Знакомство с фактурой и структурой нотного текста



Работа над музыкальным произведением

 

Работа над музыкальным произведением - это сложный психофизиологический процесс, который воспитывает и развивает исполнительские и художественно-эстетические навыки музыканта. Эта работа делится на три этапа:

· первоначальное ознакомление с произведением. Куда входит чтение нот с листа, последующий разбор нотного текста;

- детальная работа над произведением. На этом этапе происходит совершенствование исполнительской техники, подробный разбор, поиск средств раскрытия художественного образа;

- подготовка к концертному исполнению; достижение оптимального концертного состояния, работа над завершенностью художественного образа, интерпретация произведения.

Данное разделение с одной стороны необходимо, а с другой стороны носит условный характер. Необходимо оно в связи с тем, что дает четкий ориентир в работе для педагога и ученика. Но, так как личность и способности каждого ученика индивидуальны, некоторые моменты в этапах могут быть объединены (например, детальная работа может уже начаться на первоначальном этапе).

Также важно соотношение рационального и эмоционального начал на всех этапах работы над произведением. Ученик должен осознавать, что работа над конструктивными моментами – над техникой, фразировкой и т.д. – не является самоцелью, а является лишь необходимым средством для достижения образности в игре.

Работа над музыкальным произведением в учебном заведении на всех этапах должна быть наполнена яркими музыкальными представлениями. Даже, на первый взгляд, неинтересное для ученика произведение можно с помощью эмоций и образов представить для ученика увлекательно. Надо стремиться к тому, чтобы творческая инициатива исходила не только от педагога, но и от ученика. Задача учителя – используя положительные стороны этой инициативы, научить учащегося грамотной сознательной работе над произведением.

Перечисленные этапы работы над произведением объединяются общими задачами:

- подробный анализ произведения (стиль, жанр, фразировка, динамика, агогика, форма произведения)

- совершенствование исполнительской техники;

- раскрытие художественного образа;

- интерпретация произведения.

I . Первоначальное ознакомление с произведением

Грамотная организация работы над музыкальным произведением на начальном этапе – это основа будущего успеха конечного результата. Рассмотрим основные моменты этой работы, проводимой на всех ступенях системы непрерывного музыкального образования.

Первоначальные сведения о произведении

Первые представления о музыкальном произведении возникают при его прослушивании. Это возможно либо в живом исполнении, либо в записи. Но именно живое исполнение больше помогает в восприятии произведения. Во-первых, восприятие предшествует и сопутствует собственно музыкальной деятельности. Сложившиеся в процессе восприятия музыкального произведения представления о его характере, изменении настроений, наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых они переданы, в дальнейшем помогают музыканту в его собственном исполнении найти действия, адекватно выражающие музыкальный образ. Если эта работа проводится в музыкальной школе, то необходимо учитывать, что отдельные моменты ученик запоминает и осваивает, стремясь повторить действия педагога. Это стремление к подражанию свойственно детям, и важно не игнорировать, а использовать его в нужном направлении.

Преподаватель музыкальной школы должен по мере своих возможностей развивать и подпитывать интерес ко всему новому у ученика. Можно в качестве эксперимента сыграть ему несколько произведений примерно одной сложности и вместе выбрать то, которое ему больше хотелось бы сыграть.

Студентам среднего и высшего звена образования могут помочь записи произведения в разных исполнениях, посещение концертов. Это помогает не только ознакомиться с произведением, но и изучить разные манеры исполнителей и найти в них что-то для себя.

С учениками школы необходимо провести экскурс в историю, рассказать о наиболее ярких особенностях эпохи, к которой относится сочинение данного произведения, и соответствующего ей музыкального стиля. Особенно это относится к старинным произведениям, т.к. в условиях современности часто бывает проблематично научить ученика чувствовать своеобразный колорит старинной музыки, например, произведений эпохи Барокко.

Одно из решений этой проблемы состоит в целенаправленном развитии кругозора учащегося, т.е. в прослушивании записей, посещении концертов с последующим их обсуждением и чтении специально подобранной литературы. Внимание этой работе должно уделяться на всех этапах системы непрерывного музыкального образования. Выполнение подобного рода исследовательской работы в равной мере невозможно со всеми учениками. Опять же надо учитывать субъективный, личностный фактор для осуществления сугубо индивидуального подхода в обучении. Расширению музыкального кругозора способствуют занятия по другим дисциплинам, но важно воспитывать в учениках и студентах стремление к самообразованию и желанию расширить и углубить свои знания.

Помимо этого, при первоначальном знакомстве с произведением, при работе с учениками младшего возраста необходимо выяснить, какие ассоциации и образы возникают при прослушивании данного произведения. Дети до 10 лет склонны фантазировать и важно эту особенность развивать в конструктивном направлении.

Со старшими учениками и студентами метод вызывания ассоциаций тоже помогает дать ключ к пониманию образа. Успех этого метода кроется в том, что музыка способна вызывать активную ассоциативную работу психики. Это означает, что, при прослушивании музыки, у человека возникают эмоции, которые заставляют его сопереживать тому, что он слышит. Сопереживание, в свою очередь, напрямую связано с узнаванием действительности, которую передал композитор. Узнавание чего-то близкого в произведении осуществляется на подсознании с помощью ассоциаций. Чем больше акустический и музыкальный опыт у человека, тем богаче спектр эмоций, способных вызвать сопереживание и ассоциативный ряд в воображении.

Знакомство с фактурой и структурой нотного текста

Учить исследованию нотного текста необходимо с самого начала музыкального обучения. Под определением структуры нотного текста подразумевается выявление мелодии, гармонии (сопровождения), перевод и осмысление встречающихся обозначений темпа и агогических отклонений от него. В училище и ВУЗе необходимо провести анализ общего гармонического плана и определить форму произведения. Данная работа предваряет последующий разбор нотного текста и дает первоначальное представление о произведении, если оно не было до этого прослушано. Также знакомство с фактурой помогает при последующем чтении нот с листа.

Фактура – это способ изложения музыкального материала. Выделяют два основных типа фактуры:

1. Гомофонно-гармонический, где сочетаются солирующий голос (мелодия) и сопровождение (аккомпанемент)

2. Полифонический тип фактуры, в котором голоса самостоятельны и равноправны, будучи объединены гармонией. Разновидность полифонии – подголосочная полифония.

При работе над произведением важно определить тип фактуры, то есть является ли изложение материала гомофонным или полифоническим, либо встречаются все типы фактур. Далее нужно определить, какие средства музыкальной выразительности использованы для создания фактуры. Простая фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например, только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения. Сложная фактура — это музыкальная мысль выражена одновременно более чем одним типом изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В музыкальной фактуре существуют следующие элементы:

- мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски;

- аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала;

- гармоническая или ритмическая фигурация (может быть, и то и другое одновременно);

Фактура в целом (и ее структура в частности) является ярким выразительным средством в музыке, поэтому анализ и освоение ее помогает пониманию и раскрытию музыкального образа.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!