Особенности Ислама и Иудаизма как основы для создания культов



                                                          

                                                            Введение

     Одной из наиболее значительных общественных проблем США на сегодняшний день является расовая сегрегация (поздне лат. segregatio — отделение), которая проявляется в ущемлении прав этнических меньшинств, главным образом - чернокожего населения. Утверждение о том, что данная проблема актуальна и на сегодняшний день, в качестве опоры имеет доклад проекта по гражданским правам Гарвардского Университета 2006-го года, в рамках которого профессор Гэри Орфилд отметил усугубление положения этнических меньшинств США до показателей 1960-го года.
     С начала двадцатого века расовая сегрегация в США образовала фундамент для формирования радикально-настроенных относительно белого населения страны социальных групп. Одним из инструментов, который позволял объединить представителей чернокожего населения, а также мотивировать их на противостояние последствиям расовой сегрегации, было содержащее принципы расовой ксенофобии воспитание, опирающееся на известные религиозные учения.
  Посредством их адаптации под настоящую ситуацию в обществе создавались культы, основатели которых зачастую называли себя пророками, брали на себя роли служителей религиозных культов, к которым формально не принадлежали.
     Ввиду того, что такого рода культы образовывались по причине и в контексте расовой сегрегации, основным их посылом была необходимость противостояния чернокожего населения представителям белого населения, что повлекло за собой необходимость в формировании догм (от греч. dogma – мнение), которые могли бы раскрыть и обозначить с религиозной и исторической точек зрения причины того, почему белое население виновно в расовой сегрегации, почему чернокожее население изначально лучше, чем белое, и какие есть причины для обратного ущемления и вражды, а не установления равенства, между данными этническими группами. Таким образом, основой существования данных культов является ксенофобия (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) по отношению к белому населению США. Она же занимала главенствующую роль в воспитании в рамках данных общественных объединений.
     Главной целью данной работы ставится анализ расово ксенофобной составляющей в культуре и воспитании в рамках таких общественных объединений, как черные мусульмане и черные иудеи. Для этого также будет необходимо рассмотреть экономическую ситуацию в США в промежутке конца 19-го и начала 20-го века, причины и предпосылки образования данных социальных групп, их деятельность и взаимодействие с обществом США, а также с другими религиозными конфессиями.
      Тема расовой ксенофобии в воспитании чёрных иудеев и чёрных мусульман была выбрана автором реферата по причине актуальности проблемы расовой сегрегации в США и необходимости иметь представление о прошлом данного явления для того, чтобы предотвратить собственную дезинформацию и иметь возможность сформировать независимую точку зрения по этому поводу.

 

1 Предпосылки и причины формирования объединений чёрных мусульман и чёрных иудеев


Общий исторический контекст

Расовая сегрегация в США, как явление, ставшее основой для появления таких общественных объединений, как чёрные мусульмане и чёрные иудеи, имеет в качестве предпосылки использование системы рабовладения на юге США. Эта система была официально ликвидирована лишь в 1865-м году посредством принятия тринадцатой поправки к Конституции США, однако уже с 1890-го года начали вступать в силу законы, неофициально именующиеся как «Законы Джима Кроу». Это ряд законов, действовавших в части штатов США на протяжении с 1890 по 1964 год и принятых демократической партией южных штатов в качестве ответа на поправки к конституции, которые улучшили положение чернокожего населения страны после Гражданской войны. Данные законы вновь усугубляли положение чернокожего населения и индейцев, отказавшихся от депортации, посредством установления сегрегации в разного рода заведениях и государственных учреждениях США, а также фактического лишения большинства представителей данных этнических меньшинств права голоса. Факт принятия данного ряда законов является свидетельством того, что, несмотря на изменение законодательной базы в пользу этнических меньшинств по окончании Гражданской войны 1861-1865 гг., ущемление этнических меньшинств со стороны белого населения США не было прекращено и потребовало законодательного закрепления. Из этого следует, что расовое неравноправие в США на тот момент было прочно закреплено в культуре этой страны, в её экономической и политической системах, и не могло быть устранено лишь посредством введения поправок к конституции.

