Типы поселений. Традиционные города Африки



Африка и в наши дни остается континентом с преобладающим сельским населением. Однако в последние годы значительно возрастает и городское население. Современные города Африки — или наследники старых столиц и торговых городов (Уагадугу или Момбаса) или разросшиеся европейские фактории и крепости (Дакар и все южноафриканские города).

Африканская традиция поселений знает и город, и деревню. Эти два типа поселений всегда четко различались. У йоруба и хауса, например, существовали разные названия для обозначения городского и деревенского населения.

В доколониальной Африке были 3 зоны ярко выраженной городской цивилизации. Первая — нильско-суданская с городами Напата, Мероэ, Аксум, Адулис, где начало складывания городов относится ко II—I тыс. до н. э. Другая зона — Западная Африка с городами хауса, йоруба, торговыми городами государств Гана, Мали и Сонгаи, достигшими своего расцвета в XI—XVII вв. Третья — города-порты по всему побережью Индийского океана от Сомали до Мозамбика, возникшие в VIII—XII вв.

Африканские города в средневековье возникали либо как торговые или ремесленные центры (Кано, Томбукту, Дженне), либо как резиденция правителей (Уагадугу) или культурно-религиозные центры (Иле Ифе), либо совмещали эти функции (Ойо, Сокото и др.).

В других районах Африки развитых городов не было, но в Центральной Африке и в районе Межозерья столицы-резиденции правителей раннеклассовых государств представляли собой своеобразный тип поселения, который по многим признакам был близок городу. Превышающие в несколько раз по численности деревни, они были населены свободными от налогов жителями, занимавшимися преимущественно ремеслами, нередко работой на заказ, придворными и челядью. Они были управленческими и религиозно-культурными центрами.

По планировке города чаще всего представляли собой поселения уличного плана с ярко выраженными кварталами. Центральную часть их обычно занимал двор правителя. Он нередко выглядел как небольшой город с дворцом верховного правителя, отдельными зданиями для его гарема, придворных, челяди, многочисленных служб. Там, где были приняты государственные культы (местные или заимствованные), значительную часть города занимали культовые сооружения или места. Непременная черта торгового города Западного Судана или Восточной Африки — отдельные кварталы чужеземных купцов, главным образом арабов.

Города, как и в Европе того времени, не имели водопровода и канализации, но выдерживали сравнение с городами других стран. Арабские путешественники нередко сравнивали многие из них с Меккой, а голландцы — с Гарлемом и Амстердамом. В некоторых городах мостили бамбуком улицы, делали водоемы для создания запасов воды. Все европейцы, бывавшие в африканских доколониальных городах (в XV— XVII вв.), отмечали чистоту, опрятность этих зеленых и тенистых поселений.

Планировка деревень

Африканские деревни, как правило, сравнительно немногочисленны. По своей планировке и величине они различаются в зависимости от природных условий и мест расположения: на равнине или в горной местности, в сухих степях или заболоченных районах; они различались также в зависимости от социальной структуры общества.

Самые немногочисленные — временные поселения охотников и собирателей. У большинства же земледельческих народов и полуоседлых скотоводов, сочетавших скотоводство с земледелием, постоянные поселения объединяют несколько, иногда до десятка, больших семейств, не все из которых связаны кровным родством. Центральное место в таких деревнях занимают жилища семей потомков первых поселенцев.

Африка знает самую разнообразную планировку деревенских поселений. Для западных областей бассейна Конго и Верхней Гвинеи наиболее характерны деревни уличного плана; для большинства народов Центральной Африки — кругового; для Западного Судана, Камеруна и других мест — разбросанного. Однако вне зависимости от планировки в любой деревне непременно есть место для своеобразного клуба встреч. Обычно это поляна посреди деревни, где часто сооружен навес под крышей, но без стен. Здесь работали кузнецы, иногда ткачи, здесь вечерами у костра слушали легенды и сказки бывалых стариков, здесь же была и своеобразная судная площадь, где после выслушивания сторон вождь и его советники разрешали споры и выносили приговоры, здесь и ныне собираются свободные от хозяйственных забот мужчины, обмениваются последними новостями. Ритуальные хижины (место хранения священных барабанов и масок, изображений предков и прочих предметов культа) располагаются либо в центре деревни, либо вне ее, в особых священных рощах.

Скотоводы свои постоянные поселения строили как замкнутые круги (краали у зулусов или готтентотов) или квадраты (тембе у вахехе). В центр такого круга или квадрата на ночь загоняли скот и вход заваливали колючим кустарником. Обязательно выставлялась охрана. Такая планировка сохранялась и для временных поселений молодых воинов, кочующих со стадами, и остается там, где еще живо кочевое скотоводство.

