Предпосылки и проявления расовой ксенофобии чёрных евреев и чёрных мусульман



Для того, чтобы иметь представление о корнях расовой ксенофобии в культуре чёрных мусульман и чёрных иудеев, следует, в первую очередь, понимать, что данные религиозные культы не были однородны и делились на ряд религиозных объединений. Они, как правило, несмотря на одну основу, отличались друг от друга в целях, методах их достижения, во взглядах за трактовку оригинальных священных текстов соответствующих религиозных конфессий.

В рамках общества чёрных иудеев в данной работе будут рассмотрены такие религиозные объединения, как «Хранители заповедей Бога живого», основанное Уэртуортом А. Мэтью, и «Церковь Бога», основанная Ф. С. Черри. Для рассмотрения были выбраны именно эти религиозные объединения ввиду того, что о них представляется возможным найти больше информации, чем о других подобных объединениях, и данные объединения подходят для сравнения как противоположные друг другу в ряде важных моментов.

«Хранители заповедей Бога живого», как уже было упомянуто, считают, что чернокожее население США является «потерянной овцой Дома Израиля», что оно напрямую связано с еврейским народом, и что посредством навязывания христианской религии была предпринята попытка отнять у него его уникальную культуру для полного порабощения данного этнического меньшинства США белым населением страны. Это создаёт почву для расовой ксенофобии исключительно ввиду отождествления белого населения США и христианской веры, однако, в рамках данного объединения, это не приводит участников данного объединения к использованию радикальных способов «решения» проблемы расовой сегрегации, таких как насильственные методы. К тому же, данное религиозное объединение не числится в списке экстремистских объединений чёрных иудеев ФБР. Следовательно, объединение «Хранители заповедей Бога живого» нельзя назвать радикальным в плане противодействия белому населению США и системе расовой сегрегации. Это подтверждает также и тот факт, что между членами данного религиозного объединения и белыми иудеями сохраняются лояльные отношения. Более того, в Гарлеме - районе Нью-йорка, где проживает преимущественно чернокожее население, и который был известен своим высоким уровнем преступности с 1929-го по конец 20-го века, представители данного религиозного объединения считались местной полицией «хорошими работниками». Представители данного объединения занимались мирным улучшением положения чернокожего населения США, образуя систему взаимопомощи, экономической взаимной поддержки - так, на 1943-й год представители «Хранителей заповедей Бога Живого» владели более чем пятьюдесятью заведениями мелкого бизнеса.

«Церковь Бога», основанная Ф. С. Черри в Филадельфии, существовала параллельно объединению Уэртуорта А. Мэтью и занимала более радикальную позицию по отношению к белому обществу. Согласно А. Мэтью, чернокожие евреи являются эфиопами, что хоть и противоречит истине, но содержит в себе только историческую ложь касательно большинства афроамериканцев США, не подвергая искажению суть священных текстов. Основатель «Церкви Бога», напротив, подвергал искажению одни из главных позиций священных писаний утверждая, что Бог, Ной, его сыновья, библейские патриархи и народ Израиля были чернокожими людьми. Из этого, согласно догмам Ф. С. Черри, следует, что на сегодняшний день не может быть белых евреев, а следовательно белые люди, называющие себя евреями, а так же представители христианской конфессии, утверждающие, что Иисус был белым человеком - якобы обманщики, которые искажают историю. Во время богослужения основатель «Церкви Бога», согласно книге «Black gods of the metropolis» за авторством американского антрополога Артура Хаффа Фаузета, говорил: «Иисус Христос был чёрным человеком, и я предлагаю полторы тысячи долларов наличными любому, кто сможет воспроизвести достоверный облик Иисуса Христа и доказать, что я не прав!». Об экстремистской деятельности «Церкви Бога» сообщает Южный центр по борьбе с бедностью, американская правовая и правозащитная организация. Согласно сведениям организации, «Церковь Бога» Ф. С. Черри входит в число экстремистских сообществ чёрных иудеев, которые «считают евреев дьявольскими самозванцами и ... открыто осуждают белых как олицетворение зла, заслуживающее только смерти или рабства».

