Методика изучений произведений камерно-вокального и камерно-инструментального жанров.



       Общие требования к изучению музыкальных произведений всех жанров (см.тема12) и специфику разработки темы по изучению ряда или цикла миниатюр. Критерии выбора произведений, представляющих данный жанр в творчестве композитора.

       Систематизация произведений камерно-вокального жанра и планирование основных задач изучения на каждом этапе.

       1. Ф.Шуберт. Песни. Песни и романсы как ведущий жанр эпохи романтизма. Особенности образного мира произведений. Поэзия и музыка. Вокзальная и фортепианная партии.

       2. М.И.Глинка. Романсы и песни. Романсы Глинки в контексте жанра русского бытового романса первой половины XIX века. Красота, поэзия и изящество в содержании и форме романсов - основа эстетики М.И.Глинки. Гениальность Глинки - мелодиста.

       3. А.С.Даргомыжский. Романы и песни. Традиционное и новое в жанре (в сравнении с романами Глинки). Первичность содержания. Комическое и сатирическое. Новое качество в содержании и в музыкальном языке лирических романсов.

       4. М.П.Мусоргский. Песни. Всеобъемлющее новаторство в жанре песни. Продолжение традиции Даргомыжского на новом уровне (отражение стремления к правде — в содержании и в средствах создания образов).

       Целесообразность обращения к песням и романсам других композиторов в качестве иллюстративного материала на биографических уроках в разделах, характеризующих творчество (например, Моцарт, «Колыбельная», Брамс «Колыбельная», Бородин «Песня темного леса», Чайковский»Средь шумного бала», Рахманинов «Сирень», Шостакович из цикла на тексты журнала «Крокодил»).

 

       *****

 

       Систематизация произведений камерно-инструментальных жанров. Планирование основных задач изучения на каждом этапе. Минимальный крг тем, содержащийся в примерной программе.

И.С.Бах. Сюита для клавира. Прелюдия и фуга из ХТК, Жанровая и стилистическая специфика музыки эпох барокко.

Ф. Шуберт. Фортепианные произведения. Современная песенная и танцевальная основа и лирическая сущность произведений.

Ф.Шопен. Одухотворенная красота, романтическая поэзия — главные черты стиля. Жанровая новизна. Польской и общеевропейское. Пианизм Шопена.

       Обязательное знакомство с произведениями.: Чайковский «Времена года», Мусоргский «Картинки с выставки» - романтические программные циклы, образцы русской фортепианной музыки ХIХ века. Желательное знакомство с сочинениями: Рахманинов, прелюдии, Скрябин «Две поэмы» ор.32 (в монографии или на уроке в жанре «Творческий портрет композитора»)

       Возможный дополнительный материал: лютневая музыка эрохи Возрождения, музыка французских клавесинистов - Рамо, Куперен, Паганини - «Каприсы», Шуман - «Карнавал», Лист - ноктюрн «Грезы любви», Прокофьев - «Мимолетности», Шостакович — прелюдии.

 

 

Методика изучения произведений жанров,

Однократно встречающихся в программе.

Общие требования к изучению музыкальных произведений. См.тему 12) и дополнительные требования при изучении произведений жанров, однократно встречающихся в программе — освещение сущности жанра (возникновение, предназначение, эволюция содержания и формы). Проявление основных качеств жанра в данном произведении.

И.С.Бах. Токката и фуга d-moll для органа. Принцип единства и контраста в строении цикла; импровизационность токкаты, закономерности построения фуги.

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Жанр увертюры. Отражение содержания драмы Гете в музыкальных образах увертюры.

М.И.Глинка. Симфонические произведения. Представление о программмно-жанровом симфонизме эпохи романтизма.

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахерезада». Род программного эпического симфонизма в русской музыке. Эволюция жанра сюиты.

С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано №2 для фортепиано с оркестром. Представление о жанре концерта . Рахманинов — автор русского романтического концерта.

С.С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Балет как жанр. Эволюция балета.Драматическая действенность балет, основанного на сюжете по драме Шекспира.

С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Представление о жанрах кантаты и оратории. Черты жанров в произведении Прокофьева.

Возможные дополнения:

А.Вивальди. «Времена года» - концерт эпохи барокко.

И.С.Бах. Хоральные прелюдии — жанр органной обработки протестантского хорала.

В.А.Моцарт. Реквием — содержание и строение заупокойной мессы.

Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром — жанр скрипичного концерта.

Ф.Лист. Венгерские рапсодии — виртуозные концертные произведения эпохи романтизма. Национальный колорит.

М.Равель. Болеро — симфонические вариации, оригинальность драматургии.

С.В.Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» - блестящее концертное произведение для фортепиано с оркестром, вариации на известные темы-символы.

И.Ф.Стравинский. «История о беглом солдате и черте» - жанровый синтез (музыка, движение, слово).

Дж.Гершвин.»Рапсодия в стиле блюз» - симфоническая пьеса американсокго композитора ХХ века.Элементы джаза.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!