Поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора» (1924). Метафора «волшебной» горы.



Материалы для самостоятельной работы по дисциплине

«История зарубежной литературы»

ТЕМА 3: Интеллектуальный роман XX века

План

1. Интеллектуальная проза XX в. как попытка осмыслить исторические и культурные катаклизмы эпохи. Т. Манн как автор термина «интеллектуальный роман».

2. Поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора». Метафора «волшебной» горы.

3. Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» как модификация литературной традиции «романа о художнике». Философская проблематика и поэтика произведения.

4. Мировоззренческие истоки творчества Г. Гессе. Роман «Степной волк».

Литература:

1. Зарубежная литература ХХ века: учебник для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский,
Н.С. Павлова и др.; под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2003.

2. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. ‒ М., 1997.

3. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 ‒ 1945 / Н.С. Павлова. – М., 1982.

4. Днепров В. Интеллектуальный роман Томаса Манна. ‒

5. Каралашвили Р.Г. Мир романа Г. Гессе. – Тбилиси, 1984.

Интеллектуальн ая проза XX в. как попытка осмыслить исторические и культурные катаклизмы эпохи. Т. Манн как автор термина «интеллектуальный роман».

«Интеллектуальный роман» стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных особенностей литературы XX в. ‒ обостренную потребность в интерпретации жизни,
ее осмыслении, в стирании граней между философией и искусством. Многослойность, многосоставность, присутствие в едином художественном целом далеко отстоящих друг от друга пластов действительности стало одним из самых распространенных принципов в построении произведений. В мировой литературе интеллектуальный роман представлен творчеством Т. Манна, Г. Гессе, А. Франса, Р. Музиля, К. Чапека, А. Дёблина, У. Фолкнера, Т. Вулфа, А. Камю, Ж.-П. Сартра, А. Мердок и др.

Интеллектуализм в искусстве ‒ такой способ художественного мышления, который имеет особые цели (философски-концептуальный анализ «метафизических» проблем бытия, анализ состояния мира), особую активность художественной мысли по отношению к жизненному материалу (повышение роли субъективного начала, примат мысли над фактом), особую форму и стилистику (тяготение к условности, параболичность мышления, экспериментальность обстоятельств, логизированные характеры, представляющие мысли автора), особый характер воздействия на читателя.

Своеобразие и целостность художественной структуры интеллектуального романа определяется, прежде всего, направленностью внимания автора на изображение человека со стороны всеобщих закономерностей его жизни, а не единичного и особенного. Такая ориентация авторского сознания получает воплощение в специфике предмета художественного изображения: родовой природе человека, его сущности. В проблематике интеллектуального романа подобная направленность авторского сознания ведет к акцентированию вопросов о смысле жизни, месте человека в мироздании, нравственных законах социально-исторического бытия, которые обычно вкладываются в понятие философских. Сюжет, характеры героев, композиционный строй и т.д. являются своего
рода «строительным материалом» для формирования и формулирования философской концепции – одной или нескольких.

Одним из родовых признаков «интеллектуального романа» является мифотворчество. Под пером писателей XX в. миф обрел исторические черты, был воспринят в своей самостоятельности и отдельности ‒ как порождение древности, освещающей повторяющиеся закономерности в общей жизни человечества, универсалии бытия. Обращение к мифу широко раздвигало временные границы произведения. Но помимо этого миф, заполнявший собой все пространство произведения («Иосиф и его братья» Т. Манна) или являвшийся в отдельных напоминаниях, а порою только в названии («Иов» И. Рота), давал возможность для художественной игры, аналогий и параллелей, объясняющих современность.

Термин «интеллектуальный роман» был впервые предложен немецким писателем Томасом Манном (1875 ‒ 1955) ‒ одним из наиболее значительных немецких прозаиков
ХХ в., мастером большой эпической формы (Нобелевский лауреат 1929 г.).

Творческий путь Т. Манна охватывает более полувека ‒ с 1890-х по 1950-е годы.
В творчестве писателя воплотилась одна из характерных черт искусства ХХ в. ‒ художественный синтез: сочетание немецкой классической традиции (Гëте) с философией Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Т. Манн не просто продолжает и переосмысляет идеи этих философов, он является создателем собственной философии, которая находит отражение в его творчестве, философии, соединившей идеи и настроения, господствовавшие в Германии на рубеже веков. Именно эта философичность прозы Т. Манна позволила говорить о нем как о создателе нового типа романа («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»).

В 1924 году писатель заметил в статье «Об учении Шпенглера», что «исторический и мировой перелом» 1914 ‒ 1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. «Процесс этот, ‒ писал Т. Манн, ‒ стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который... может быть назван «интеллектуальным романом».

В произведениях Т. Манна изображение реалий жизни всегда дополняется их философским истолкованием. Литературным материалом выступают не события и дела людей, а идеи времени, духовные взаимоотношения и качества людей ‒ то, что было «сильной стороной» и «самым важным» для немецкого романиста: «роман я всегда рассматривал как симфонию, как сплетение мотивов, в которой роль мотивов играют идеи».