Ситуацию усугубляла криминализация этнических меньшинств США. Одним из главных факторов, которые приводили к криминализации ущемляемых меньшинств, является экономическая ситуация на Юге США в период конца 19-го и первой половины 20-го века. Начать следует с того, что общее экономическое положение Юга США на данный промежуток времени во многом уступало северной части страны, что во многом было связано с поражением Юга в Гражданской войне 1861-1865. Это поражение привело к тому, что экономика Юга оказалась в крайне бедственном положении, к чему привёл ряд образовавшихся в ходе войны факторов, в числе которых - блокада экспорта хлопка, что служило одной из главных составляющих экономики Юга, отсутствие возможности закупа нового оборудования для производств, голод, вызванный отсутствием возможности поддержания железнодорожной системы в рабочем состоянии и нехваткой подвижного состава, массовое удешевление южных земель, для обработки которых был необходим рабский труд, обесценивание и выход из обращения доллара Конфедерации, многочисленные случаи побега рабов (за время Гражданкой войны бежало около половины миллиона рабов, при том, что к началу войны на Юге США находилось около четырёх миллионов рабов).

В конце девятнадцатого века происходило экономическое ущемление этнических меньшинств США, что проявлялось как в снижении зарплат их представителям, так и в увеличении стоимости жилья и арендной платы в районах, где проживали люди разных рас, не относящихся к белому населению страны. На фоне находившейся в критическом состоянии экономики южной части страны, где проживало наибольшее количество представителей чернокожего населения США, это привело к резкому ухудшению положения ущемляемых меньшинств в данном регионе. Как следствие, начался рост преступности в среде этнических меньшинств, в частности чернокожего населения Юга США. Среди причин криминализации этнических меньшинств в южной части страны можно выделить несколько основных.

Это, в первую очередь, образование криминальных «чёрных» районов, причиной чему послужило уже упомянутое повышение цен на жильё и на съём жилья в районах, где проживали этнические меньшинства. Другая причина, которую также можно считать одной из основных - разделение, присутствовавшее при найме на работу. Представителям этнических меньшинств могли достаться только должности, не требующие профессиональной подготовки, а также не предоставляющие перспектив карьерного роста. Это приводило как к ещё большему усугублению финансового положения представителей этнических меньшинств, так и к ответу с их стороны.

Упомянутые причины криминализации этнических меньшинств США служили предпосылками факторам, которые ещё больше усугубляли конфликт между белым населением США и этническими меньшинствами. Данные факторы имели проявление в том, что этнические меньшинства, в большинстве - чернокожее население, давали отпор существующей системе, который принимал как легальные, так и нелегальные формы, и ещё больше ухудшал образ представителей этнических меньшинств в глазах представителей белого населения.

Нелегальный отпор мог быть реализован через преступную деятельность, примеры которой - убийства, изнасилования представителей белого населения. В качестве примеров можно привести сообщение в газетах Атланты, датируемое 1906-м годом, об изнасилованиях представителями чернокожего населения белых женщин, и убийство представителем чернокожего населения белого мужчины в 1916-м году в городе Уэйко. Легальный отпор имел проявление в ответных ограничениях белого населения в праве устраиваться на перспективные и высокооплачиваемые должности. Стоит отметить, что не всё население, которое подвергалось расовой сегрегации, было бедно и необразованно - по данным переписи населения в 11-и штатах Юга США на 1860-й год, насчитывалось 3 521 тыс. рабов и около 133 тыс. свободных представителей чернокожего населения, некоторые из которых имели образование и были финансово состоятельны. Именно представители чернокожего населения, которые обладали достаточным финансовым состоянием для содержания собственных организаций, были ответственны за такого рода ответ белому населению на расовую сегрегацию - представители белого населения аналогичным образом не имели возможности занимать предоставляющие перспективы карьерного роста или предполагающие достойную оплату труда должности в рамках организаций, управляемых представителями ущемляемых этнических меньшинств.

Данные факторы приводили к тому, что белое население отвечало на данные попытки сопротивления существующей системе ещё большим, также переходящим в нелегальную форму, ущемлением этнических меньшинств. Помимо факта бурной реакции со стороны белого населения на упомянутые преступления (совершённые в Атланте и городе Уэйко), что вылилось в массовые правонарушения и насильственное ущемление представителей чернокожего населения, подтверждением нелегального ущемления национальных меньшинств также является тот факт, что с конца 19-го века и по 1960-е годы в штате Луизиана подверглись линчеванию 335 афроамериканцев. Другой штат, который показал наибольшее число жертв линчевания среди чернокожего населения в эти временные рамки - Техас. Это, в совокупности с причинами криминализации этнических меньшинств, приводило к острому противостоянию двух крупнейших социальных групп, на которые можно было разделить общество США конца 19-го и первой половины 20-го века - ущемляемых этнических меньшинств, и белого населения страны.

