Особенности литературного произношения согласных звуков



Варианты русского литературного произношения

Содержание

1.Введение

2.Литературное произношение

3.Произношение гласных и согласных звуков

4.Особенности литературного произношения согласных звуков

5.Произношение заимствованных слов

6.Разговорный стиль произношения

7.Русское сценическое произношение

8.Заключение

9.Список литературы


 

Введение:

Изучение русского языка и культуры речи как дисциплины необходимо не только филологам и лингвистам, но и всем тем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, кто стремится развивать и совершенствовать собственную личность. Данная дисциплина рассматривает основы речевой культуры, специфику и виды речевой деятельности, дает описание основных механизмов речи. Без этого знания невозможно обойтись ни одному образованному и уважающему себя человеку.

Роль языка в жизни каждого человека и общества в целом огромна, поскольку возникновение и существование человека и его языка неразрывно связаны друг с другом. Основная функция языка - это общение и познание реальности.

Литературное произношение

Язык называют литературным, потому что его создание основано на отборе всего лучшего, что есть в языке, и которое необходимо сохранить и развить, то есть культуру языка.

Литературный язык должен обладать следующими качествами:

· единство;

· стабильность;

· стандартизация;

Речь - это способ реализации языковых функций. Язык отличается от речи, прежде всего тем, что язык - это система знаков, а речь - это деятельность, которая протекает как процесс и представляется как продукт этой деятельности. С помощью речи мы общаемся, и роль общения в нашей жизни, как публичной, так и частной и профессиональной, велика. Без общения жизнь невозможна.

И то, что наша речь была культурной и правильной, очень и очень важно. Именно в этом нам помогает изучение такой дисциплины, как русский язык и культура речи.

Термин «орфоэпия» происходит от греческих слов orthos – правильный и epos – речь, и обозначает совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). Также орфоэпия изучает функционирование вышеперечисленных норм и вырабатывает произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

В целом можно сказать, что орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

Все звуки в орфоэпии делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически. Гласные – это чисто тоновые звуки, согласные же характеризуются наличием шума. Чем громче мы хотим произнести гласный звук, тем шире должны раскрыть рот. И наоборот, чем громче согласный звук, тем теснее мы должны сблизить органы речи. Есть еще одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Произношение гласных и согласных звуков.

Наша устная речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. Фонетическая система русского языка состоит из звуков. Звук — это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением но с помощью звуков можно различать слова: лампа — рампа, дом — сом, вол — в' ёл. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Если воздушная струя, проходя через рот, не встречает на своем пути преград, то произносятся гласные звуки. Они состоят только из тона, без шума. В других случаях свободного прохода для воздушной струи в ротовой полости нет. Язык может прикасаться к зубам или нёбу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Гласных звуков, встречающихся под ударением, в русском языке :

[а] —а*рка [ы] — был

[о] — во*́ды [у] — у*тро

[и] — и*ва [э] — э**тот

Согласных звуков в русском языке гораздо больше. Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные образуют пары:

[п], [б], [ф], [в], [м], [т], [д], [с],

↓ ↓

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[п'], [б'], [ф'], [в'], [м'], [т'], [д'], [с'],

[з'], [н], [л], [р], [к], [г], [х],

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[3'], [н'], [л'], [р'], [к'], [г'], [х'].

Таких пар —15. В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них твердый, а другой — мягкий. Некоторые мягкие согласные звуки не имеют парного твердого: [ч], [ш'], [и]. Некоторые твердые согласные не имеют парного мягкого звука: [ц], [ж], [ш]. Согласные, образующиеся при участии голоса, называются звонкими; согласные, образующиеся без участия голоса, называются глухими. Звонкие и глухие в русском языке тоже составляют пары:

[б], [б'], [в], [в'], [з], [з'], [д], [д'],

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

[п], [п'], [ф], [ф'], [с], [с'], [т], [т'],

[ж], [г], [г'],

↓ ↓ ↓

[ш], [к], [к'].

В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них глухой, а другой — звонкий. Некоторые согласные могут быть только звонкими: [м] - [м'], [р] - [р'], [л] - [л'], [н] - [н'], [и]. Они называются сонорными (звучными). Звуки [ц], [ч], [х], [х'] бывают только глухими, парных звонких у них нет. Парные звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова и перед глухими согласными: дуб, враг, шубка, варежка.

[п] [к] [п] [ш]

Парные глухие перед звонкими могут озвончаться: просьба, сдал.