На 2019-й год данная организация также имеет на учёте 144 организаций чёрных иудеев, которые считаются сепаратистскими группами ненависти ввиду их расовой ксенофобии по отношению к белому населению и антисемитизма, а также по причине ряда преступлений, совершённых их представителями. Несмотря на большое количество таких объединений, общий процент экстремистски настроенных чёрных иудеев от общего числа чернокожих еврейских израильтян, по данным ФБР на 1999 год, мал. Это свидетельствует о том, что мала и численность представителей данных объединений, что хоть и является положительным фактором, но не умаляет остроту проблемы существования и развития радикальных объединений чёрных иудеев.

Среди примеров проявлений чёрными иудеями расовой ксенофобии по отношению к белому населению США, которые были выражены в актах насилия, можно выделить убийство полицейского детектива на кладбище и трёх евреев в кошерном магазине 10 декабря 2019 года в Джерси-сити, штат Нью-Джерси. Убийство было совершено двумя людьми, которые интересовались движением чёрных иудеев. Другое преступление было совершено 28 декабря 2019 года, когда человек напал на празднующую Хануку еврейскую семью в городе Монси, штат Нью-йорк. Впоследствии, на основе дневниковых записей нападавшего, было установлено, что нападение могло быть совершено из мотивов расовой и религиозной ксенофобии на почве экстремистского движения чёрных иудеев.

Для анализа расовой ксенофобии в культуре чёрных мусульман в данной работе будет рассмотрено лишь одно, наиболее известное их объединение, которое имеет как политический, так и религиозный характер, «Нация ислама». Данное религиозное объединение отвергается основной массой проповедующих ислам людей ввиду того, что представляет собой во многом не связанное с исламом гибридное вероучение, многие компоненты которого являются выдумкой его основателей. Основание такого объединения в начале 20-го века стало возможным ввиду непопулярности ислама на территории США в годы, когда «Нация ислама» начинала своё развитие - основная масса людей не имела представлений о том, что из себя представляет данная религия. Расовая ксенофобия является основной чертой «Нации ислама». Согласно Илии Мухаммаду, одному из первых проповедников «Нации ислама», интеграция якобы противоречит воле Бога, замысел которого заключается в возвращении земли чернокожему населению, якобы её изначальному и законному владельцу. «Нация ислама» проповедует радикальное «решение» проблемы расовой сегрегации, превосходство афроамериканского населения над белым населением, ненависть по отношению не только к определённым религиям, как это было в случае с «Церковью Бога» чёрных иудеев, но и ко всем белым людям.

Особенно выражена в данном религиозном объединении ненависть к белым евреям - подобно «Церкви Бога», представители этого объединения считают, что истинными евреями могут быть только чернокожие люди. Якобы ненастоящих евреев участники данного объединения обвиняют в управлении политическими и экономическими институтами и организации рабовладельческой системы в эпоху колониализма. Несмотря на то, что «научные» работы «Нации ислама» на эти темы неоднократно опровергались научным сообществом, многочисленность представителей данной религиозной организации и её популярность позволяет её представителям продолжать издавать и продавать новые труды используя собственные сайты. Книга «Тайные отношения между чёрными и евреями» за авторством Отдела исторических исследований «Нации ислама» является одним из самых ярких примеров вышесказанного. Несмотря на явную историческую ложь и извлечение фраз из контекста для достижения необходимого эффекта, что было неоднократно доказано рядом представителей научного сообщества, среди которых Генри Луис Гейтс-младший, профессор Гарвардского университета, и Дэвид Брион Дэвис, почётный профессор факультета истории Йельского университета, эту книгу продолжили издавать и продавать через собственную торговую площадку «Нации ислама».

За историю существования «Нации ислама» представителями этого объединения был совершён ряд действий, которые подтверждают крайнюю радикальность этого объединения и пропаганду им насильственных методов достижения своих целей. Одним из примеров вышесказанного является заявление Луиса Фаррахана, главы «Нации ислама» о том, что «Нация ислама» накажет смертью репортера «Вашингтон пост» Милтона Коулмена. На такое заявление Луиса побудило обнародование Милтоном того, что глава «Нации ислама» публично называл евреев «хайми», а Нью-йорк - «хайми-тауном». Другим событием, которое стоит отметить здесь, является убийство Малькольма Икса, известного участника «Нации ислама», после его выхода из данного религиозного объединения. Преступление было совершено в 1965 году, а убийцами были члены «Нации ислама». Убийство, при этом, произошло после того как Малькольм Икс публично осудил «Нацию ислама» за их радикальные методы достижения целей, взращивание ненависти к представителям других социальных групп.