В слабозаселенных саваннах, где до колонизации было достаточно свободных земель, получил распространение «хуторской» тип поселения, когда в деревне жили члены только одной большой семьи. Такие деревни, состоявшие из немногих легких, легко разбираемых хижин, существовали лишь несколько лет, пока плодоносили окрестные поля. После истощения жители уходили на расчистку новых и строили новую деревню.

Типы жилищ

Не менее разнообразны типы жилищ, отличающиеся по размерам, форме, используемым материалам. Самые примитивные жилища сохранились у бушменов и пигмеев. Бушмены традиционно не знали постоянного жилища. Для защиты от ветра и непогоды они использовали ветровой заслон из воткнутых в землю или растущих кустов и ветвей. Для большей надежности его прикрывали шкурами. В последнее время бушмены под влиянием соседей — банту и готтентотов — стали строить легкие хижины. Нередко их немного углубляют в землю. Такого же рода жилища долго сохранялись у горных дама Намибии, сандаве и хадзапи Танзании..

Жилище пигмеев — очень легкая временная невысокая хижина. Строительство хижины — женское дело, хотя место для нее выбирают мужчины. Из гибких ветвей делают каркас полусферической формы, который затем покрывают скрепленными или связанными в пучки листьями. Такое жилище сооружается очень быстро, в течение двух-трех часов, поэтому при перекочевках просто забрасывается.

Кочевые скотоводы сооружают легкие переносные жилища. Туареги, данакиль, кочевые арабы строят очень схожие друг с другом палатки. На деревянных подпорках либо укрепляют плотный куполообразный каркас, который покрывают циновками или шкурами, либо просто натягивают шкуры или ковровые ткани. Пол также устилают циновками, шкурами или коврами в зависимости от достатка семьи. Сомали, живущие в безлесных районах, деревянные основы — несколько жердей — перевозят при кочевках на верблюдах. Их жилище — «аггал» сферической формы. Основу палаток туарегов составляют п-образные деревянные рамы, на которые натягиваются козьи или бараньи кожи, окрашенные чаще всего в красный цвет. По бокам палатка закрывается циновками.

Жилища земледельцев и скотоводов, имевших постоянные поселения, весьма разнообразны и по форме, и по планировке, и по материалам, используемым для строительства. Если форма и планировка чаще зависят от традиций определенного этноса, то выбор строительного материала диктуется в первую очередь климатическими и природными, условиями. Так, в районах полупустынь все народы используют при строительстве жилища глину, камень, кустарники и низкие травы; в районе саванн — пальмы и другие деревья, для покрытия хижин — стебли проса, хлопка и других растений. В лесных районах основными материалами являются борассовая пальма, ротанг, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых, черенки от листьев бананов. Кроме того, при строительстве жилищ используют кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил.

Обычно жизнь африканца проходила на открытом воздухе, здесь, располагался очаг, здесь женщины занимались домашним хозяйством, а мужчины — ремеслами. Дом нужен был только для ночлега или для - укрытия от непогоды. Поэтому, например, традиционные африканские жилища почти все были без окон. Только в некоторых районах Африки с более прохладным климатом, преимущественно в горных районах Нигерии, Камеруна, Эфиопии, устраивают в доме отапливаемые лежанки. Это глинобитные скамьи с топкой, которые часто украшают лепным орнаментом или расписывают геометрическими узорами.

Хижину африканца скорее можно сравнить с комнатой, предназначенной для оного человека — мужчины или для одной женщины с самыми маленькими детьми. Каждая хижина — однокамерная постройка и часть комплекса жилища семьи, куда помимо нескольких жилых хижин входили также зернохранилища, навесы для очагов, кладовые. Весь этот комплекс иногда обносили глинобитной стеной, плетнем или живой изгородью.

Два наиболее типичных жилища африканских народов — квадратное в плане жилое помещение или круглая хижина. Первый тип чаще встречается там, где основным строительным материалом служит глина или камень. Дома йоруба — большие строения четырехугольной чрормы из нескольких комнат с выходами во внутренний двор. Посреди двора устраивалось углубление, куда стекала вода с крыш, из бассейна отводился водосток на улицу. Четырехугольное в плане жилище— «хыдмо» (сложенная из камня постройка с плоской крышей), распространено и в Эфиопии. Четырехугольные жилища строят и некоторые народы гвинейского побережья и бассейна Конго из другого материала: дерева и циновок. Такого типа жилища, например, у баконго и бакуба.

