Текст и жизнь: церковь - община, страдающая вместе со всей тварью



Каким же образом Церковь должна реагировать на пастырские и политические реалии нашего времени? Установив, что Новый Завет не оставляет нам возможности сочувствовать гомосексуальному поведению, мы так и остаемся лицом к лицу со сложными проблемами, требующими твердых и вместе с тем исполненных сочувствия мер. Какие решения должна принимать Церковь, сталкиваясь с практическими вопросами, вытекающими из ее отношения к гомосексуализму? Как воплотить свидетельство Нового Завета в жизнь Церкви? На этих страницах я перечислю несколько основных проблем и предложу некоторые решения, основанные на изложенных выше экзегетических и богословских рассуждениях. Прежде всего, люди, разделяющие библейское осуждение гомосексуализма, не должны забывать предостережения Павла (Рим 2:1-3): все мы «неизвинительны», все мы подпадаем под Божий суд, как и под Его милосердие.

(А) Должна ли Церковь отстаивать гражданские права гомосексуалистов? Да. Любой разговор о попытках Церкви влиять на социальную политику «кесаря» требует комплексной ориентации. (Насколько сложна эта проблема, видно хотя бы из споров вокруг приема геев на военную службу в США. В этой книге я уже говорил, что христианам вообще не место в армии. В таком случае вправе ли мы настаивать на допущении геев в ряды организации, которую мы в принципе не одобряем?[37]) Конечно же, Церковь не может допустить, чтобы лица с гомосексуальной ориентацией подвергались злонамеренной дискриминации, и в той мере, в какой христиане были повинны в такого рода дискриминации в прошлом, мы должны покаяться и стараться впредь жить согласно Евангелию примирения.

(Б) Могут ли гомосексуалисты быть членами Церкви? С тем же успехом можно спросить: «могут ли быть членами Церкви завистники?» (ср. Рим 1:29) или «могут ли быть членами Церкви алкоголики?» Де-факто они само собой являются членами Церкви. Если только мы не воображаем, будто Церковь - это идеальная и безгрешная структура, гомосексуалисты должны быть допущены и приняты наравне с прочими грешниками в сообщество людей, верующих в Бога, который оправдал безбожных (Рим 4:5). И если они не будут приняты, я уйду вместе с ними, и пусть в святом месте остаются лишь те, кто вправе бросить первый камень.

Это означает, что и впредь мы должны искать способы жить в общине, раздираемой несогласиями по важнейшим вопросам морали, и сохранять при этом уважение к своим братьям и сестрам во Христе. Если Церковь намерена прибегать к суровому наказанию и отлучать кого-либо, существуют гораздо более тяжкие провинности, нежели гомосексуализм - например, насилие и материализм, - и тогда уж начинать надо с них.

Вместе с тем я готов утверждать, что в пастырские обязанности Церкви входит обличать христиан-гомосексуалистов, дабы они обратились и искали иного самоопределения в рамках Писания. Люди, исполняющие в общине обязанности учителей и проповедников, должны блюсти библейский стандарт и призывать следовать ему всех, кто готов слушать. Это непростой и узкий путь между крайностями, но подобный путь Церковь избирает также во многих других вопросах. Может ли расист быть членом Церкви? Вероятно, да, но мы уповаем, что Церковь предъявит такому человеку моральную парадигму, которая поможет ему измениться, и молимся об этом. Может ли солдат быть христианином? Вероятно, да, но мое понимание Писания требует, чтобы я побуждал солдата отвергнуть путь насилия и последовать за Иисусом по нелегкому пути отказа от насилия как средства осуществления справедливости (см. главу 14). По своим богословским взглядам на природу насилия я принадлежу к меньшинству как в современной американской церкви, так и с точки зрения доминирующей позиции Церкви на протяжении истории. Я не собираюсь изгонять из общины наших воинственных братьев и сестер и надеюсь, что они не изгонят меня. От наших взаимоотношений я ожидаю совсем иного: упорной этической дискуссии, в ходе которой мы постараемся выяснить, подобает ли христианину в каких-то случаях браться за меч. Некоторые вполне искренние христиане добросовестно принимают на веру доктрину справедливой войны, а другие столь же искренние христиане столь же свято уверены, что гомосексуальные связи не противоречат воле Божьей. Лично я по причинам, изложенным в данной книге, полагаю, что обе эти группы заблуждаются, но данные проблемы настолько сложны, что нам следует для начала принять друг друга как братьев и сестер во Христе, а потом уже, в совместном размышлении над свидетельством Писания, искать способы примирить наши разногласия.

