Мышечная свобода. Освобождение мышц.



ТЕМА :   Уроки мастерства актера.

Ход занятия:

 1. Психофизический тренинг. Разминка.—15 мин.

Тренировка внимания.-15 мин.

Мышечная свобода. Освобождение мышц.-15 мин.

Тренировка воображения.-15мин.

Общение, взаимопонимание.-20 мин.

Развитие эмоциональной памяти.-10 мин.

«Разогрев».

На счет «раз» - расслабляются кисти рук,

На счет «два» - расслабляются локти рук,

«три» - плечи, руки;

«четыре» - голова,

«пять» - туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;

«шесть» - полное расслабление, ребята садятся в «точку».

Затем по хлопку, дети встают.

Педагог может давать команду на расслабление с разной скоростью, проверяя качество расслабления частей тела. Например, «раз», «два», «три», помотали руками, проверили степень расслабления. Затем педагог продолжает: «четыре», «пять» - расслабление проверяется, «шесть».

Хорошо это упражнение чередовать с упражнением «Взрыв». При «Взрыве» все участники напрягаются, а при этом упражнение – расслабляются.

«Построй позвоночник».

Ребята находятся в положении на счет «5», как в упражнении «Разогрев», то есть стоят на ногах, все остальное тело свободно висит вниз. По команде педагога, по хлопку, дети начинают «строить свой позвоночник» от копчика к голове. Построение идет медленно, от одного позвонка к другому, от копчика к голове. Голова строится самой последней. Ничего не должно быть зажато.

Затем, по хлопку педагога дети «сворачивают» себя от головы до копчика.

Один из вариантов упражнения – дети «сворачивают» только ладони, при этом сами нормально стоят.

Упражнение выполняется медленно и тщательно, так чтобы дети прочувствовали свой позвоночник.

«Самураи».

Все участники разбиваются по парам. Руки одного участника лежат на ладонях другого. Задача игрока, руки которого внизу – хлопнуть руками по рукам соперника. Соперник должен этого не допустить, для чего убирает свои руки.

Хлопать можно: - двумя руками;

· при хлопке нужно стоять на прямых ногах;

· хлопать попеременно  то одной, то другой рукой;

· Хлопают с закрытыми глазами.

«Палка».

Все участники разбиваются по парам. Один участник держит двумя руками, горизонтально, палку и периодически роняет эту палку вниз. Другой участник должен поймать эту палку на лету. У второго участника, ловящего палку, работает все тело, а не только руки.

«Увидел – оценил – действую».

Все участники упражнения находятся на площадке. Педагог дает команду – «увидел». Участники поворачивают голову. Педагог говорит: «Оценил», участники поворачивают туловище. Педагог – «Действую», участники двигают ногами. Педагог может давать эти команды, как подряд, так и в разнобой, то есть в разной последовательности. Команды подаются через паузу.

«Состязание в парах».

Дети становятся по парам, лицом друг к другу. Расстояние между нами не должно превышать полуметра. Дети вытягивают руки перед собой и упираются ладонями в ладони друг друга. Один из них – номер первый, ведущий.

Задание: попытаться столкнуть товарища с места. При этом ведущий в паре может порой ослаблять натиск, чтобы партнер потерял равновесие. После чередования толчков – расслаблений дети меняются ролями. Ведущим становится второй номер.

Теперь меняем тактику. Ноги вместе! Руки протянуты друг к другу. Нужно захватить ладонью кисть партнера и попробовать сдвинуть его с места не толчком, а рывком – «выдергивая» товарища. По сигналу педагога, дети начинают состязание. Как и в первом варианте, нужно определить, кто является Ведущим. Ведущий по ходу упражнения получает возможность чередовать перетягивание с ослаблением, отпуская партнера, но, не разрывая при этом сцепления рук.

Воздушный шар».