И чёрные иудеи, и чёрные мусульмане в основной своей массе являются радикально настроенными общественными группами, которые взращивают и реализуют расовую ксенофобию посредством конспирологии, искажения священных текстов и истории, дезинформации участников данных религиозных объединений. Стоит отметить и то, что такие части сообщества чёрных иудеев как «Хранители заповеди Бога живого» не имеют опасного для общества радикального посыла, хотя и предоставляют основу для его последующего формирования. За их исключением объединения чёрных мусульман и чёрных иудеев, ввиду как своей непопулярности в основной массе общества вне США, так и непосредственно своей сепаратистской, антисемитской, расово- и религиозно-ксенофобной деятельности, а также, в случае с «Нацией ислама», экономической состоятельности и имения некогда в своём составе популярных, знаковых личностей (таких как Малькольм Икс и Мухаммед Али), представляют большую опасность как для американского, так и для всемирного общества. В рамках данных организаций чёрных иудеев и чёрных мусульман происходит воспитание в людях расовой, религиозной ксенофобии, которая в конечном счёте реализуется в стремлении организовать обратное ущемление белой расы, в угрозах и насилии. Данный подход, помимо непосредственного негативного влияния на общество, ещё больше обостряет конфликт между белым населением США и этническими меньшинствами страны, дискредитируя основную массу представителей этнических меньшинств в глазах тех граждан, которые склонны судить всю социальную группу по деятельности одной её части. Инструментом, посредством которого происходит воспитание новых участников радикальных течений чёрных иудеев и чёрных мусульман, в данном случае являются основы таких религий как иудаизм и ислам, приспособленные под нужды основателей радикальных религиозных объединений. Также другим благотворным фактором можно назвать незнание людьми основ ислама и иудаизма, что позволяет подобного рода организациям навязывать новым участникам конспирологические теории и информацию, содержащую в себе искажение истории, несущую цель дезинформировать человека.

Эссе

 

Проблемы расовой сегрегации, радикальных религиозных объединений и расовой и религиозной ксенофобии стоят на сегодняшний день особенно остро. Изучение такой темы, как расовая ксенофобия в воспитании чёрных иудеев и чёрных мусульман, была выбрана для реферата по той причине, что она вмещает в себя все три упомянутые проблемы. Актуальность данной темы объясняется волнениями, вызванными движением BLM в США, активностью "Нации ислама", существованием радикальных объединений чёрных иудеев, а также массы радикальных религиозных организаций, ряд которых признан террористическими. Также, отдельно хотелось бы сказать о, на мой взгляд, главной проблеме, которая послужила основной причиной выбора данной темы. Эта проблема заключается в низком уровне способности мыслить критически в современном обществе, низкий уровень осведомлённости о глобальных проблемах современного общества, их игнорирование многими людьми. По этой причине, согласно моей точке зрения, в своё время сумели развиться объединения чёрных иудеев и чёрных мусульман. По этой же причине сегодня они продолжают своё существование, наряду с образованием многих других аналогичного рода сообществ. В данном эссе своей целью я ставлю представление своей точки зрения по поводу острой социальной проблемы, которая напрямую связана с деятельностью таких общественных движений, как движения чёрных иудеев и мусульман, и с воздействием их ксенофобного воспитания на современное общество. В этой работе будет также изложено моё мнение о дающих такого рода объединениям преимущество изъянах современного общества, по крайней мере в рамках Российской Федерации. Основная масса проблем в эссе также будет рассмотрена относительно этого государства ввиду того, что отсутствие личного опыта не позволяет мне судить о состоянии общества в рамках других государств. Об этом я могу только предполагать, примерно представляя, где ситуация может быть хуже, где лучше, чем в нашем государстве, а где обстоит таким же образом.