Второй тип жилища — круглая хижина. Чаще всего их сооружают в саванных и лесных районах из дерева, трав и листьев. Стены делают из жердей, переплетают травами или лианами. Крыша на жердевом каркасе делается из листьев пальмы, круглой конусообразной формы в районах, обильных дождями. Нередко она опирается не на стены, а на опорные столбы в центре хижины и вокруг стен на расстоянии 1— 1,5 м от них. Некоторые народы не только переплетают жердевые основы стен ветками, но и обмазывают их глиной или навозом. Так, у народов Эфиопии помимо четырехугольного «хыдмо» распространены и круглые «тукули». Также обмазывают глиной плетеные стены своих куполообразных хижин зулу и цилиндрические с конусообразный крышей — басуто. Немногие народы Западной Африки сооружают круглые хижины из глины — сусу и куранко в Гвинее делают глинобитные круглые в плане хижины с соломенной конусообразной крышей. Внутри такого сооружения — круглая комната в центре с примыкающими к ней отдельными помещениями.

Обязательным элементом усадьбы или деревни являются амбары, где хранят запасы зерна отдельной семьи или целой деревни. Чаще всего они сооружаются из глины. Для защиты от грызунов их обычно приподнимают над землей, а сверху прикрывают плетеной соломенной крышей или циновками. В некоторых особо заболоченных местностях амбары ставятся на сваях. Иногда на сваях же строятся и жилые помещения.

Многие народы Африки украшают жилища. Стены глинобитных или обмазанных глиной жилищ покрывают красочными декоративными узорами. Иногда на стенках домов можно увидеть до 15 различных оттенков. В Западной Африке живописную роспись делают на своих домах многие народы Гвинеи, Либерии, Ганы, Нигерии. Но если в Западной Африке преобладают сюжетные рисунки: сцены охоты, изображения животных, бытовые сценки, нередко — танцы в ритуальных масках, то у ндебеле и басуто мы видим только геометрические орнаменты. На глиняных стенах выполняются и рельефы. У большинства народов преобладают простейшие геометрические узоры: волнистые линии, треугольники, круги, прочерченные по сырой штукатурке пальцами.

Еще одна декоративная деталь африканского жилища — резьба на деревянных столбах-опорах, дверных косяках и дверных полотнищах. Этот вид искусства очень распространен на Занзибаре и в старых городах восточноафриканского побережья. Так как ислам запрещал изображение человека и животных, двери домов здесь покрывали сложным геометрическим или растительным орнаментом.

Убранство традиционного африканского жилища очень скромно. В хижинах пигмеев ворохи листьев заменяли постель, около стены складывали оружие и иногда — выменянные у соседей горшки.

Главное место в жилище — около очага. Чаще всего он устраивался снаружи, во дворе. Для большинства африканских народов характерен открытый очаг, лишь некоторые народы (бечуаны, например) складывали глинобитные печи.

У многих народов пользование различного рода скамеечками, табуретками, сиденьями было привилегией знати. Такие табуреты, как и «золотой стул» ашанти, делали, как правило, без спинки. Еще один предмет меблировки традиционного жилища, получивший особое распространение в Мавритании и в восточной Танзании, в том числе на Занзибаре, — ларцы, в которых хранили посуду и одежду. В старину их обильно украшали аппликацией из кожи, позднее оковывали листами прорезной меди, а небольшие ларчики для драгоценностей покрывали ажурной аппликацией чеканного серебра.

Утварь традиционного африканского дома была немногочисленна и проста. Там, где имелись залежи глины, большое распространение получила глиняная посуда. В богатых лесами районах предпочитали деревянную посуду, использовали также широкие плотные листья, плели тарелки, блюда и даже сосуды из тростника и ротанга. На Мадагаскаре широко использовали бамбук: в сосудах из его стволов носили и хранили воду. Из дерева делали чаши, сосуды для воды, подойники. Бушмены использовали в качестве посуды помимо вымененной у соседей керамики панцири черепах и скорлупу страусиных яиц, особенно для хранения воды.

Ныне широко распространилась утварь и мебель европейского образца. Посуда фабричного производства вытесняет традиционную. Сохраняет свое значение только посуда из плотной кожуры тыквы. Калабаш, или калебас — общеафриканское название для самой разнообразной посуды такого рода.

 

В) Одежда

В Африке можно видеть самые различные варианты традиционной одежды — от небольших передников и пучков листьев у бушменов и пигмеев до пышных одеяний мусульманских вельмож и сложной одежды туарегов.