Представьте себе, что на день рождения вы получили в подарок огромный воздушный шар. Шар уносится в небо, и вам приходится серьезно потрудиться, чтобы удержать его за веревку и не дать улететь. Поиграйте с шаром. Обратите внимание, что ветер относит его то в одну, то в другую сторону, и тело ваше тоже реагирует на эти порывы ветра. Попробуйте поработать попеременно то правой, то левой рукой. Давайте договоримся, что когда шар в левой руке, то он летит влево и тянет вас за собой. Возьмем веревку в правую руку, и шар порывом ветра «понесет» вправо. Хватаемся двумя руками – это значит, что шар пытается подняться вверх. Держите его! Не давайте улететь. Поднимитесь на носки и потянитесь вслед за ним в вышину.

В упражнении обратите внимание участников на:

- зоны напряжения и активной работы мышц;

· положение ног – стойку, необходимую для устойчивости тела и успешного выполнения задачи;

· правильное дыхание.

«Упрямый осел».

Об упрямстве ослов ходят легенды. Если уж осел - остановился на дороге и отказался идти дальше, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца.

Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места. Ослабляйте время от времени повод и попробуйте вновь! Учтите, что у серого упрямца достаточно сил и времени. Успеха.

В упражнении обратите внимание участников на:

- зоны напряжения и активной работы мышц;

· положение ног – стойку, необходимую для устойчивости тела и успешного выполнения задачи;

· правильное дыхание.

«Повторяй за мной»

Ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы и все участники повторяют за ним. На примерах разбирается отличие ритма постоянного от переменного, добивается слаженности в действиях группы. Каждый хлопок должен звучать, как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников.

«Ритм – ритм»

Группа становится в круг.

Ведущий объясняет правила: «Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придется заданный мною ритм сохранить и повторить по кругу. Если, ударив в ладоши, я поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я поворачиваюсь вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы – свой хлопок и так далее, пока круг не замкнется. Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образца. И получится, что не целая группа людей хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм».

Внимание.

  1. «Поймать хлопок».

Вы хлопаете в ладоши и даете задание поймать этот хлопок. Именно поймать. Не хлопнуть вслед за вами, а поймать на лету, как бабочку, как муху, как мячик. Как будто при хлопке из ваших рук вылетает шарик или конфета.

По началу ответный хлопок группы будет разрозненным, хлопки рассыплются, как горох, и «бабочка» улетит. Нужно терпеливо добиваться единого слитного хлопка. Группа должна поймать хлопок педагога, как один человек. Затем нужно добиться того, чтобы ваш хлопок ловился мгновенно, чтобы между «вылетевшей» и «пойманной» «бабочкой» не прошло и мгновения.

Крайне важен и именно действенный и целенаправленный характер этого упражнения – поймать. Не позволяйте ни себе, ни детям формального выполнения этого простейшего упражнения. Добейтесь подлинности, действенности и устойчивости внимания у всей группы.

Не добившись устойчивого, действенного внимания, переходить к дальнейшим упражнениям не рекомендуется. Время, потраченное вами на это первое упражнение, сторицей окупится в течение дальнейшего занятия, и наоборот, не внимательная группа разрушит все занятие, какие бы увлекательные упражнения вы ни предлагали.

Чтобы сохранить интерес детей, меняйте «вылетающие» из ваших рук «предметы». Мальчишки очень любят «ловить пулю», девочкам можно предложить «поймать колечко» и т.д. Смело фантазируйте во время занятия, ваше творчество зажжет творчество ребенка, ибо только так можно научиться творчеству.

Если группа ловит хлопок мгновенно и как один человек, если ее внимание достаточно устойчиво, переходите к небольшому усложнению этого упражнения.

Для усложнения можно попросить детей закрыть глаза и «ловить хлопок» с закрытыми глазами.

«Брось хлопок».

Все участники стоят по кругу. Педагог хлопает в ладоши и передает хлопок любому другому участнику. Участник должен поймать хлопок и отправить этот хлопок следующему человеку. Упражнение можно усложнить. Участник должен не просто поймать переданный хлопок, но и поймать именно там, в том месте, куда этот хлопок бросили (в руку, ногу и т.д.).

  1. «Невидимая нить».