Те вопросы, которые поднимает Т. Манн в своих произведениях, не столько сложны интеллектуально, сколько требуют максимально сосредоточенной работы духовной и эстетической интуиции читателя. Пробудить ее, воздействовать с разных точек – вот одна из главных задач писателя.

Поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора» (1924). Метафора «волшебной» горы.

Т. Манн охарактеризовал роман как «документ духовного состояния Европы и духовной проблематики первой трети ХХ столетия». В произведении, в котором
проявились и художественно синтезировались черты философского, мифологического, психологического, бытового, воспитательного романов, писатель, подобно джойсовскому «Улиссу», нарисовал новую «Современную Одиссею», но на свой лад ‒ одиссею в области человеческого духа, «приключения духа». История болезни молодого немца, студента Ганса Касторпа, который проходит лечение в противотуберкулёзном диспансере «Бергхоф» в Швейцарии (известный международный высокогорный курорт Давос) – это одновременно история болезни духа всего поколения европейской молодёжи начала ХХ века, накануне Первой мировой войны.

В «Волшебной горе» философское начало, анализирующее действительность, воспринимается как главенствующее над повествованием. Роман символичен, в нем своя мифология, позволяющая показать столкновение живой души с рудиментами старой цивилизации.

Ганс Касторп приезжает в гости к своему больному кузену, намереваясь прожить на курорте несколько недель, а задерживается на целых семь лет. С одной стороны, герметически замкнутый мир санатория «с необыкновенной силой» засасывает пришельца, отлучает его от деятельной жизни; с другой ‒ неопытный молодой человек сталкивается с до сих пор неизвестными ему идеями и сферами жизни, которые активизируют и расширяют его сознание, учат по-новому, острее и глубже, воспринимать жизнь, постигать таинственную сторону бытия, немыслимого без болезни и смерти.

«Волшебная гора», где пересеклись судьбы «больных» из всех европейских стран, пробуждает в духовном мире молодого инженера стремление к поиску смысла жизни в духовно-философском плане, идеальных человеческих отношений, любви и счастья. Один из решающих мотивов ‒ его любовь к русской девушке Клавдии Шоша, воплощающей «мягкую, дикую человечность Востока», любовь, невозможная на «равнине». В атмосфере духовной интенсивности происходят радикальные подвижки в сознании Ганса, формирование, кристаллизация новых представлений о себе, о людях, о мире.

В трактовке Манна «Волшебная гора» ‒ «арена опасной борьбы за право проникнуть в тайну бытия», «храм приобщения» к загадке человечности. Учителями Касторпа выступают Клавдия Шоша, приобщающая его к тайнам любви, а также два яростных антагониста ‒ просветитель и республиканец Лодовико Сеттембрини, и своего рода «великий
инквизитор» ‒ сторонник насильственного управления неразумным человечеством иезуит Лео Нафта. Один призывает Касторпа поскорее вернуться к активной деятельности на благо цивилизации, другой ‒ признать власть над человеком иррационального начала, согласиться с необходимостью диктатуры как формы правления. Касторп внимательно выслушивает учителей, но признавать правоту того или иного не спешит. Путь посвящения ему надо пройти самому, в одиночку.

Гансу постепенно раскрываются тайны и загадки жизни, её сложности. Он осознает, что человек не должен впадать в отчаяние, в фанатизм (ненависть) и идеализм; не должен останавливаться на этапе веры, не должен равняться на зло и смерть. Касторп, получающий в процессе «высокогорного бытия» различные сомнительные прививки и влияния, должен, по замыслу автора, преодолеть «чары смерти», «торжество хмельной сумятицы над жизнью», дистанцироваться от «суррогата жизни». Через горнило болезни и смерти автор приводит героя к новому пониманию гуманизма, включающего в себя разум и иррациональное начало, добро и зло, Запад и Восток, жизнь и смерть. Ключевая в этом отношении ‒ глава «Снег», в которой заблудившемуся в зимнем лесу Касторпу открывается, наконец, сокровенный смысл жизни. Он ‒ в «срединном» положении между крайностями, в единстве противоречий.

Пройдя «трудное возвышение», Касторп оказывается способным сделать выбор
в пользу мудрости, жизни, «высшей гармонии». Однако начинается война, жизнь
беспощадно останавливает «духовный подъем» героя. Ганс Касторп, выбравший здоровые, перспективные начала жизни, растворяется (одетый в серую солдатскую шинель, с
оружием в руках) в многотысячной безликой массе. Много вопросов заключает в себе тот, на который пытается искать ответ герой в конце романа: «А из этого всемирного пира смерти, из войны родится ли когда-нибудь любовь?».

Необоримое искание человеком своей подлинности, трудности приобщения к гармонии, творимой самой жизнью, изображаются в последующих романах Т. Манна, созданных перед Второй мировой войной и после нее: «Иосиф и его братья» (1926 ‒ 1942), «Лотта в Веймаре» (1939), «Доктор Фаустус» (1947).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!