранения темпа и плавного, без рывков движения.Это же упражнение может выполнять и один участник. Дети становятся каждый перед своим стулом. Они должны абсолютно бесшумно и без помощи рук взобраться на стул, расслабить мышцы спины и поясницы и так же тихо и бесшумно опуститься на пол. Повторяется 5 – 8 раз.

«Машина».

Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.

Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену.

 

6. Эмоциональная память.

Песочница».

Все участники превращаются в детей. Каждый из них находится в своей песочнице. Это упражнение начинается с возбуждением эмоциональной памяти. После эмоционального включения уже совсем легко представить себя ребенком и начать действовать. Дальше все катится само собой: появляются друзья…, кипит совместная работа…, внезапные обиды и ссоры…, общая возня…, примирение. Все это становится естественным, реальным, ничего не надо играть, просто приятно снова окунуться в детство. Творит природа. Упражнение заканчивается, когда педагог считает до 10. Все опять возвращается на свое место.

Газета».

Каждому участнику дается в руки листок газеты. Участники через движения должны передать свое отношение к этому листку (горе, радость и т.д.) Все выполняется в полной тишине, без слов.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!