Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» как модификация литературной традиции «романа о художнике». Философская проблематика и поэтика произведения.



Роман «Доктор Фаустус» с подзаголовком «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» увидел свет в 1947 году. В эссе «Возникновение «Доктора Фаустуса». Роман одного романа», в 1949 году опубликованном отдельной книгой, Т. Манн сообщает, что роман задумывался как произведение о судьбах культуры ХХ века: «В этот единственный раз я знал, чего я хотел и какую задачу перед собой поставил. Я задал себе урок, который был ни больше ни меньше, чем роман моей эпохи в виде истории мучительной и греховной жизни художника». Но в процессе работы (1943 ‒ 1947) сама реальность подсказала автору: опасность обнищания и творческого бесплодия «высокоразвитого духа» с особенной силой проявилась («в эпоху катастрофического примитивизма = фашистско-гитлеровского режима») в немецких обстоятельствах. Поэтому эстетическая мысль писателя движется, соединяя мифологические, легендарные элементы романа, фаустианский мотив, тему творческого гения с немецкой современностью.

Главный герой романа ‒ Адриан Леверкюн, гениально одаренный музыкант, который убежден, что европейская музыка, как и вся культура, находится в глубоком упадке. Он готов пойти на любой эксперимент, самопожертвование и риск, даже на сговор с дьяволом ради максимальной реализации своего дара, готов бросить вызов гуманистическому искусству, чтобы в «Плаче доктора Фаустуса» создать «негатив» бетховенского шедевра ‒ «Девятой симфонии». Он последователен в удовлетворении своей честолюбивой мечты о собственном избранничестве, хотя плата за это ‒ безумие и полное одиночество.

Трагическая история композитора рассказана его другом Серенусом Цейтбломом (человек «простой души», выразитель авторских взглядов). Он тщательно воспроизводит факты биографии композитора, годы учебы, увлечение богословием; описывает родителей, друзей, наставников. При всей своей величайшей страсти к музыке, разносторонней одаренности и таланте, Леверкюн все же потерпел крах. В личном аспекте это крушение его амбиций и целая цепь неудач: нелепое сватовство через посредника к скрипачке Мари Годо; потеря друга Руди Швердтфегера; смерть племянника Непомука, единственного, к кому был привязан Адриан. Крах творческий ‒ стремление осуществить невозможное, достичь «высоты», к которому привели Адриана непомерное честолюбие и эгоизм. Два последних его творения, подробнейшим образом воссозданные в романе, в которых он бросил вызов не только Бетховену, но и народной традиции, оказались бесплодными. Симфоническая кантата «Плач доктора Фаустуса» ‒ это карикатура на бетховенскую Девятую симфонию, величественную и прекрасную. Музыка Леверкюна была проявлением мести и зла. Композитор, которому было отказано в любви, которого преследовала злая сила рока, решил отомстить миру и оказался в тупике. Трагизм и надломленность ‒ удел тех, кто окружает Леверкюна во время прослушивания его последнего произведения, трагизм и надломленность ‒ удел его самого. Это ‒ удел Германии и германского рейха. Неспроста «пакт» Адриана с чертом в романе был «подписан» накануне Первой мировой войны – это многозначительная параллель к немецкому вызову всему миру в 1939 году (дьявольский путь через высокомерие к мировой экспансии и краху). Союз личности, желавшей для себя избранничества, с чертом и союз Германии с фашизмом ‒ такова аналогия.

Судьба Адриана Леверкюна объясняется не только через параллели к немецкой истории, но и спецификой «внутренней деятельности» немецкого духа. Он действительно «истинный немец», знающий лишь свободу собственной личности, дерзостно высокомерный и закоренелый индивидуалист; знает «лишь свой собственный порядок, тот порядок, которому нет дела до всеобщего гуманного порядка». Выбранный им путь холодного, замкнутого одиночества – причина того, что, прожив 55 лет, он не познал ни простой человеческой любви, ни дружбы.

В жизненный и творческий путь Леверкюна вплетаются факты и творческие эпизоды из жизни Бетховена, Гельдерлина, Ницше. В его творческой деятельности соединяются величие и болезнь, автор характеризует своего героя как «собирательный образ «героя нашего времени», несущего в себе всю боль эпохи».

Достоверно и подробно описаны в романе политические события 1943 ‒ 1945 годов: фоном для краха композитора становится поражение Германии. Цейтблом, подобно древнему летописцу, фиксирует разрушение немецких городов, разгром фашизма. Финал романа пронизан чувством завершения целой эпохи: «Германия, с лихорадочно пылающими щеками, пьяная от сокрушительных своих побед, уже готовилась завладеть миром в силу того единственного договора, которому хотела остаться верной, ибо подписала его собственной кровью. Сегодня, теснимая демонами, один глаз прикрывши рукою, другим уставясь в бездну отчаяния, она свергается все ниже и ниже. Скоро ли она коснется дна пропасти? Скоро ли из мрака последней безнадежности забрезжит луч надежды и ‒ вопреки вере! свершится чудо? Одинокий человек молитвенно складывает руки: боже, смилуйся над бедной душой моего друга, моей отчизны!».


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!