Традиционная одежда выполняла не только чисто утилитарные функции (защита от холода, жары или непогоды), но и являлась социальным знаком. Если в обществах эгалитарных все члены их носили одинаковые одежды, то у народов, имевших раннегосударственные структуры, чем выше стоял человек на ступенях социальной лестницы, тем пышнее был его наряд. Обычай точно указывал, какие именно украшения можно было носить, какого покроя и из какого материала должна быть одежда. Эти правила в Африке соблюдались не менее строго, чем в средневековой Европе, где купечество, например, под страхом тяжелого наказания не имело права носить одежду из шелка и бархата. Нарушение их расценивалось как явное выступление против власти.

Различия в одежде наблюдались и в странах Центральной Африки еще в прошлом столетии. Например, у бакуба повседневная одежда мужчины представляла собой несшитую юбку до колен. В торжественных случаях бакуба носили одежду из луба: женщины скрепляли пальмовыми волокнами множество треугольных, ромбовидных или прямоугольных кусочков луба, окрашенных в черный или коричневый цвет. Мужскую одежду делали из гладкого одноцветного куска луба, на котором специальным молоточком выбивали узоры. Представители знати обматывали вокруг бедер длинный кусок лубяной материи темно-красного цвета, украшенный черными розетками и прямоугольниками.

Шкура леопарда — непременная принадлежность туалета знати высшего ранга почти у всех народов Африки. У многих народов только знать имела право носить сшитую одежду, а у баганда тонко выделанные из луба полотнища — привилегия высшего слоя придворных.

Знакомство и тесные контакты с арабским миром, а в Нижней Гвинее — с европейским не могли не оказать влияния и на одежду местного населения. Фески, чалмы, шаровары получили очень широкое распространение в Западном Судане и Восточной Африке.

В Центральной, Восточной и Южной Африке преобладала поясная одежда, чаще всего несшитая. В Западном Судане, Центральном Судане, Эфиопии, восточном побережье Африки, на Мадагаскаре большее распространение имела плечевая одежда, как несшитая, так и сшитая. Африканские народы широко пользуются неткаными материалами.

Наиболее скудна одежда бушменов и пигмеев. Бушмены (и женщины, и мужчины) носили узкие кожаные переднички, обильно украшенные осколками скорлупы, цветными крылышками насекомых, в последнее время — бисером. Пигмеи ограничивались кожаным поясом с небольшим передником, поясок сзади украшали еще пучком листьев. У женщин такие передники украшены чешуйками жуков. Из коры фикусовых деревьев пигмеи делали своеобразный материал — «мбугу», который европейцы назвали «замшей тропического леса», а этнографы знают под полинезийским названием «тапа». Размоченную в воде кору в течение нескольких часов выколачивали, затем, когда от твердой коры отделялось тонкое шелковистое волокно, его аккуратно и равномерно размазывали на огромных листьях. Высохшая масса через несколько дней образовывала плотную материю, которую вновь разминали колотушками, размачивали и снова разминали. Мбугу, изготовленная пигмеями бамбути и батва, пользовалась успехом и у соседей — банту.

Очень многие народы использовали для одежды шкуры и выделанные кожи диких и домашних животных. Женщины динка и нуэр носили спереди и сзади короткие кожаные передники, оканчивающиеся бахромой. Народы Южной Африки делали набедренники и передники из мерлушки. Для набедренника мужчины брали треугольный кусок шкуры, широкий конец которого прикрепляли спереди к поясу, длинный пропускался между ног и закреплялся сзади. Прямоугольный кусок шкуры служил женским передником. Здесь же широко распространены были «кароссы» — нечто вроде плаща или накидки из шкур, которыми укрывались в ветреную погоду или холодные ночи. Их делали из шкур антилоп, газелей, серебристого шакала и других диких животных, значительно реже использовали бычьи шкуры. Кароссы знати выделывались из шкур львов, пантер и шакалов. Их носили мехом внутрь и закрепляли на плече завязками из кожаных ремешков.

Относительная скудость поясной одежды компенсировалась отчасти обилием украшений. Нитки бус, ручные, ножные и шейные кольца, подвески, браслеты, налобные повязки носили все африканские народы. Материалы для изготовления украшений использовались самые разнообразные: медь, железо, слоновая кость, дерево, иногда золото, для ожерелий и браслетов — также бисер, раковины, тонкое волосяное, травяное и кожаное плетение.

