Терминология детского музыкального фольклора.



Ярославский Педагогический Университет

Им. К.Д. Ушинского

Контрольная работа по предмету

«Народное музыкальное творчество»

на тему:

« Детский музыкальный фольклор»

Выполнила студентка

Заочного отделения

Педагогического факультета

Специальности

«Музыкальное образование»

Шарова Наталия Олеговна

Шифр МУ 0226 № группы 64 «Г»

Преподаватель: Новикова Любовь Павловна

Год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

 

1. Из истории собирания и изучения детского фольклора……………….4

 

2. Терминология детского музыкального фольклора……………………..7

 

3. Классификация детского фольклора…………………………………….11

 

4. Календарный фольклор…………………………………………………...25

 

5. Потешный фольклор……………………………………………………...29

 

6. Игровой фольклор………………………………………………………...31

 

7. Заключение………………………………………………………………...35

 

Список литературы………………………………………………………….36

 

Приложение………………………………………………………………….37

 

 

Введение

В различные исторические периоды развития нашей страны (начиная с XVIII века, когда в России сложились все ведущие жанры музыкального фольклора) передовые представители науки и искусства высоко ценили произведения народного творчества. Их изучению придавалось огромное значение, так как это связывалось с необходимостью постижения основ национальной культуры.

В школьной программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского (несмотря на её отдельные спорные моменты), а также в современных программах по музыке  ставится задача научить детей понимать, что народное творчество - основа и «композиторского» творчества и музыкальной культуры в целом. Все это свидетельствует о том, что интерес к изучению народного искусства не оставляет исследователей в наши дни и должен занимать подобающее место в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход советскими учёными в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признав детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества, учёные – филологи занялись его исследованием.

В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание всё больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора: Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим из них является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Из поколения в поколение переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

 

Из истории собирания и изучения детского фольклора

Собирание детского фольклора началось позднее собирания других видов народной поэзии. Первые его записи появились в печати в 30 – 40-х годах XIX века, но это были единичные тексты детских песен и описания детских игр. В 50 – 60-е годы XIX века отмечены в России общим подъёмом интереса к педагогическим вопросам и народной школе. Появилось значительно больше записей. Народное детское творчество обратило на себя внимание, как явление большой художественной и педагогической ценности.

В 60-х г. XIX в. важную роль в распространении и пробуждении интереса к детским песням сыграл журнал «Учитель», в котором появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребёнка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Большое художественное и научное значение имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник детских произведений – П.А. Бессонова «Детские песни», в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (всего 150 песен), записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В приложении даны музыкальные записи нескольких песен, которые с голоса Бессонова записывал В.Н. Кашперов, а просматривал А.Н. Серов. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати В.Ф. Одоевским.

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов, был П.В. Шейн. Собранные им песни сначала печатались в журналах, а затем в 1870 году вышли отдельным изданием под заглавием «Русские народные песни», а в 1892 году был опубликован первый том (в двух выпусках) издания  Академии наук «Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п». Шейн первый внёс некоторую систематизацию в детский фольклор:  все песни он разделил на два больших раздела – в первый из них вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых. Сюда он вносит:  колыбельные, потешки(песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом, связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием его на коленях), прибаутки, а во второй раздел помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста. Это был первый свод детского фольклора.

Заслуженной популярностью пользуется книга Г.А. Покровского «Детские игры». В ответ на разосланную автором программу собирания детского игрового материала он получил более двух тысяч записей из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр.

В дореволюционных публикациях очень мало музыкальных записей детских песен. Небольшое количество мелодий русских народных детских песен дано в приложении к упоминавшемуся сборнику П.А. Бессонова «Детские песни»; нотное приложение к девяти песням помещено в сборнике «Песни колыбельные, детские и прибаутки».