Для достижения тех или иных целей в рамках борьбы против ущемления этнических меньшинств, а также для решения ряда других связанных с экономическим и политическим неравноправием проблем, что считалось необходимым на фоне сложившейся в стране ситуации, организовывались разного рода общественные объединения. На сегодняшний день наиболее известными считаются политические и профсоюзные организации, в рамках которых велась борьба за предоставление представителям этнических меньшинств тех же прав, что имели и представители белого населения страны. Среди таких организаций были основанный в 1869-м году Орден рыцарей труда, основанная в 1886-м году Американская федерация труда, основанное в 1925-м году Братство носильщиков спальных вагонов, и другие.

Отдельно стоит рассмотреть Орден рыцарей труда - эта организация обладала особыми чертами, которые необходимо учесть для понимания причин образования ряда других объединений, о которых вскоре пойдёт речь. Полное название организации - Благородный и святой орден рыцарей труда. Главной целью объединения ставилось «облегчение получения трудящимися надлежащей доли производимых ими благ», что совпадает с задачами, которые ставили перед собой другие подобного рода объединения. Особенность, отличавшая данное объединение от многих других, имевших аналогичные цели, заключалась в чертах, отчасти перенятых у масонства и Ордена рыцарей святого Криспина. Участниками ордена практиковались определённые ритуалы во время встреч, при вступлении в орден давались клятвы и проводились обряды, а сама деятельность объединения проходила тайно, для чего использовались системы из сложных знаков и паролей. Данные черты обеспечивали создание организации образа, привлекательного своей таинственностью, а также обеспечивавшего участникам ордена ощущения принадлежности к особому, масштабному, тайному - то есть известному только для его участников, в определённой мере сакральному, объединению, в рамках которого также ощущалось бы чувство единства с другими его представителями. Секретность деятельности объединения, а также проводимые в его рамках ритуалы изначально были введены с той целью, чтобы привлечь в ряды ордена больше членов, и так же посредством единства ритуалов и образа братства объединить в одно целое участников разных национальностей, сфер деятельности, мировоззрений.

Эти черты, за исключением секретности деятельности, приближали организацию к религиозному объединению, но, тем не менее, в ордене не имелось никакого религиозного подтекста. Введённые в данном случае искусственно ритуалы уже имелись в культуре распространённых в мире религиозных конфессий, но данные конфессии не имели таких задач, как разрешение острых общественных проблем США, в частности - проблемы расовой сегрегации. За этим исключением, они создавали удобную основу для формирования общественных объединений, которые могли бы сплотить рознящихся во многом представителей ущемляемых социальных групп. По этой причине, параллельно с упомянутым выше рядом организаций, с конца 19-го века вели своё существование синтетические (др.греч .συνθετικός соединительный, связующий) религиозные культы, созданные на основе существующих религий и приспособленные под нужды конкретной социальной группы в конкретный промежуток времени. Приспособление, при этом, подразумевало искажение знаний об истории, нетрадиционную трактовку священных текстов, смешение особенностей разных культур и религий в обрядах, проводимых в рамках таких религиозных культов. В число таких общественных объединений входили объединения чёрных мусульман и чёрных иудеев.  

Особенности Ислама и Иудаизма как основы для создания культов

Для того, чтобы наиболее эффективно сплотить разнообразных в своих мировоззрениях и сферах деятельности представителей этнического меньшинства, религиозные культы образовывались в том числе на почве тех существующих религий, на историю которых можно было “наложить” историю ущемляемых этнических меньшинств США, либо которые были тем или иным образом связаны с африканской культурой. Последний фактор был особенно весом ввиду того, что рассказы об африканской родине, которые практиковались в среде чернокожего населения США ещё со времён рабовладельческой системы , со временем обрастали вымышленными деталями, которые идеализировали Африку. Ввиду того, что со временем среди чернокожего населения США практически не осталось людей, которые своими глазами видели Африку, процесс идеализации далёкой родины только набирал обороты.

     Первый из упомянутых факторов (связанный с отождествлением истории чернокожего населения США с историей народа, проповедующего определённую религию) сделал иудаизм удобной религией для образования религиозных культов на её основе. Иудаизм предоставлял историю об избранном богом народе, который, за совершенные грехи, по божьей воле оказался в рабстве, в чужой стране. Так, согласно священным текстам, патриарх Авраам, родоначальник евреев, пробыл некоторое время в Египте. Правнук патриарха Авраама Иосиф был продан в Египет в качестве раба. Тем не менее, благодаря своим способностям в истолковании снов Иосиф добился расположения фараона - правитель рассказал Иосифу о своём сне, и тот, истолковав его, предсказал семь лет процветания и семь лет голода в Египте. Это позволило Иосифу в скором времени стать наместником фараона. Во время голода, отец Иосифа Иаков со всеми своими сыновьями прибыл в Египет. Иосиф открылся им, простил своих братьев и предложил поселиться в Египте. По просьбе Иосифа фараон отвёл его роду богатый округ Гесем.