В Африке были широко распространены и различные виды тканой, но несшитой одежды. Так, мужчины шиллуков носили куски хлопчатобумажной ткани, завязанные узлом на левом плече. Большинство народов Центральной Африки и глубинных областей Восточной обертывали вокруг тела такие же куски, но тканые из волокон пальмы-рафии. Одежды мужчин в этих районах — от бедер до колен, иногда — до щиколоток; женщины обертывали тело на уровне груди, закрепляя кусок ткани обычно под левой подмышкой узлом.

У некоторых народов Западной Африки, Мадагаскара и Эфиопии ныне существует несшитая одежда, которую носят поверх нижней: набедренной повязки или более сложных видов одежды. Это «кенте» у ашанти, «ламба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.

Традиционный костюм эфиопского крестьянина (в основе — костюм амхара) состоит из рубахи и штанов белого цвета. Мужская рубаха туникообразного покроя — «камис» — шьется из одного куска ткани с вырезом для головы, со стоячим воротником, вшитые длинные рукава сужены у пояса. Короткие и узкие штаны — «сури» сшиваются из двух полотнищ и четырехугольного клина, образующего широкий шаг, и немного ниже колен плотно обтягивают ногу. Рубаху носят поверх штанов. Широкий пояс «маканат» имеет в длину 6—10 м, в ширину 15—35 см; на обоих концах пояса вытканы разноцветными шелковыми нитками поперечные полосы. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз. Мужская одежда имущих классов населения обычно состоит из рубахи, штанов и особого вида бурнуса — «каббы», накидки из черного тонкого сукна, шелка или атласа, часто обшитой бахромой или золотой тесьмой. Женская одежда состоит из длинной плотной рубахи, «шаммы» и бурнуса. Национальный эфиопский орнамент вышивки на одежде отличается очень своеобразным и сложным рисунком, напоминающим то цветы, то геометрические фигуры и выполняется черным, красным и серым шелком.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса — «тобе» и шаровары. «Тобе» имеют слева на груди большой карман. Нередко они богато вышиты по вороту и около нагрудного кармана. Шаровары очень широкие, со шнурком на поясе. Внизу они имеют узкие «манжеты», обычно тоже вышитые. Покрой и вышивка шаровар очень разнообразны. Этот тип одежды получил очень широкое распространение среди мусульманского населения Западной Африки. Его носят и фульбе, и волоф, и мандинго.

Основа одежды туарега: широкие шаровары и «гандура» — длинная рубаха без рукавов из белой хлопчатобумажной ткани, поверх которой носят другую, цвета индиго; обязательна и просторная шерстяная накидка «эрессани» (она делается из ткани). Голова — затылок, шея, подбородок, рот, нос и лоб — задрапированы в покрывало — «тагельмуст». На затылке оно искусно уложено наподобие шлема.

Головные уборы надевали только по торжественным случаям. Нилотские народы делали из сухих стеблей травянистых растений при помощи глины, золы и жидкого навоза уборы самой разнообразной причудливой формы. Немало народов знали шапочки лишь как социальный знак принадлежности к знати. В районах мусульманского населения уже со времени средневековья получили широкое распространение фески и тюрбаны. Традиционная одежда женщины вовсе не включала головного убора. Лишь сомалийки носили головной платок, туго обтягивая им голову и завязывая узлом над левым ухом.

Обуви многие народы Центральной Африки и Межозерья не знали. В Западной и Северо-Восточной Африке получили распространение сандалии из выделанной кожи, закрепленные на одном пальце, туфли без задников, мягкие сапоги.

В современной Африке почти у всех народов преобладает одежда европейского типа. Характерные черты африканской одежды сегодня: отсутствие узконациональной привязанности и сочетание элементов африканского и европейского костюмов. Строгое и узаконенное сочетание цветов и канонические узоры сменились буйством ярких красок и разнообразными набивными узорами. Современные африканцы любят иногда неожиданные для европейского глаза сочетания ярких контрастных цветов, которые хорошо гармонируют с их темной кожей.

Такие элементы, как «кенте», «шамма» или несшитые мужские юбки носят иногда в сочетании с европейской одеждой. Сомалийцы, например, носят хлопчатобумажную юбку с рубахой европейского образца и пиджаком. «Экити» — головной убор знати бакуба — стал принадлежностью наряда католических священников в Заире. Главы многих африканских государств носят шапочки из шкуры леопарда—символа традиционной власти вождя или верховного правителя. Традиционные элементы стали сейчас обязательной принадлежностью праздничной и представительской одежды. Послы африканских государств носят обычно европейские костюмы, но, появляясь перед телезрителями или открывая какие-нибудь торжественные собрания, они надевают традиционную национальную одежду.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 822; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!