Предложите детям представить, что между вами и каждым из них, от груди к груди, протянута и прикреплена «ниточка», что вы связаны с каждым ребенком «невидимой нитью».Эта связующая нить не должна ни порваться, ни провиснуть при всех ваших дальнейших движениях, расстояние от груди до груди всегда должно оставаться неизменным. При этом условии начинайте осторожные передвижения вперед-назад, влево-вправо. При этом не забывайте «хлопок». Чередуйте передвижения и хлопки. «Ниточка» - это усложнение предыдущего упражнения, а не его замена.

Постепенно делайте свои перемещения все более и более резкими и сложными, но в любом случае расстояние между вами и каждым из участников должно оставаться неизменным. Это усложнение позволяет активизировать внимание детей и перевести его на все тело. В этом случае ребенок внимателен всем телом и, что особенно важно, находится во взаимосвязи, взаимодействии с вами.

Чередуя и совмещая хлопки и передвижения, старайтесь довести их до максимально высокого ритма и стремительной динамики. Пусть дети бегают вслед за вами по всей площадке, стараясь сохранить натянутую между вами «нить». Таким образом, вы незаметно еще и «разогреете» детей, сделаете их мышцы податливыми и теплыми для дальнейших упражнений.

В идеале, группа должна передвигаться как один человек, четко реагируя на паузы и динамику, при этом еще и ловя ваш хлопок. Вот это – тот уровень внимания, который необходим на сцене. Он выше необходимого в жизни и этим ценен.

Если удалось добиться такого уровня внимания и взаимодействия, переходите к следующему усложнению.

«Много ниточек или Большое зеркало».

Предложите детям представить, что не только корпус, но и все ваше тело связано с ними невидимыми нитями, что дети становятся как бы вашим отражением в зеркале. Все движения головы, рук, ног, корпуса воспроизводятся в этом «зеркале» без отставания. Начинайте движения очень медленно и плавно, допустим, с правой руки. Затем усложняйте: одна рука идет вверх, другая в сторону. Поднимается нога, а руки тянутся вверх и т.д. Возможностей – нет числа.

Если чувствуете, что внимание ослабло, восстановите его «хлопком». Доведите такое «зеркало» до максимальной сложности и разнообразя. Повторим, параллельно вы получаете возможность совершенно незаметно, в игровой форме, размять и разогреть все группы мышц у ребенка для дальнейших упражнений.

Принимаете самые невероятные, «закрученные» позы, пусть на занятиях звучит смех, пусть всегда будет радостная творческая атмосфера. Не бойтесь выглядеть нелепым – ведь мы играем. И тогда у детей исчезнет страх – главный враг свободного развития личности.

«Лечь на счет».

Педагог считает до 10 (в обратную сторону). Дети должны лечь под счет педагога. То есть, если педагог говорит: «Теперь всем лечь на счет пять», ребята за это время должны полностью лечь на пол и расслабиться. Затем педагог говорит: «Встать на 4». Дети выполняют это указание. При этом педагог считает: «1, 2, 3, 4».

В начале выполнения упражнения нужно добиться, чтобы ребята ложились и вставали на 10, и только после того, как дети правильно научатся выполнять задание, можно сокращать счет (до 9, 8 и т.д.)

Можно ускорять темп, в котором ведется счет или, наоборот, растягивать его (темп).

«Китайский осел».

Упражнение направлено на концентрацию внимания и быстроту реакции.

Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Начинается упражнение с того, что каждый громко назовет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам. Начали. Спасибо.

Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное «включение» в игру, ошибка в имени приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника, но если их слишком много, то ведущий может остановить игру в любое время. Не забываем приветствовать аплодисментами победителя либо участников, дошедших до промежуточного финала.

Мышечная свобода. Освобождение мышц.

  1. «Взрыв».

Исходное положение «в точке», то есть на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена – замкнутое, закрытое положение тела. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости от того, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку. Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела излучала в момент взрыва энергию. То есть в момент броска, «взрыва» нужно быть максимально активным. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв должен быть мгновенным. Это – реакция – ответ тела на хлопок. Как будто хлопок – это детонатор, а тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы.

Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они ни думали, какую позу принимает их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Они не должны успевать ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва. Можно сказать, что это упражнение лишь перенесенное на тело упражнение «поймай хлопок».

Это упражнение можно усложнить, дав задание ребятам «взрываться» не только вверх или вниз, а в различных плоскостях.

«Взрыв – расслабление».

В данном упражнение «взрывы» и «расслабления» чередуются. Педагог дает команду ребятам, те выполняют задания.

При работающем воображении предельная концентрация и напряжение сменяются максимальным расслаблением, не давая возможности включаться сознанию. Возникает довольно сложный вид общения – энергетический. (Молниеносный выброс, а затем постепенный забор  энергии. Очень хорошо эти волны чувствуются, когда стоишь перед группой, выполняющей задание). Все вместе приводит к освобождению от лишних зажимов как внешних, так и внутренних, сброс накопившихся стрессов.

«Мельница».

Все двигаются по площадке, как в «Броуновском движении». Педагог дает команду: «Молекула – 3», ребята разбиваются на тройки. Один становятся в центр, двое других – это «лопасти мельницы». «Лопасти мельницы», по переменно, делают режущие движения руками, стараясь, как бы «разрезать» стоящего в центре. Движения должны быть ровными, плавными и спокойными. Человек, стоящий в центре, старается увернуться от «лопастей», при этом он не должен сходить с одного места, движения его должны быть плавными (он как бы «утекает»).Это упражнение можно усложнить. При этом человек, работающий в центре, закрывает глаза. И все движения делает с закрытыми глазами. По команде педагога участники меняются местами.

  1. «Марионетка».

Дети расположены свободно по площадке. Я – марионетка. Я полностью расслаблена. Я лежу на полу (или стою, или сижу). Меня держат за ниточку и поднимают за какую-либо часть тела (только за голову, за ноги, за руки и т.д). При этом все остальные части тела полностью расслаблены. Затем меня бросают, и я полностью расслабляюсь.

Это упражнение может быть выполнено при разных положениях тела (стоя, сидя, лежа).

Стакан».

Вокруг каждого участника воображаемый стакан. Нужно показать его пластически, а тем выбраться из него.

«Упор».

Подойдите, пожалуйста, к стене, упритесь в нее руками. Ноги на ширине плеч. По моей команде все пытаются расширить границы нашей комнаты. Сделать это можно, лишь раздвинув стены. Даже если нам это не удастся, не будем заранее отказываться от самой попытки. Не забывайте о правильном дыхании. По хлопку сбрасываем мышечное напряжение и мгновенно расслабляемся.

Готовы? Начинаем! Упираемся в стену, пробуем сдвинуть ее хотя бы на миллиметр. Помогаем себе голосом. Раз-два – еще упор! Хлопок! Расслабились! Взяли дыхание. А теперь еще раз – упор! Необходимо сделать 5 – 7 подходов.

Спагетти».

Наверняка каждый из вас хотя бы раз пробовал спагетти. Не удивлюсь, если для кого-то это – любимое блюдо.

Представьте себе только что отваренную длинную и тонкую макаронину. Захватим ее двумя пальцами – она висит абсолютно свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью рук, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. А теперь в такое спагетти нам предстоит превратиться самим. Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев. Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. Следующий этап – освобождаем руки от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение.

Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисти и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию. Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как отваренные спагетти.

«Пластилиновые куклы».

В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. В упражнении три этапа. По моему первому хлопку вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток. Второй хлопок педагога знаменует собой начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала.

Третий хлопок – начало последнего этапа упражнения. Представьте себе, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Куклы начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размякают ноги. И в итоге кукла «стекает» на пол и превращается в горку, бесформенную массу.

Размягчение кукол до состояния полной утраты формы – абсолютное мышечное освобождение.

Воображение.

  1. «Я скульптор, а моя рука – глина».

Из своей собственной руки нужно слепить простейший организм, какой-то праланцетник, с которого начинается эволюция. Она начинается заново и по-новому, по-хорошему. В этом упражнении важны три этапа: слепить существа, дать ему имя и вдохнуть в него жизнь, то есть «одухотворить».


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!