Значение детского музыкального фольклора



Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в жизни, откликающийся на горе и радость других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. 

Значение детского музыкального фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций.

Международный совет народной музыки (IFMC) уже на следующий год после своей организации (1947 год) принимает специальную резолюцию, где записано: «Народная музыка должна использоваться на всех ступенях образования». Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «потребности», которые являются главными и в современной педагогике, - забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, то есть забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой. Актуальность разработки проблем музыкального краеведения, позволяющего учитывать краеведческий принцип в музыкальном воспитании и вносящего в обучение комплекс национально-региональных особенностей, очевидна. Народный фольклор укрепляет нравственный облик, историческую память, наполняет глубоким содержанием всю размеренную жизнь народа. В фольклоре получают выражение эстетические и нравственные идеалы данного народа, а также его своеобразие как «коллективного художника», и похожего на другие народы, и отличного от них.

Большое значение в приобщении детей к фольклору имеет этнографическая подготовка учителя, которая нужна для того, чтобы педагог умел «включить» детей в фольклор как в творческое действо, не разрушая его синкретической основы.

 

 

Список литературы

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. – Мурманск., 2002.

3. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. - М., 1990.

4. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.

5. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. – М.: изд. центр «Академия», 2005.

5. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3.

8. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. - М., 1995.

9. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. - 1972, № 10.

10. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996.

11. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество). - М., 1988.

12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.

13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.

14. Рубцова И.П. Народная культура в школе: Народный календарь и фольклор: методическое руководство. - Самара: СамГПУ ,1995.

 

15. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985

 

Приложение

                                                                                              Приложение 1

Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:


Потягунюшки,

 Порастунюшки,

 Поперек толстунюшки,

 А в ножки – ходунюшки

 А в ручки – хватунюшки,

 А в роток – говорок,

 А в головку – разумок.

 

Или:

 

“Потягушечки!

 Порастушечки!

 Поперек толстушечки,

 Руки – хватушечки.

 Ноги – бегушечки”.


 

Потешка “ладушки, ладушки” преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками “фонарики”, затем хлопает ладошками.

 

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

                                                                                                      Приложение 2

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

 

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухаpи толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

 

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Приложение 3

Небылицы

 

Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.


 


Из-за леса, из-за гор

 Едет дедушка Егор.

 Сам на лошадке,

 Жена на коровке,

 Дети на телятках,

 Внуки на козлятках.

 

 

 Дивилась бабушка каждая:

 Одним днем

 Не обойдешь кругом.

 Всей деревней ели

 Целую неделю.


 


Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

 

 

                                                                                                    


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!