      Через несколько поколений новый фараон усомнился в их преданности, что положило начало угнетению евреев на территории Египта. Тогда, согласно священным текстам, пророк Моисей получил повеление от Бога освободить еврейский народ от египетского рабства. После 10 казней, каждая из которых последовала за попыткой Моисея доказать фараону, что он - пророк, и что бог велел ему освободить свой народ, фараон фактически выгнал израильтян из Египта - данное событие в рамках иудаизма называется Исходом. После 7 недель странствий по Синайской пустыне израильтяне подошли к Горе Синай, где Моисей получил от Бога Десять заповедей. Затем евреи направились к городу Ханаан, который за семь лет, посредством поголовного истребления его населения, был захвачен. Так, еврейский народ снова обрёл свободу и родину.

 Эта история легко связывалась с историей чернокожего населения США, которое было порабощено, привезено на американский континент из Африки, а после встало на путь обретения свободы. По этой причине представители чернокожего населения США уже в девятнадцатом веке отождествляли себя с представителями еврейского народа, а их плантационные песни содержали в себе такие детали, как библейские еврейские имена и географические названия - Моисей, Иерусалим, Иордан, и другие. Это в ещё большей степени подкрепляло выгодное положение иудаизма в данном контексте, так как к концу девятнадцатого века в среде чернокожего населения США уже имели место быть проявления иудейской культуры. Также существуют конспирологические теории, якобы подтверждающие, что еврейский род начинался с представителей чернокожей расы. Это создавало в рамках образовавшихся религиозных объединений чувство истинной принадлежности к далёкой родине, и принадлежности к народу, который обладает длительной и имеющей мировую значимость историей.

Второй из упомянутых факторов (связь религии с африканской культурой) заставил обратить внимание основателей новых религиозных культов на ислам. Ислам начал активно распространяться по территории африканского континента начиная с 13-го века - тогда он, в результате взаимопроникновения с местными африканскими культурами, образовал особую исламизированную культуру. Она играла роль промежуточного звена для взаимодействия между мусульманским Востоком и южными регионами Африки. В ходе последующей морской торговли ислам распространился на о. Мадагаскар, после чего основными путями проникновения ислама на южную часть африканского материка стали пути с о. Мадагаскар, и с Индонезийского архипелага. Затем распространение данной культуры было во многом обусловлено деятельностью Голландской Ост-Индской компании, которая завозила в Капскую колонию (южная часть Африки) индонезийцев, мальгашей, индийцев, китайцев. Таким образом, уже на момент колонизации африканского континента в данном регионе был распространён ислам, что впоследствии и стало одной из главных причин образования религиозных культов на его почве среди чернокожего населения в США. Более того, дополнительным благотворным фактором стало то, что в конце девятнадцатого века ислам не был так распространён на территории США, как христианство или иудаизм. Это лишило основателей новых культов необходимости решать вопросы взаимодействия с уже существующими религиозными объединениями данного течения. Также, это позволило создавать новый религиозный культ без опоры на каноны, существующие в рамках оригинальной религиозной конфессии.