Представленный во вступлении ряд факторов приводит к тому, что многие люди легко подвергаются дезинформации, и вместо формирования собственной независимой точки зрения оказываются на поводу у организаций, целями которых не является общественное благо. По моему мнению, целью основной массы таких организаций является личное обогащение их глав, либо определённых "верхних" кругов, либо же данные организации преследуют сугубо политические цели. Входящие в состав таких организаций люди же используются исключительно как средство для выполнения данных задач. Чтобы это "средство" стало удобным для использования, применяется воспитание в людях необходимых организациям черт. В случае радикальных чёрных иудеев и чёрных мусульман, эти черты - расовая и религиозная ксенофобия, которая выражается в ненависти к белым людям, представителям иудаизма и христианства, стремлении радикальными методами устанавливать главенство чернокожего населения над белым, реализовывать ущемление ненавидимых религиозных конфессий. Наиболее податливыми в плане воспитания в них этих качеств людьми являются те люди, критическое мышление которых не развито, и которые не имеют представления о реальном положении вещей в мире. Это подтверждает тот факт, что "Нация ислама" сумела развиться в начале двадцатого века во многом именно потому, что в США на тот момент ислам не был сильно популярен. Следовательно, у "Нации ислама" не было конкуренции, и людям было неоткуда знать, что из себя представляет настоящий ислам. Сегодня можно видеть аналогичные процессы не только в рамках наиболее известных радикальных религиозных объединений, но и в меньших по объёму локальных сообществах. Среди таких сообществ, по личному опыту, я могу выделить объединения радикальных националистов, неонацистов, мизогинистов, антисемитов. Основную массу представителей таких объединений составляют, как правило, подростки и молодые люди, либо, в редких случаях, взрослые люди не способные на критическое мышление, принимающие слухи и конспирологические теории за истину либо являющиеся их авторами. В случае с представителями подросткового и молодого возрастов играет роль импульсивность, стремление к самоидентификации и, опять же, неразвитая способность мыслить критически. Всё вышесказанное наблюдается в нашем же обществе, на уровне сравнительно малых и не имеющих веса в политике и массовой культуре сообществ. Но это же является и объяснением того, почему процветают аналогичного рода бóльшие организации, которые оказывают большое влияние на общественную ситуацию в мире.

Корни образования и последующего развития таких объединений, по моему мнению, исходят, во-первых, из широкой почвы для образования слухов и доверия им в обществе, во-вторых, из низкого уровня навыка критически мыслить в обществе, и, в-третьих, из тенденции эмоционально реагировать на разного рода события в обществе и опираться на эмоции в последующей деятельности, что мотивируется также упомянутого рода организациями. Рассмотрим каждую из причин отдельно.

Первая причина, связанная с образованием слухов и доверия им, согласно моей точке зрения вытекает из большой разницы между информацией, которая через СМИ исходит от государства, и реальным положением вещей в определённом обществе. В этом суждении я опираюсь на интервью научного сотрудника Института российской истории РАН Владислава Аксёнова, которое было проведено в 2020-м году, и в рамках которого обсуждалась природа слухов на примере общества Российской Империи во время Первой мировой войны. Так, когда происходит такой "разрыв" между государственной информацией и реальным положением вещей, и когда гражданин осознаёт, что нет больше смысла доверять государству, он начинает доверять другим источникам, среди которых и находятся слухи, конспирологические теории, намеренно ложные сведения о чём либо. Ситуация усугубляется тем, что в рамках интернета такие виды информации распространяются в разы более быстро и охватывают в разы большее число умов, чем это было бы при его отсутствии. Более того, с развитием медиакультуры многие основатели рассматриваемого рода объединений подходят к своей задаче с большой грамотностью, используя различные приёмы для саморекламы, играя на определённых чертах целевой аудитории. Целевой аудиторией же, в большинстве случаев, является молодёжь, которая, ввиду нахождения на ранних стадиях социализации, ещё не имеет сколько-нибудь устоявшегося мировоззрения и способна как губка впитывать новые установки. По крайней мере в рамках нашего государства, где наблюдаются значительные проблемы в грамотном воспитании подрастающего поколения, это делает молодёжь самым доступным и податливым слоем населения для воспитания в нём именно тех качеств, которые необходимы в рамках той или иной недобросовестной организации. Подводя заключение рассмотрению данной причины образования и развития таких объединений, можно сказать, что интернет является максимально удобной средой для распространения конспирологических теорий, слухов, дезинформации, что молодое поколение является наиболее восприимчивой аудиторией для такого материала, и что развитие современных технологий распространения информации позволяет радикальным объединениям, таким как объединения чёрных иудеев и чёрных мусульман, и другие подобного рода, ориентироваться именно на свою целевую аудиторию, грамотно подавая информацию.