(В) Могут ли христиане, обнаружившие в себе склонность к однополой любви, продолжать свою гомосексуальную деятельность и считать при этом себя христианами! Нет. Тот Единственный, кто имел право бросить первый камень, удовольствовался приказом: «Иди и больше не греши». Для христианина с гомосексуальной ориентацией столь же неприемлемо сохранять гомосексуальные связи, как для христианина-гетеросексуала - пребывать в блуде. (В той мере, в какой Церковь идет на компромисс в вопросах гетеросексуального целомудрия за пределами брака, всякое неодобрение гомосексуальных связей с ее стороны будет выглядеть предвзятым и несправедливым). Если христианин-гомосексуалист не в состоянии сменить ориентацию и вступить в гетеросексуальный брачный союз, ему остается лишь подчинить свою жизнь строгому половому воздержанию.

Вопреки удобной иллюзии, поддерживаемой массовой культурой в Соединенных Штатах, сексуальное удовлетворение не принадлежит к числу «священных» прав человека и соблюдение целомудрия не является худшей участью, нежели смерть. Католическая традиция может кое-чему научить нас, выросших в протестантских общинах. Хотя принудительное безбрачие священников отнюдь не предписывается Библией, пожизненное воздержание от секса полезно для того, чтобы «благочинно и непрестанно служить Господу без развлечения» (1 Кор 7:35). Христианская этика могла бы обратить внимание на тот факт, что без половых отношений обходились и сам Иисус, и Павел. Следует также отметить, что в 1 Кор 25-49 целомудрие рекомендуется в качестве предпочтительного образа жизни для всех, а не только для избранной касты священников. Нам предстоит большая работа в Церкви, чтобы вернуть достоинство и ценность безбрачию.

В последнем письме ко мне мой друг Гэри с настойчивостью говорит об императиве ученичества: «Следует ли исключить гомосексуалистов из общины верных? Ни в коем случае. Но всякий, кто вступает в такую общину, должен знать, что это - место преображения, место дисциплины и учения, а не только приют, где к тебе отнесутся с пониманием и утешат». Община требует от своих членов стремления к святости и способствует трудному процессу формирования характера, который совершенно обязателен для учеников Иисуса. Церковь - это община, внутри которой складываются истинные дружбы, оказывается эмоциональная поддержка и происходит духовное формирование каждого, кто вступает в ее круг. Одиночки, независимо от их сексуальной ориентации, особенно остро испытывают потребность в такого рода поддержке. В этой области, как и во многих других, Церковь сохранит верность своему призванию, только если будет функционировать как антипод светскому сообществу.

(Г) Должна ли Церковь санкционировать и благословлять гомосексуальные союзы? Нет. Церковь должна и впредь, как прежде, учить, что для созданных Богом и наделенных полом существ есть лишь два способа построить свою жизнь по правилам верного ученичества: гетеросексуальный брак или воздержание от секса.

(Д) Означает ли это, что люди с гомосексуальной ориентацией принуждены к безусловному целибату, в отличие от людей с гетеросексуальной ориентацией? Ответ на этот вопрос требует нюансировки. Павел считал целомудрие даром, но из этого отнюдь не следует, что люди, не получившие такого дара, вправе удовлетворять свои сексуальные влечения вне брака. Индивидуумы с гетеросексуальной ориентацией точно так же призваны воздерживаться от секса, пока не вступят в брак (1 Кор 7:8-9). Единственное - хотя и весьма существенное - различие заключается в том, что люди с гомосексуальной ориентацией не располагают альтернативой гомосексуального «брака». Что же им остается? Они находятся точно в таком же положении, в каком находятся гетеросексуалы, желающие вступить в брак, но не нашедшие подходящего партнера (а таких людей немало): они обязаны соблюдать отнюдь не легко дающуюся дисциплину, «стеная об искуплении тела нашего» (Рим 8:23). С подобным описанием подлинно христианского состояния не согласится только человек, никогда не сталкивавшийся по-настоящему с грозными императивами Писания, которые постоянно бросают вызов нашим «естественным» порывам и обличают их тщету.

В значительной степени нынешние дискуссии сосредотачиваются на этом последнем пункте. Сторонники безусловного приятия гомосексуализма опираются на упрощенную антропологию: мол, что существует, то и оправдано. В их богословии есть место творению, но только не греху и не искуплению. Более того, эти люди живут в осуществившейся эсхатологии, где личное удовлетворение приравнивается к удовлетворению сексуальному и сексуальное «спасение» наступает прямо сейчас. Написанный Павлом портрет человеческого рода - падших созданий, живущих в оковах греха, но обладающих свободой во Христе для послушания веры, предлагает совершенно иную оценку нашей сексуальности: полное спасение тела наступит в грядущем, по воскресении. Эсхатологический вопрос становится водоразделом, отделяющим традиционную позицию от ревизионистской.