Наконец, чертой, которая связана и с иудаизмом, и с исламом, является тот факт что использование данных религий для опоры в создании новых культов позволяет в ещё большей степени очернить образ белого населения, ассоциируемого с христианской религиозной конфессией. Эта возможность существует ввиду двух факторов. Первый из них связан с тем, что ислам воспринимался афроамериканцами как религия, которая противостоит христианству как оплоту рабовладельческой системы. Две монотеистические религии, христианство и ислам, на тот момент уже на протяжении долгого времени находились в режиме перманентной конкуренции, в прошлом выливавшейся в кровопролитные битвы за территории, природные и людские ресурсы. Основной причиной противопоставления христианства и ислама в настоящее время, как и на тот момент, является исламский радикализм. Это многогранное явление с различными проявлениями в социальном, политическом и паравоенном аспектах. Однако центральной и объединяющей идеологией для различных представителей радикального ислама является вера в то, что мусульмане и Запад обречены на долгую битву, начавшуюся в первые дни ислама. В своё время на идею радикального ислама оказали влияние крестовые походы и европейский колониализм, а сегодня её подпитывает «иудейско-христианский заговор» против ислама, воплощенный в арабо-израильском конфликте. Распространение ислама и его военно-политическая экспансия в VIII-XI в.н.э. представляли для христианского Запада двойную угрозу — религиозную и политическую. В этот период христианство находилось в состоянии самообороны. Но с крестовыми походами на исламский Восток история изменила свой вектор. Христианское вторжение на мусульманские земли в XI-XII веках оставило фатальный след в истории христианско-мусульманских отношениях на долгие столетия. Это драматичное столкновение было достоверно изображено в романе ливано-французского писателя Амина Маалуфа «Крестовые походы глазами арабов». Для мусульман крестовые походы стали символом и примером «воинствующего христианства» — раннего предвестника агрессии и империализма христианского Запада. Так, «религией меча», как многие называют ислам, на протяжении веков для мусульман было западное христианство. Завоевания раннего ислама, крестовые походы и расширение Османской империи открыли плацдарм для многовекового соперничества между исламом и христианством. Положение вещей изменилось, и западное христианство больше не находится под осадой ислама. Европейский колониализм представляет собой религиозную и политическую проблему для мусульманской наднациональной религиозной общины (уммы). До периода европейского колониального господства в мусульманской общине не было политического доминирования иноверцев. Колониализм преобразовал мусульманскую идентичность, автономию и культуру с помощью инструментов насилия. Для консервативных социальных слоёв мусульманских обществ ответ на иностранное господство должен быть взят из религии, а точнее из примера пророка Мухаммеда. Варианта два: либо уйти с территорий, находящихся под властью иноверцев (хиджра), либо начать священную войну против угнетателей (джихад). Для широких мусульманских масс хиджра невозможна, а джихад обречён на провал из-за превосходящей военной силы Европы. Выходом для глубоко верующих людей стала капсуляция, впоследствии переросшая в религиозный фанатизм. Сегодня же, по мнению ряда западных аналитиков, ислам представляет тройную угрозу для Запада — политическую, демографическую и цивилизационную. «Тройная исламская угроза» спровоцировала «тройной ответ Запада». Политическая опасность, создаваемая исламом, должна быть преодолена с помощью «войны с терроризмом», демографическая — с помощью исламофобии, а цивилизационная — через трактаты о столкновении цивилизаций. Данное противостояние, параллельно с отождествлением многими людьми Запада и христианства, так же порождает причину для чёрных мусульман с ксенофобией относиться к представителям христианской религии и белой расы. В случае с иудаизмом, основы данной религии позволяли настроить представителей чернокожего населения против белого христианского населения США посредством конспирологии. Основной её замысел можно вынести из доктрины, авторство которой принадлежит основателю одного из наиболее известных религиозных культов чёрных иудеев, «Хранители заповедей Бога живого» - Уэртуорта А. Мэтью. Согласно доктрине А. Мэтью, представителям чернокожего населения, якобы являющимися “потерянной овцой Дома Израиля”, было навязано христианство с той целью, чтобы отнять их религию, науку, имя, и окончательно тем самым их поработить. Из этого следует, что, как и в случае с объединениями чёрных мусульман, среди определённого ряда течений чёрных иудеев существовало мнение о том, что христианство является оплотом ущемления чернокожего населения.

И объединения чёрных мусульман, и объединения чёрных иудеев в своей деятельности в той или иной мере опирались на малообразованное население чернокожих гетто США. Это следствие другого преимущества, которым в данном контексте обладали эти религии. На фоне противопоставления иудаизма и ислама христианству, данные движения получали возможность набирать участников из тех слоёв общества, которыми было отвергнуто популярное на то время движение, возглавляемое Мартином Лютером Кингом. Используя в качестве главного рычага воздействия на чернокожее население США христианскую церковь, М.Л. Кинг не имел возможности широко воздействовать на население гетто, в особенности в северной части США - большая часть населения гетто на Севере США состояла из представителей чернокожего населения, которые после Гражданской войны перебрались с Юга в поисках лучшей жизни и лучших перспектив, и только ушли от уходящего корнями к «христианскому» рабовладению ущемления чернокожего населения на Юге страны. Из этого следует, что большинство представителей населения гетто на Севере США отвергали движение М. Л. Кинга ввиду отвержения христианства в целом. Таким образом, большое число представителей чернокожего населения США оставалось потенциальными кандидатами на вступление в объединения чёрных мусульман, чёрных евреев, и других отвергающих христианство социальных групп.
     Так, из особенностей ислама и иудаизма, как основы для создания культов среди чернокожего населения США, можно выделить следующие черты данных религий: возможность отождествления истории чернокожего населения США с историей избранного богом в рамках иудаизма народа, предоставление иудаизмом почвы для появления конспирологических теорий, связь ислама с африканской культурой, изначальная непопулярность ислама на территории США, предоставляемая в рамках ислама и иудаизма основа для взращивания религиозной и расовой ксенофобии, возможность ориентирования на слои общества, недоступные для влияния со стороны христианской церкви.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!