Были выпущены и другие сборники:

- Е. Водовозова 1871 год, Петербург – «Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями»;

- М. Мамонтова 1872 год, - «Детские песни на русские и малороссийкие напевы» под ред. П.Чайковского;

- Н. Вессель и Е. Альбрехт 1876 год сборник «Гусельки» - 115 колыбельных, детских и народных песен и прибауток с голосами и с аккомпанементом фортепиано записаны с голосов нескольких деревенских девушек и женщин;

- Е. Швидченко (Быстров) 1903 год – «Святочная хрестоматия» - 27 колядок русских, малорусских и других славянских народов с напевами;

- Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете 1916 год – «Школьный сборник русских народных песен».

К сожалению, все эти и подобные им сборники отличались рядом недостатков. В большинстве случаев мелодии детских песен записывались не от самих детей, а от взрослых, исполнявших их по памяти, они искусственно прилаживались к текстам из сборников Сахарова, Бессонова, Можайского, Шейна и других. Это приводило к тому, что нередко характер напева не совпадал с жанром песни. Кроме того, большинство мелодий детских песен подвергались обработке или переделывались. Бывали случаи нарушения нотной орфографии, несовпадения ритмической структуры напева с текстами отдельных песен. В упомянутых сборниках отсутствуют записи, сделанные с помощью фонографа, поэтому помещённые в них материалы не имеют этнографической достоверности – по ним трудно составить правильное представление о мелодике детских песен.

Общий подъём в области музыкальной фольклористики на рубеже XIX  - XX веков почти не отразился на собирании произведений детского музыкального творчества – записи детских песен продолжали носить случайный характер.

Широкое изучение детского фольклора началось после победы Октябрьской революции. В советское время воспитание детей стало делом государственным, всенародным. Народному творчеству стали придавать большое значение, произведения детского фольклора начали использовать в учебной школьной литературе. Десятки учёных и литераторов записывали произведения детской народной поэзии.

Первый опыт углублённой разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный советский теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Г.С. Виноградов. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов на местах собрал такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие из них удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников.

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежала О.И. Капице. По её инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе (РГО) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. По детскому фольклору Капица опубликовала ряд статей, первый большой сборник «Детский быт и фольклор» и несколько библиографических обозрений специальной литературы. Её труд «Детский фольклор» - единственная пока в данной области русской фольклористики обобщающая работа собирательской, издательской и исследовательской деятельности.

Несмотря на широкое распространение детского фольклора, случилось так, что интерес к нему в науке угасал. В начале 30-х годов собирание и изучение его практически прекратилось.

Возрождение интереса к традиционному народному детскому творчеству способствовала статья В.П. Аникина «Детский фольклор», в которой был выдвинут ряд новых теоретических положений. Как бы продолжая исследовательские традиции Г.С. Виноградова, М.Н. Мельников в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу «Русский детский фольклор Сибири». Был опубликован сборник Б.Б. Ефименковой «Северные байки», отличающийся высокой степенью этнографической достоверности. Тем не менее, в многочисленных сборниках музыкального фольклора, изданных в советское время, образцы детского фольклора единичны: это преимущественно колыбельные песни, прибаутки, игровые припевы.

Исследования по детскому фольклору показывают, что в основном записи делались от взрослых исполнителей. Они пели песни, хранившиеся в их памяти со времён детства, или исполняли напевы, предназначенные детям. И почти полностью отсутствуют публикации собственно детского музыкального материала, зафиксированного от самих детей, не выявлены особенности детского репертуара, специфика детского исполнения.

 

Терминология детского музыкального фольклора.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

История происхождения и развития детского фольклора не вполне изучена, но многие исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребенок органично включен. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре детского фольклора, его сюжетно-тематическом составе, роли и функциях в жизни ребенка, системе поэтических средств. Исторически детский фольклор объединяет три пласта: творчество взрослых для детей, фольклорное творчество взрослых, постепенно перешедшее к детям, собственно детское фольклорное творчество.

Существует в основном две точки зрения на объем и содержание понятия детский фольклор. Одна заключается в том, что к детскому фольклору относятся все три пласта устно-поэтической народной культуры. Другая выводит творчество взрослых для детей из состава фольклора детского, считая этот пласт особой областью фольклора взрослых (таковые материнская поэзия или поэзия пестования).