(Е) Должны ли христиане-гомосексуалисты пытаться изменить свою ориентацию! Трудный вопрос, но и на него отвечать следует в рамках новозаветной эсхатологии. С одной стороны, преображающая власть Духа реально присутствует среди нас и нельзя не принимать всерьез свидетельства бывших гомосексуалистов, излечившихся и изменивших свою ориентацию. Эти люди исповедуют (говоря словами гимна, сочиненного Чарльзом Уэсли), что Бог «разрушает власть греха, отпускает пленников на свободу[38]. Если в нашей жизни отсутствует подобная надежда, значит, мы немногого ждем от Бога. С другой стороны, «еще нет» играет огромную роль в нашей жизни и с не меньшим вниманием мы обязаны прислушаться к свидетельству тех, кто, как Гэри, годами безуспешно молился, страдал и искал исцеления в христианкой общине. Возможно, для многих людей наилучшим выходом в это время между времен окажется жизнь в дисциплинированном воздержании, свободная от одержимости похотью. (Этого же стандарта должны придерживаться и неженатые люди гетеросексуальной ориентации). Ближе к концу своей жизни Гэри достиг такого духовного состояния: «Со Дня всех святых я чувствую себя преобразившимся. Больше я не считаю себя гомосексуалистом. «Подумаешь, - скажет кто-нибудь, - тебе сорок два года, и ты умираешь от СПИДа. Тоже мне, жертва!» Но я пришел к этому состоянию не усилием воли, не в попытке исправиться и сделаться более угодным Богу. Нет, Бог сделал это для меня. С моих плеч свалилась огромная тяжесть. Я не сделался «нормальным» - говоря словами апостола Павла, я стал скопцом ради Христа»[39].

(Ж)Можно ли посвящать в сан человека с «нетрадиционной» сексуалъной ориентацией? Я намеренно оставил этот вопрос напоследок, поскольку его и нужно рассматривать в последнюю очередь. Очень жаль, что в различных деноминациях водоразделом сделался именно вопрос о посвящении в сан гомосексуалистов. Постоянные дискуссии имели одно несомненно дурное последствие: укрепился двойной стандарт морали – для священства и для мирян. Гораздо лучше было бы сформулировать единую норму для всех последователей Иисуса. Запрет на гомосексуальные связи входит в моральный катехизис Церкви, а не в набор требований, предъявляемых к священству. Было бы произволом выделять гомосексуализм как единственный грех, препятствующий посвящению (и в Новом Завете об этом речи не идет). Ведь Церковь не вводит специальных ограничений, запрещающих посвящать жадных или самодовольных. Эти вопросы остаются на усмотрение органа, экзаменующего кандидата на сан. Совет или коллегия решают, обладает ли конкретный кандидат дарами и благодатью, потребными для служения. В любом случае человек с гомосексуальными наклонностями будет вполне достойным кандидатом на рукоположение, если будет стремиться жить в целомудрии.

Итак, мы живем в общине, которая, следуя примеру Иисуса, принимает грешников, не умаляя при этом Божьей справедливости. Мы исповедуем благодать Божью, освобождающую от смятения и отчуждения, помогающую нам достичь цельности, но мы знаем, что цельность остается в этой жизни мечтой и упованием, а не реальным достижением. Христиане-гомосексуалисты, живущие среди нас, могут указать нам на кое-какие подлинные факты нашей жизни в эпоху между Крестом и окончательным искуплением наших тел.

В культурной среде, поощряющей удовлетворение всех желаний, в церковной среде, где зачастую проповедуется ложное учение об Иисусе, который якобы потакает всем нашим желаниям, людям, идущим по узкому пути послушания, есть, что сказать миру и общине. Павел видел в языческом гомосексуализме один из наиболее очевидных симптомов падшего состояния человечества, и, напротив, в Гэри и в других гомосексуалистах из числа друзей и коллег я видел проявление Божьей благодати, совершенное в слабости (2 Кор 12:9). Гэри на собственном опыте убедился в зловещей власти греха над падшим миром и все-таки сохранил веру в любовь Божью. Так в нем воплотилось «страдание нынешнего времени», о котором Павел говорит в Рим 8: вкушая сладостную свободу «первых плодов Духа», мы продолжаем стенать вместе со всей тварью, страдающей и гибнущей в оковах.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!