Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)



Немецкий композитор. Прекрасный семьянин. Он был женат дважды, от 1-ой жены имел 7 детей, от 2-ой — 13. В живых остались 3 дочери и 6 сыновей, четверо из которых тоже стали композиторами. Вторая супруга Анна Магдалена Бах прекрасно пела, помогала мужу.

Бах был чрезвычайно трудолюбивым и верующим. Он считал, что музыка должна писаться так, чтобы не было стыдно перед богом. В 1723 — 1750 гг. Бах работал в церкви Святого Фомы (руководил оркестром, занимался с детьми, писал много церковной музыки). 

Музыка Баха — разговор с человеком на темы, касающиеся жизни и смерти, мироздания, человека и бога. С одной стороны, мелодии Баха певучие, с другой — декламационные. Кроме духовной, Бах писал и достаточное количество светской музыки (сюиты и др.), опер никогда не сочинял. Любимым инструментом Баха был орган (но он писал музыку и для других инструментов, в том числе клавесина).

«Кофейная контата»

Девушка спорит с отцом, что сейчас есть модный и дорогой напиток, кофе, и поэтому она должна его пить. Но отец возражает дочери и говорит, что у неё вырастут рога. Тогда героиня решает, что выйдет замуж и всё равно будет пить кофе.

Органные хоральные прелюдии

Нисходящее движение мелодии — печаль, движение в гроб, восходящее — воскресение, паузы во

 

всех голосах — символ смерти, они передают чувство страха или ужаса.

Токката и фуга ре минор»

Фуга — философия в музыке. Как правило, она имеет от двух до пяти голосов, полифоническое звучание. Важный принцип — канон (изложение музыкальной темы сначала у одного голоса, затем у второго, потом у третьего и т.д.).

Части композиции фуги

1) Экспозиция

2) Тема-ядро

Разработка

3) Реприза

Токката — мыслительная фантазия. Она богата пассажами, аккордами, сложной фактурой, требует высокого мастерства.

Хорошо темперированный клавир (48 прелюдий и фуг)

Здесь присутствуют все мажорные и минорные тональности. Практически все произведения связаны с церковными праздниками, важными христианскими праздниками

Пассионы

Страсти по Иоанну» (1723 — 1 редакция, 1727 — 2)

Страсти по Матфею» (1729)

Длится несколько часов

Сюжет, основанный на Евангельской притче и включающий 78 номеров, очень точно разработанных

I раздел (1—12 номера) повествует о предательстве Иуды

II раздел (13 — 23 номера) — тайная вечеря

III раздел (24 — 30 номера) — сцена в Гевсиманском саду

IV раздел (31 — 33 номера) — пленение Христа

V раздел — страсти + страдания Иуды + сцена отречения апостола Петра + сцена раскаяния Петра в совершенном

VI раздел — разговор между Пилатом и народом + Голгофа + сцена смерти Христа (72 номер),     

VII раздел (74 — 78 номера) — сцена снятия с креста и положение во гроб (музыка при этом скорбно-смиренна)

— Схожесть с оперой

У каждого персонажа есть ария, есть речитативы, дуэты, хоровые сцены); произведение сопровождает чтец, читающий слова Евангелие

Страсти по Марку» (1731)

Все три произведения исполнялись в страстную пятницу, отмечающуюся перед пасхой. Это воспоминания о страданиях Христа

Оркестровая музыка

Оркестровых сюит

— Включают нетипичные пьесы

— Начинаются увертюрами французского типа, потом идёт ряд танцев

Брандербургских концертов

По сути повторяют кончетто гроссо

Месса си минор»

Георг Фридрих Гендель (1685 — 1759)

Тоже великий немецкий композитор, современник Баха. Был директором оперного театра.

Музыка Генделя — уже общение с человеком, а с человечеством. Любимый инструмент — клавесин.

Оперы

Написаны в стиле итальянских опер

Оратории

Это вокально-музыкальный жанр, произведения которого не имеет действия, но имеет сюжет

 

(библейские — «Иуда Маковей», «Израиль в Египте»; мифологические — «Тезей», «Геракл»; cказочные — «Семела» и др.)

Особенности ораторий Генделя:

— Арии более развёрнуты, чем у Баха,

— больше дуэтов, чем ансамблей

— Много хоровых номеров, выражающих чувства народа (партии хора сложные и виртуозные)

— Оркестр — полноправный участник в создании музыкального художественного образа

Мессия»

— Самое известное произведение

— Использован принцип контраста

— Эпические и драм эпизоды перемежаются с лирическими

— Описывается рождение Христа, его подвиги (показываются через гимны, которые герою слагает народ). Образ Христа раскрывается косвенно через хоровые масштабные сцены

Оркестровые сюиты

1) «Музыка на воде»

2) «Музыка фейерверка»

 

Кристоф Виллибальд Глюк

Австрийский композитор, один из первых венских классиков. Провел оперную реформу вследствие кризиса развития оперы как жанра (она всё больше похожа на костюмированный концерт, драма посредством музыки исчезает)

Основные изменения:

— Возращение опере её первоначального смысла (драма посредством музыки)

— Отказ от украшений, которыми насыщена вокальная партия

— Стремление оставить чистоту музыкальной мысли

— Усилена роль оркестра (полноправный участник событий) и хора (комментатор, сопереживатель, участник происходящего)

Но Глюку не удалось уйти от обобщенной музыкальной характеристики образа      

Орфей и Эвридика» (1762)

Арию Орфея можно дать любому персонажу в аналогичной ситуации

Пастиччо — жанр, предполагающий комбинирование арий из разных опер в одном произведении


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!