Глава 1. Образование села Юськи



Одна из легенд гласит, что в древности на месте села Юськи лежало большое озеро. Сюда приходили на водопой различные животные, останавливались отдыхать птицы: утки, гуси, лебеди. Особенно много прилетало лебедей, от них водная гладь иногда казалась белого цвета. Со времен озеро стало засыхать. На его месте образовался зелёный луг, и только посередине осталась журчать маленькая речушка. Однажды здесь проходил пожилой мужчина. Ему понравились эти сказочно красивые места, и дома он рассказал о них сельчанам. Позднее жители всей деревни переселились на это место, образовав новую деревню. Поселенцы задумались о её названии. Но вот каждое утро стали прилетать к речке белые лебеди: напьются воды и улетают куда-то. Народ заметил это и назвал свою деревню Юсь. И хотя лебеди перестали залетать сюда, ойконим «Юсь» навсегда сохранил своё красивое название [4:12].

О когда-то имевшемся здесь озере говорит местный топоним Тысик, что в переводе означает «озеро» и «лес». Тысик – священное место моления удмуртов-крестьян и язычников.

Во все времена человек восхищался этой красивой и благородной птицей – лебедем. Поэтому не случайно название населённого пункта – Юсь. Мы абсолютно не согласны с мнением о том, что название Юськи произошло от имени соратника Емельяна Пугачёва, мурзы Юськи Кудашева. Более того, селение Юськи образовалось значительно ранее восстания Пугачёва.

Первоначально прямо по селу проходила дорога, называемая Трактом республиканского и союзного значения, Ижевск-Елабуга. Она содержалась за счёт государства до 70-х годов прошлого столетия, пока не открылось федеральное асфальтированное шоссе, которое пролегло за селом на расстоянии километра, рядом с железнодорожным полотном. Стало меньше пыли, шуму, беспокойства за безопасность ребят, скота и птицы – транспортный поток отошёл в сторону.

Село же раньше располагалось по левую сторону тракта, что было облюбовано и расселено удмуртами. Но для дальнейшей застройки жилищ мест оказалось недостаточно, поэтому необходимо было приступить к расширению села. Отцы-основатели начали рубить вековые деревья и корчевать пни на юго-западной части территории, которая была покрыта дремучим лесом. Это дало возможность для застройки быстро растущего леса, освобождённые места отводились под огороды, луга и пастбища.

Жители занимались земледелием. Питались тем, что сами посеют. Это в основном овёс, ячмень, полба, репа. Хлеб выращивали за селом, в Дровосеке (топоним), где была своя пашня. Землю обрабатывали целыми семьями: готовили участки, пахали, сеяли. Убирали урожай вручную, серпами. В труде участвовали все – от мала до велика. Детей к труду приобщали с малых лет. Десятилетний мальчик уже мог ездить верхом на лошади, помогать родителям в поле, плести лапти, а девочки – изготавливать одежду, учиться стряпать. В хозяйстве держали коров, много овец, свиней, птицы.

Местное кладбище располагалось вдали от деревни, за речкой, на возвышенности. Старые могильники свидетельствуют о том, что данная территория заселялась древними предками компактно и на длительное время. В настоящее время старое заброшенное кладбище пустует, и ничто не может рассказать о том, что было в те времена. Зная об этом, люди не решаются вновь застраиваться на этом месте.

Первая деревянная церковь была построена и освящена в 1760 году с одним престолом во имя Сретения Господня, названная Сретенской. Юськи становятся селом.

Во время Пугачёвского восстания храм был разграблен и осквернён [5:107].

В 1836 году в Юськах побывал Вятский епископ Нилл. По его сведениям, «народ здешних мест злой, из-за проживания в лесах они стеснительны, дики, запуганы. Иногда по старому обычаю проводят жертвоприношения в лесах». Для просвещения полуязычников генерал-лейтенант Смагин приказал архитекторам завода создать проект настоящего храма. Прошение отправили профессору, ректору Императорской академии художеств, тайному советнику Константину Андреевичу Тону.

Церковь строилась на средства Артиллерийского ведомства Ижевского завода и частные пожертвования прихожан. Каменное здание церкви построено в византийском стиле с одним престолом освящено 4 июня 1859 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому вторым названием села стало – Покровское. По рассказам стариков, церковь строилась по старой технологии, кирпичи вместо цемента были соединены яичным раствором. Ещё говорят, что был подземный ход, выложенный кирпичами, до кладбища (см.Приложение 1).

После окончания строительства каменного храма старая деревянная церковь была перенесена на кладбище и перестроена в часовню. Впоследствии её разобрали на дрова для учреждений сельсовета.         

Согласно сведениям Казанской новокрещенской конторы, возглавившей массовую христианизацию удмуртов, в 1759 году в селе числится 22 двора с числом душ 150 человек. В 1782 году, по сведениям архивных документов, - 322 человека (168 мужчин, 154 женщин).

В 1795 году проведена новая перепись населения. По этой переписи в селе Юськи написано жителей 351 душа, в том числе мужчин 174, женщин 177. Село росло и развивалось [5:108].

Род Михеевых, Прохоровых, Кольцовых, Кочетковых, Косаревых – коренные, самые древние, которые корнями уходят в прошлое, к истокам образования села.

В трудах известного вятского историка, виднейшего исследователя истории Удмуртии П.Н.Луппова запись о том, что Юськи основано до 1740 года.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!