Вторая упомянутая причина связана с низким развитием навыка критически мыслить в современном обществе. На сегодняшний день мной наблюдается тенденция упрощения материала для того, чтобы потребителя привлекала его легкоусваиваемость. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что сегодня основная масса общества стремится искать наиболее легкодоступный материал, где наиболее просто и ясно будет объяснена интересующая человека тема. В качестве подтверждения этому я могу привести таки интернет-ресурсы, как "Яндекс Дзен", или сообщество социальной сети "Вконтакте" "Лентач". В первом случае содержание интернет-ресурса во многом состоит из коротких текстов, для упрощения потребления информации в которых используется выделение предложений жирным шрифтом. Также в рамках данного интернет-ресурса зачастую не приводятся, либо приводятся ненадёжные, источники, и используются "громкие" заголовки, на современном сленге именуемые "кликбейтами". Во втором случае основная масса материала интернет-ресурса представляет собой по большей части развлекательного рода изображения с выделенной ярким цветом новостью, прикрепленным юмористическим изображением и подробностями, в которых используется выделение жирным шрифтом особо важной информации. Принимая во внимание тот факт, что такого рода материал отвечает потребностям общества, можно прийти к выводу, что имеющие авторитетные источники ёмкие работы пользуются всё более и более меньшим спросом среди пользователей сети интернет. По моему мнению, это вытекает из стремления затрачивать как можно меньше усилий на анализ входящей информации. На фоне роста недоверия к государству и его институтам, что рассматривалось ранее, это приводит к стремлению искать наиболее простой и привлекательный материал для опоры в формировании жизненных позиций вне системы образования. В заключении следует отметить, что общее снижение навыков критического мышление вызвано стремлением искать наиболее простой и привлекательный материал, который дают сферы, не относящиеся к системе образования и другим государственным институтам. Это ещё больше обостряет ситуацию с радикальными общественными объединениями.

Третья же причина, по моему мнению, отчасти связана с предыдущей. Наиболее простой способ обрести собственную позицию в том или ином общественном вопросе - опираться на свои эмоции. Это легче углубленного изучения темы и, более того, резким переменам эмоций подвержены представители подросткового и молодого возраста. Они же, как упоминалось ранее, и составляют целевую аудиторию многих радикального характера объединений. Соответственно, направление негативных эмоций в нужное русло может облегчить задачу воспитания человека необходимым образом таким организациям. Опора на эмоции, как на нерациональные причины агрессии, также служит причиной принятия большинства конспирологических теорий, которые активно распространяются такого рода организациями. Яркий тому пример - книги «Нации ислама», которые, несмотря на неоднократно доказанную ложность их содержания, продолжают печататься и продаваться, подкрепляя тем самым экономическую базу этого объединения чёрных мусульман и укрепляя убеждения его участников. Непринятие опровержений, на мой взгляд, происходит потому, что взращённая посредством основанного на расовой и религиозной ксенофобии воспитания ненависть не позволяет участникам объединения адекватно воспринимать какие бы то ни было заявления против какой бы то ни было составляющей их идеологии.

Исходя из вышеописанных причин я считаю, что угроза воздействия расово ксенофобного воспитания чёрных иудеев и чёрных мусульман, как и угроза воздействия любого другого воспитания со стороны подобных радикальных объединений, может быть сокращена только посредством изменения подхода основной части общества к восприятию информации. А именно, посредством повышения навыков критического мышления и анализа информации, прививания адекватного отношения к труду, который необходимо совершить для её грамотного и всестороннего анализа, и формирования такой культуры в обществе, которая дискредитирует деятельность, имеющую под собой исключительно эмоциональную подоплёку (такую, как деятельность многих групп ненависти). Для этого, исходя из изложенного в предыдущей части работы анализа, по моему мнению необходимо сокращать "разрыв" между информацией, поступающей со стороны государственных институтов и их представителей через СМИ, и реальным положением вещей. Это нужно для того, чтобы предотвратить появление, распространение и воздействие на общество слухов, конспирологических теорий, и дезинформации. Затем, следует посредством изменения подхода к образованию (по крайней мере в рамках нашего государства) прививать подрастающему поколению навыки критического мышления. На мой взгляд, сейчас это, хоть и находится в целях образовательных программ, но крайне неэффективно реализуется ввиду того, что большая доля деятельности в стенах школы представляет из себя деятельность простую, ограниченную чтением, заучиванием, повтором либо констатацией приведённого в учебнике материала. Опираясь на личный опыт я могу сказать, что неоднократно был свидетелем того, как ученики средней и старшей школы испытывали большие трудности, когда их просили самостоятельно рассказать материал, либо исходя из материала учебника, сделать собственные выводы. Таким образом, я считаю, что данный общественный институт требуется изменить для того, чтобы препятствовать усугублению ситуации, о которой в работе ведётся речь. Наконец, относительно последнего фактора, вышеизложенные меры, по моему мнению, должны сами собой привести к его устранению ввиду того, что общество, способное на критический подход к потребляемой им информации и в должной мере доверяющее государству, не будет в сегодняшних масштабах опираться на эмоции для "решения" существующих общественных проблем.

