Новые жанры начала XVIII века



Музыка эпохи средневековья (примерно с IV по начало XIV вв.)

Звучание музыки в этот период созвучно духовной музыке, центрами которой  были монастыри. Духовная музыка исполнялась на латыни, её красота настраивала людей на то, чтобы становиться лучше. Через фрески икон в храмах, красоту внутреннего убранства соборов, речь, основанную на Евангелие, воспитывалось население.

Появились музыкальные жанры: тропарь, кондак, канон, псалмодия. Основная тенденция — силлабическое пение (на звук приходится слог).

Сначала была невменная запись (нет точных высот и длительностей звуков). В XI-XIII вв. появляется мензуральная нотация (первое обозначение длительности звука). Основоположник нотописи — Гвидо из Ареццо. Он первым предложил ввести знаки, расположенные на линейках.  

Светская музыка исполнялась на национальном языке. Её основные носители — странствующие музыканты (в Англии — менестрели, в Германии — минезингеры, во Франции — гистрионы, труверы). Был культ прекрасной дамы (она недоступна, в её честь стихи, в её честь подвиги). Сложились музыкальные жанры: мадригал (песня на стихи о любви), рыцарская песня (в ней три героя: рыцарь, прекрасная дама, сторож, который должен сообщить, что уже рассвет, и поэтому рыцарь должен уходить), мотет (песня, исполнявшаяся национальном языке).  

До X в. средневековая музыка была одноголосной во избежание плохого звучания. Потом были попытки двухголосного пения (первый голос — основной орнамент, другой поёт на одной ноте). Постепенно развилось многоголосие и появилось много четырёх-, пяти-, шестиголосных произведений. 

 

Музыка эпохи Возрождения (XIV — XVI вв.)

Музыка этого периода светлая, земная, в ней есть оптимизм. Активно развивается как светская, так и духовная музыка. Основной жанр духовной музыки — месса (многоголосная музыка на ординарные молитвословные тексты).  

В Нидерландах уже хор мог сопровождаться музыкальными инструментами. В Италии долго было акапелльное пение (без сопровождения музыкальных инструментов).

Теорией музыки занимались Филипп Делетри, Джозеффо Царлино (как сделать так, чтоб музыка была благозвучной). Творчество Данте и Петрарки оказало значительное влияние на светскую музыку. Один из самых популярных инструментов — лютня. Центрами развития музыки были Франция, Италия (Рим, Венеция, Флоренция), Нидерланды (Амстердам, Брюге), Германия.

Новые музыкальные жанры

Инструментальные

1) Канцона (песня без слов, сыгранная на музыкальном инструменте)

2) Сюита (последовательность пьес, чаще всего разнохарактерных) 

3) Баллада

4) Прелюдия (вступительная пьеса)

5) Ричеркар (сложная пьеса)

6) Фротолла

7) Вионелла (деревенская песня)

8) Песня протеста.

В Нидердандах — песни гёзов (критика испанского правительства), во Франции — гугенотские псалмы (отвержение того, что связано с католицизмом).

Популярен был и мадригал, поэзия которого опиралась на поэзию эпохи Средневековья. Появилось много композиторов, которые уже считали себя профессионалами. Жанр мадригала разрабатывали выдающиеся итальянские композиторы Карло Джезуальдо, Якоб Аркадельт, Джованни Палестрина, Андриан Вилларт.

Выдающиеся французские композиторы — Клеманн Жанекен, Гайом де Машо. Выдающиеся нидерладнские композиторы — Орландо Лассе, Гайом Дюфаи. В Нидерландах были открыты первые метризы — музыкальные учебные заведения для мальчиков

В Италии и Нидерландах был строгий полифонический церковный стиль, в основе которого — избегание острых интонаций, напряженных интервалов, стремление к плавности голосоведения,

 

благозвучие голосов по вертикали (эффект аккорда). Один из важнейших принципов полифонического письма — принцип имитации (равномерное распределение темы между голосами). В каждой стране свои нюансы (Нидерландские композиторы не боялись острых звучаний и др.)

 

Музыка эпохи Просвещения ( XVII – XVIII вв.)

Связана с барокко и классицизмом. Существенный вклад в развитие музыки вносят Италия, Франция, Германия, Англия, Нидерланды. Музыка становится важной частью социально-культурной жизни, образования. Умение играть на музыкальных инструментах становится частью политического этикета (особенно в XVIII в.), ибо развивает логическое и ассоциативное мышление. Например, королева Франции Мария Антуанетта играла на арфе; король Пруссии Фридрих Великий — на флейте; Павел I — на клавесине, кларнете, скрипке; Александр I — на скрипке и кларнете; остальные сыновья Павла — на духовых музыкальных инструментах; Алексей Николаевич (последний Романов) — на балалайке.