[з'] [з]

Об этих законах надо помнить при письме. Звуки в языке нужны для того, чтобы различать слова. Это самая главная обязанность звуков. Если два звука могут самостоятельно различать слова, то перед нами фонема, т. е. различительная единица языка. Например: дом — том, д и т— фонемы дом — дам, о и а— тоже фонемы, поскольку именно они различают данную пару слов. А. А. Реформатский придумал фразу: Сама поймала сома, в которой два слова произносятся совершенно одинаково, и поэтому для слушающего (но не читающего!) неясно, где рыба, а где рыбачка. Значит, первые гласные звуки в этих словах нельзя назвать самостоятельными фонемами.

Особенности литературного произношения согласных звуков

Как уже было сказано, произношение согласных звуков регламентируется нормами орфоэпии.

Можно выделить следующие нормы литературного произношения согласных звуков:

Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Например, [н’] перед [ч’], [ш’] обычно произносится по старым нормам: бубе[н’ч’]ики, же[н’ш’]ина. Другие согласные произносятся по новым нормам: ля[мк’]и, тря[пк’]и. В некоторых словах равноправны оба варианта: [д’в’]ерь и [дв’]ерь.

Произношение [ш’]в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием различных фонем. Например, в словах расческа, доносчик, погрузчик, щука, ведущий и т. д. Наряду с [ш’] произносится и [ш’ч’]. Соотношение этих вариантов неодинаково в разных позициях и в разные эпохи. Произношение [ш’] постепенно распространяется за счет [ш’ч’]. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш’ч’], при убыстренном темпе — [ш’] . В редких словах обычно употребляется [ш’ч’]. Чем чаще слово или предложно-именное сочетание встречается в речи, тем чаще в нем произносится [ш’] . Сила сцепления корня и суффикса велика, здесь господствует [ш’:]: возчик, разносчик. На стыке приставки и корня сила сцепления слабее, здесь чаще произносится [ш’ч’]: бесчисленный..

Произношение [ж’] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Вот эти слова, начиная с самых распространенных: дрожжи, визжать, размозжить, вожжи, езжу, жжет, позже, брызжет, дребезжать, брюзжать, брезжить, сожженный, взгромозжу, жужжать, дожди, дождик, можжевельник. Мягкий [ж’] в этих словах вытесняется твердым [жд’]. У значительного числа говорящих на литературном языке в указанных словах (кроме дожди, дождик) произносится только [ж:]: [дрожжы] и т. д.

Согласные [т], [д] ([т’], [д’]) по традиционным нормам не должны произноситься между зубными или между зубным и [к]. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение

[т], [д] ([т’], [д’]).

между [с] и [с]. Например, турис[т] — турис[-]ский.

между [с] — [н] ([с’] — [н’]): мес[т]о — мес[-]ный.

между [з] — [н] ([з’] — [н’]): поз[-]но, праз[-]ник.

между [с] — [л] ([с’] — [л’]) без [т]

произносятся слова завистливый, участливый и др.; с [т] обычно произносятся слова костлявый, постлать.

между [н] — [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится. Например, агенство, ирландский и т. д.

между [н] — [к] допустимо произношение без [т]: голландка (печь), но [т] произносится в словах студентка, официантка, голландка (жительница Голландии) и др.

На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные. Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается. На стыке окончания или 3-го лица глагола и на месте тьс, тс обычно произносится [тц] после ударного гласного и [ц] между безударными гласными. На стыке приставки и корня долгота обычно сохраняется и между безударными гласными, и перед ударным гласным.

На месте ч перед н в одних словах произносится [ч’]: вечность, точный, печник и т. д., в других — [ш]: двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно, в женских отчествах на –ична: Кузьминична. В некоторых словах допускается и [ч’] и [ш]: булочная, лавочник, подсвечник и др. Одно и то же слово в разных сочетаниях может произноситься неодинаково. Например, моло[ч’]ная каша и моло[ш]ная, но только моло[ч’]ная кислота.

На месте г перед глухим согласным произносится [к]: ногти, дегтя, прилягте, улегся, загс, тягчайший и др. Но в корнях легк-/легч-, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к], [ч’]: ле[х]кое, ле[х]че, мя[х]кая, мя[х]че – и [х’] перед [к’]: ле[х’]кий, мя[х]кий, так же: легкость, налегке, легчайший, мягковатый, смягчать, мягчайший и др.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!