Как сфера народной культуры, которая ориентирована на особенности и потребности, характерные для детского возраста и его различных этапов, фольклор детский относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению ее многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. В современной науке в детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающейся личности ребёнка; фольклор как регулятор социального поведения ребёнка в детском коллективе.

Детский фольклор существенно отличается от фольклора взрослых по своему содержанию и художественной форме, и по условиям бытования и выполняемым функциям. Очевидно, именно ориентация детского фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом, каждая из них, обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследования народного менталитета.

В XX веке формируется, в том числе и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается детский фольклор.

Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. Вместе с тем следует сказать, что поэтическое творчество детей не изолированно от поэтического творчества взрослых, свидетелями которого дети являются с самых малых лет. Уже в младенческом возрасте дети слушают так называемые потешки взрослых, с помощью которых они приучаются играть ручками, ножками. Уже в это время буквально с молоком матери детям прививаются навыки использования фольклора в игре. С раннего возраста дети слушают «докучные» сказки о животных и подобные им. Отдельные сказочные образы и сюжетные ситуации, короткие сказочные песенки дети вводят в свои игры, создают на их основе игровые драмы, разыгрывают своеобразные театральные представления.

В прошлом, на зимних собираниях молодежи, на вечеринках, в праздники нередко устраивались своеобразные состязания в загадывании и отгадывании загадок, что развивало сообразительность, образно-поэтическое мышление. Нередко загадки загадывались детям в семейном кругу для их развития. Взрослые понимали, что «игра загадками» - это тот тематико-словесный мир, который ребёнку близок и понятен. Поэтому и не удивительно, что и в репертуар детского фольклора вошли загадки.

Произведения детского фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог, а в детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога. Также детские песенки нередко начинаются с обращений.

Например:

Коровушка, бурёнушка,

Подай молочка,

Покорми пастушка.

Многие жанры детского фольклора заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, нередко животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк - «серко», медведь - «из берлоги валень», мышь - «норьппка», комар - «пискун». Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») - это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.

В детском фольклоре очень разнообразно развертывается словотворчество, мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но, несмотря на эту необычность, они вполне понятны.

Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма, большое значение придается звучанию слова. Нередко то или иное слово в произведениях детского фольклора употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок. 

Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование.

Народная музыка (музыкальный фольклор) - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

Истоки народной музыки, как и других искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями.

Основные виды музыкального народного творчества - песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе ее исполнения.Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций.

Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина. Это были - календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальные песни), песни исполняемые во время полевых работ (покосные, жатвенные песни), песни на рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи - причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота.

 Позднее, наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры. В них, на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен приходят развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская дойна), инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов и других инструментальных ансамблей и оркестров).

В других жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного (карельские руны, русские былины, южнославянский эпос),  до богато орнаментального (лирические песни ближне - и средне - восточных музыкальных культур). Кроме того  многоголосия (полиритмические сочетания попевок в ансамблях африканских народов,  немецкая хоровая аккордика, средне-русская подголосочная полифония), ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений), ладозвукорядных систем (от примитивных узко объемных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные), произведения в целом.

Ценность детского музыкального фольклора в том, что он доступен всем детям, даже с плохим мелодическим слухом. Интонирование детских песенок, попевок, развивает голос, память, творческое мышление. Помимо этого, дети учатся вслушиваться в пение друг друга. Для детей младшего школьного возраста это особенно сложно. А ведь умение слушать себя и других - основной принцип русской песенной традиции. Очень важно сохранить именно хоровое пение. «Хором петь безопаснее», - говорили в старину, что свидетельствует о древнейшей мировоззренческой праоснове: одинокий человек слаб и беззащитен перед природой и судьбой».

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

В.П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова».

Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки), так и в жанрах, разработанных самими детьми (считалки, дразнилки).

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!