Опера

Создатели этого жанра — Джироламо Мей и Винченцо Галилей, участники Флорентийской камераты. Они хотели возродить античную трагедию с драмой посредством музыки. В 1600 г. Якопо Пери, тоже участник Флорентийской камераты, написал «Эвридику» — первую драму посредством музыки. Там уже гомофонно-гармоническое пение (один ведущий голос, остальные — подчиняющиеся). «Эвридика» была представлена на бракосочетании французского короля Генриха IV и Марии Медичи.

После выхода в свет «Эвридики» появилось много композиторов, которые начинают писать оперы. Больше всего их было в Риме, Венеции, Неаполе, Милане. В этих городах появились и первые оперные театры. Богатые покупали места в ложе, менее обеспеченные люди стояли в партере.  

Первые оперы имели сюжеты античной мифологии, потом стали появляться исторические сюжеты.

Поджанры оперы

Опера серия»

Величественное произведение на высокие темы и идеи

Опера буфф»

Приближена к реальной жизни, герои — современники (как правило, это дворянин, служанка и слуга; между ними разыгрывается комедия положений). Больше всего комических опер писали в Италии.

Увертюра (поначалу называлась симфонией) готовила слушателя к началу (следующему действию) оперы. Ария — сольное произведение, в котором герой проявляет определенное чувство. В 1-ой и 3-ей части музыка повторяется, во 2-ой она другая музыка. Также есть дуэты, которые тоже содержат одну эмоцию или чувство (например, дуэт-ссора, дуэт-примирение). Между ариями и дуэтами есть связки — речитативы (интонированная речь). Виды речитативов: чистый (секко), с аккомпанементом.

 

      В Неаполе появился вокальный стиль «bel canto» (пение на диафрагме, а не связках). Также была культура певцов-кастратов, обладающих высоким женоподобным голосом и стоящих очень дорого. Яркие представители — Бернаки, Фаринелли, Бернелли, Мансуолли.

 

Клаудио Монтеверди

Великий венецианский оперный композитор. Начинал с мадригалов, которых написал порядка 8 тетрадей мадригалов, потом перешёл к операм. Самые известные — «Орфей», «Ариадна», «Андромеда», «Коронация Поппеи».

Алессандро Скарлатти

Его творчество связано с Римом, Неаполем, Флоренцией, кружком «Аркадия» (там он познакомился с Марчелло, Пасквини, Генделем). Самые известные оперы — «Причуды любви, или Розаура», «Митридат Евпатор». Стиль Скаратти отличался от стиля Монтвереди.

Новые жанры начала XVIII века

Оратория

Вокально-инструментальный жанр для солистов хора, оркестра, органа. Как правило, оратория 

 

писалась на библейский сюжет. Она не имела сценического действия, предназначалась для массового

слушания.

Контата

Вокально-инструментальный жанр, в основе которого, как правило, были бытовые истории и светские сюжеты (социально-культурная проблематика). Тоже не имела сценического действия, предназначалась для небольшого круга слушателей (камерное слушание).

 

Также в эпоху Просвещения шло совершенствование струнных смычковых музыкальных инструментов. Этим занимались Гварнери, Аматти, Страдивари (их скрипки, например, ныне стоят миллионы долларов). Впервые голоса струнных инструментов запели, как человеческий голос.

Композиторы стали писать больше произведений для струнных инструментов, начали образовываться струнные смычковые камерные ансамбли (сначала был квартет из двух скрипок, виолончели и альта; позже этих инструментов стало больше, и к ним добавился контрабас). Появился новый жанр — концерт для струнного оркестра. Законченный вид ему предал Антонио Вивальди.   

Известнейшее произведение Вивальди — цикл «Времена года» (4 концерта, каждый из которых имеет 3 части). Здесь уже слышится переход от барокко к классицизму (очень четко очерчена мелодическая линия, есть стержневая тема, есть музыкальный диалог между солистом и оркестром, каждая часть обладает законченностью).   

Первая часть быстрая и энергичная (аллегро), вторая — медленная (подражание оперной арии, она может быть печальной), третья — быстрая (характер в чём-то созвучен первой части, она может быть танцевальной, моторной, жанровой). Каждая из частей предварена сонетом. 

 

   Композиторы Рамо и Куперен («Жнецы», «Маленькие ветряные мельницы» и др.) прославились музыкой для клавесина (писали программные пьесы). Куперен работал при дворе короля Людовика XIV. При нем же работал и Люлли — один из самых влиятельных людей Франции (сам король был свидетелем на свадьбе Люлли), основоположник французской оперной школы (постулаты: исполнение на французcком языке, торжественность и величественность, сюжеты имеют героический характер), скрипичной школы, балета (балет был неотъемлемой частью оперы XVII —XVIII веков, а у Люлли он стал отдельным жанром).

Также для клавесина писали танцевальные сюиты. Все танцы в сюите имели одну тональность для всех пьес, обязательными были: аллеманда, куранта, сарабанда, жига; минуэт, гавот, буррэ. Постепенно эти танцы обретают самостоятельное звучание для эстетического услаждения.

Томазо Альбинони «Адажио»

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!