Несомненно, в эпоху интернета большее распространение получили разного рода негативные течения. Если в начале двадцатого века данные движения, на ярком примере "Нации ислама" и объединений чёрных евреев, смогли, без сегодняшних преимуществ, набрать большую популярность среди населения США, легко представить насколько большой потенциал они имеют сегодня. Возможности такого рода объединений возросли не только ввиду интернета, но и по причине неспособности многих членов общества к критическому анализу потребляемой информации, в то время как сам информационный массив, который потребляет человек, становится всё больше и больше. По моему мнению, расовая ксенофобия в воспитании чёрных иудеев и чёрных мусульман, наряду с ксенофобией в воспитании многих других радикальных социальных объединений, должна стать сигналом для нашего общества. Само же общество, с моей точки зрения, должно совершенствоваться в ответ на распространение исторической лжи и конспирологических теорий данных организаций, которые призваны взращивать ненависть по отношению к тем или иным религиям, расам, национальностям. Выбранная для реферата тема, а именно расовая ксенофобия в воспитании чёрных иудеев и чёрных мусульман, актуальна не только по той причине, что данные социальные группы существуют и развиваются и по сей день, но и по той причине, что этот факт, наряду с фактом появления новых подобного рода организаций, является примером цикличности истории и не должен оставаться без внимания общественности.

 

                         

 

 


     

 

Список литературы:

1. Souther poverty law center Nation of Islam – URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/extremist-files/group/nation-islam Дата обращения: 15.04.2021

2. Воробьёв Д.Н. Создание и закрепление системы расовой сегрегации на Юге США – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-zakreplenie-sistemy-rasovoy-segregatsii-na-yuge-ssha-konets-xix-nachalo-xx-vv/viewer Дата обращения: 14.04.2021

 

3. Дружинин Н.Л. Мисько О.Н. Экономические аспекты Гражданской войны в США URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty-grazhdanskoy-voyny-v-ssha/viewer Дата обращения: 14.04.2021

 

4. Зданевич А.С. Истоки появления и распространения ислама в Южной Африке – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-poyavleniya-i-rasprostraneniya-islama-v-yuzhnoy-afrike-h-i-h-pi-vv/viewer Дата обращения: 15.04.20215.

5. Ицхак Орен (Надель), Нафтали Прат. «чёрные евреи» – URL: https://eleven.co.il/judaism-trends/judaizers/14676/ Дата обращения: 17.04.2021

6. Кириллов Л.А. ЭСБЕ/Рыцари труда URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Рыцари_труда Дата обращения: 14.04.2021

 

7. Маковецкий М. Конфликт ислама и христианства – URL: https://autotravels.ru/town.php Дата обращения: 17.04.2021

8. Нитобург Э. Черные евреи в США URL: https://lechaim.ru/ARHIV/195/nitoburg.htm Дата обращения: 14.04.2021

9. Поподько В.А. Расовые представления и насилие на Американском Юге в первой половине ХХ в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasovye-predstavleniya-i-nasilie-na-amerikanskom-yuge-v-pervoy-polovine-xx-v/viewer Дата обращения: 14.04.2021

10. Тишков В.А., Артемова О.Ю., Арутюнов С.А., Кожановский А.Н., . Макаревич В.М. (зам. гл. ред.), Попов В.А., Пучков П.И. (зам. гл. ред.), Ситнянский Г.Ю. Народы и религии мира: Энциклопедия – URL: https://peoples_religion.academic.ru/541/чёрные_мусульмане Дата обращения: 16.04.2021

 

11. Файнберг А.А. «Нация ислама»: к вопросу о самоидентификации афроамериканцев – URL: https://autotravels.ru/town.php Дата обращения: 15.04.2021

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!